Преемственность ФГОС дошкольного и начального общего образования | Киндюшенко Анастасия Сергеевна. Работа №308642
Статья посвящена актуальности преемственности федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного и начального образования.
Внедрение утвержденных государственными стандартами образования значительно помогает обеспечить непрерывность и перспективность повышения образования в целом.
Обращая внимание на содержательные стороны ФГОС дошкольного образования и ФГОС начального общего образования, убедимся в наличии преемственности между образовательными областями на уровне дошкольного и начального общего образования.
Преемственность федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного и начального общего образования
А.С. Киндюшенко
Преподаватель:
кандидат психологических наук, доцент кафедры дошкольного и начального образования
Москвитина Н.Ю.
ГБОУ ВО «Ставропольский государственный педагогический институт», г. Ставрополь, Россия
Статья посвящена актуальности преемственности федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного и начального общего образования.
Ключевые слова: образовательный стандарт, регламент, преемственность
Переход дошкольника к школьной образовательной среде является переходом его в другую культурную среду, в другой возрастной категории и социальной ситуации развития ребенка. Обеспечить успешность перехода является задачей объединения усилий сотрудников детского сада с начальной школой.
Основными документами, регламентирующими деятельность образовательных организаций дошкольного и начального общего образования, является ФГОС.
Внедрение утвержденных государственными стандартами образования значительно помогает обеспечить непрерывность и перспективность повышения образования в целом.
В настоящее время понятие перехода понимают как непрерывное воспитание и обучение ребенка с общими и специфическими целями в каждом возрастном периоде. В то же время дошкольные образовательные организации обеспечивают базовое развитие способности ребенка, начальные школы, применяя опыт детского сада, способствуют дальнейшему его личностному развитию.
Преемственность между детским садом и школой осуществляется как по содержанию обучения и воспитания, так и по методам, приемам, организационным формам учебно-воспитательной работы.
Школы и детские сады являются двумя смежными структурами в системе воспитания. Успехи школьного обучения сильно зависят от того, какие знания и умения сформированы в детстве дошкольного возраста, как и уровень развития познавательного интереса и познавательного потенциала ребёнка.
Преемственность государственных образовательных стандартов дошкольного и начального общего образования можно проследить в следующем:
– единый структурно-организационный подход, заключающийся в совокупности требований: к условиям реализации стандарта, структурно-содержательным компонентам основной образовательной программы, образовательным результатам;
– единый психолого-педагогический методологический подход, который прослеживается: в ориентации на деятельностный подход и понятие «ведущей деятельности»; опоре на зону актуального развития и ориентации на зону ближайшего развития ребенка; понятии об универсальных учебных действиях; ориентации на возрастные психофизиологические особенности детей;
– общий принцип организации инклюзивного образования, который отражается: в минимальной регламентации образования детей c ОВЗ; разработке адаптированных (в некоторых случаях индивидуальных) образовательных программ; опоре на индивидуальную программу реабилитации.
Одним из важнейших нововведений образовательных стандартов является создание в образовательной организации основной образовательной программы. Преемственность ФГОС ДО И ФГОС НОО можно проследить в содержании основных образовательных программ. Требованиями стандартов является направленность основных образовательных программ:
– на формирование и развитие основ духовно-нравственной культуры, личностное и интеллектуальное развитие детей;
– процесс успешной социализации ребенка;
– развитие творческих способностей, инициативы, самосовершенствования;
– сохранение и укрепление здоровья детей.
Обращая внимание на содержательные стороны ФГОС дошкольного образования и ФГОС начального общего образования, убедимся в наличии преемственности между образовательными областями на уровне дошкольного и начального общего образования. Пять образовательных областей, обозначенных в ФГОС дошкольного образования, имеют прямую проекцию на предметы основной образовательной программы начального общего образования.
Осуществление совместной работы в детском саду и школе предполагает развитие у дошкольников готовности воспринимать новый образ жизни, новый режим, развитие эмоциональных и мыслительных способностей, которые позволят ему освоить широкую познавательную программу. В условиях ГОС итоги освоения дошкольной и начальной школьной программы находятся в постоянной связи, и они подразделяются по предмету, мета- и личности.