Преемственность форм и методов организации учебной деятельности | Тамара Геннадьевна Самохина. Работа №316176
Переход обучающихся из начального в среднее звено школы – одна из педагогически наиболее сложных проблем, а период адаптации в 5-м классе – один из труднейших периодов школьного обучения. В последние годы много говорится о сложностях этого периода обучения, который порождает серьёзные педагогические проблемы.
Переходный период из начальной школы в основную, сказывается на всех участниках образовательного процесса: обучающихся, педагогах, родителях, администрации школы.
Часто последствия бывают отрицательными, что обусловлено: сменой социальной обстановки; изменением роли учащегося; увеличением учебной нагрузки; изменением режима дня; разностью систем и форм обучения; нестыковкой программ начальной и основной школы; различием требований со стороны учителей - предметников; изменением стиля общения учителей с детьми.
Переходя из четвёртого класса в пятый, ученик попадает в новый мир. От одного уютного кабинета, от одного учителя, к которому ребёнок привык, он попадает в новое образовательное пространство. Новые учителя, новые предметы, новый классный руководитель. Каждый учитель по-своему ведёт урок, оценивает знания и т. д. И часто школьник теряется в этом мире. Высокий уровень тревожности, напряжение, психологический дискомфорт – всё это приводит к стрессовым ситуациям, к потере интереса к учению и, как следствие, к ухудшению успеваемости.
Одним из направлений на пути к решению основной задачи по повышению эффективности и улучшению качества учебно - воспитательного процесса в среднем звене школы, является логическое обеспечение преемственности обучения и воспитания школьников.
Министерство образования и науки Калужской области
Государственное казённое общеобразовательное учреждение Калужской области «Людиновская школа-интернат для обучающихся
с ограниченными возможностями здоровья»
249402, г. Людиново, Калужская обл., ул. Дзержинского, д. 1,
тел.-факс: 8(48444) 6-23-42
«Преемственность
форм и методов организации
учебной деятельности»
Мо учителей начальных классов
март,2023 г.
Учитель начальных классов:
Самохина Т. Г.
Переход обучающихся из начального в среднее звено школы – одна из педагогически наиболее сложных проблем, а период адаптации в 5-м классе – один из труднейших периодов школьного обучения. В последние годы много говорится о сложностях этого периода обучения, который порождает серьёзные педагогические проблемы.
Переходный период из начальной школы в основную, сказывается на всех участниках образовательного процесса: обучающихся, педагогах, родителях, администрации школы.
Часто последствия бывают отрицательными, что обусловлено: сменой социальной обстановки; изменением роли учащегося; увеличением учебной нагрузки; изменением режима дня; разностью систем и форм обучения; нестыковкой программ начальной и основной школы; различием требований со стороны учителей - предметников; изменением стиля общения учителей с детьми.
Переходя из четвёртого класса в пятый, ученик попадает в новый мир. От одного уютного кабинета, от одного учителя, к которому ребёнок привык, он попадает в новое образовательное пространство. Новые учителя, новые предметы, новый классный руководитель. Каждый учитель по-своему ведёт урок, оценивает знания и т. д. И часто школьник теряется в этом мире. Высокий уровень тревожности, напряжение, психологический дискомфорт – всё это приводит к стрессовым ситуациям, к потере интереса к учению и, как следствие, к ухудшению успеваемости.
Одним из направлений на пути к решению основной задачи по повышению эффективности и улучшению качества учебно - воспитательного процесса в среднем звене школы, является логическое обеспечение преемственности обучения и воспитания школьников.
Преемственность – это последовательная, непрерывная связь между различными ступенями в развитии качеств личности школьника, опора на его нравственный опыт, знания, умения, навыки, расширение и углубление их в последующие годы образования.
Переход в пятый класс - это своеобразное испытание и не только для школьников, но и для педагогов. Классному руководителю необходимо за короткое время узнать детей и их семьи, научиться эффективно управлять деятельностью учащихся, быть их проводником и наставником.
Учителю начальной школы предстоит доказать, что он хорошо подготовил школьников к обучению в старшем звене и вооружил их всеми необходимыми знаниями, умениями, навыками.
Не следует также забывать, что пятиклассники - это уже младшие подростки, и подходы к их обучению нужно строить в соответствии с этим возрастным периодом.
Проблемы, связанные с переходом обучающихся
из начального звена в среднее
1. В среднюю школу дети приходят с разным уровнем подготовленности.
Обучающиеся отличаются: отношением к учёбе; общим развитием; умением самостоятельно работать, осмысливать материал.
2. Большое количество учителей вместо одного порождает вариативность поведения школьников.
Одни учителя предпочитают «живые» уроки, когда дети активно работают, вступают в учебные дискуссии, спорят с товарищами, отстаивая свою точку зрения. Другие педагоги отдают предпочтение более спокойным урокам. Основными их лозунгами становятся: «Отвечаем только с поднятой рукой!», «Никаких споров и совместных решений! Это слишком шумно».
В связи с этим ребёнок не может выстроить модель своего поведения на уроке и пока он решает для себя эту новую задачу, он может попасть в число неуспешных школьников и его отметочный статус будет установлен педагогом без соответствия с реальными возможностями.
3. Создание ситуации успеха для пятиклассников.
Ошибочным мнением педагогов среднего и старшего звена является признание того, что в пятом классе нужно приучать школьников к нелёгкому учебному труду, а создание ситуации успеха, равно так же как и использование игровых моментов на уроке, - это удел начальной школы. Такое мнение приводит к большому разрыву в организации учебного процесса в начальном звене и средней школе. Пятиклассники ещё очень нуждаются в позитивных отзывах педагога. Ситуация успеха и эмоциональные переживания, связанные с ней, продолжают оставаться действенными мотивами для успешного обучения.
4. Отсутствие гибкого переноса традиций классного коллектива в средней школе.
Пятиклассники обычно очень тяжело переживают, когда рушатся традиции, которые они вместе с учителем создавали и хранили на протяжении четырех лет. Вдумчивые педагоги, понимая значимость этих традиций в жизни детей, стремятся сохранить их и продолжить в пятом классе с последующей трансформацией в соответствии с возрастными особенностями в более важные и необходимые для учеников мероприятия.
5. Отсутствие коллективных средств обучения.
Следует помнить о том, что в подростковом возрасте ведущей деятельностью для школьников становится деятельность общения. Приоритеты от учителя и родителей перемещаются к сверстникам. Теперь именно они становятся наиболее значимыми в жизни подростка, в том числе и пятиклассника. Ребята хотят взаимодействовать со сверстниками и в учебной деятельности. Они с удовольствием работают в больших и малых группах, парах. Кроме того, позитивные отношения к сверстнику они переносят и на педагога, способного организовать значимое для школьников общение.
6. Наличие большей свободы и самостоятельности.
В начальных классах большую часть времени дети находились вместе с учителем, как на уроках, так и на переменах. А в среднем звене классный руководитель не имеет возможности постоянно находиться с детьми. Поэтому ученики порой не знают, как правильно распорядиться свободным временем, что зачастую приводит к нарушению дисциплины на перемене.
7. Личностный контакт с учителями.
Не следует забывать, что пятиклассники - народ эмоциональный. И во многом школьную жизнь они воспринимают через призму собственных эмоций. Отношение к предмету определяется личностным отношением к учителю, а не наоборот. Если нравится учитель, то нравится и предмет. Это уже в старшем возрасте, школьники будут способны оценить интеллектуальный багаж педагога, его достижения и знания. А пока для них важны забота и внимание со стороны учителя.
Однако было бы не справедливо говорить, что переходу в среднее звено сопутствуют лишь проблемы и препятствия. Есть много положительных моментов и новобразований в этом переходном периоде. Большинство школьников быстро адаптируются и легко преодолевают все сложности.
Нельзя отрицать и то, что существует категория детей, для которых пятый класс становится «облегчением». Это касается учеников, у которых не сложились отношения с учителем начальной школы, и выход в большую школьную семью спасает их от неотъемлемого клейма «бездельник», «хулиган», «лодырь», «неумеха» и т.д. Очень нелегко вырваться из этого порочного круга. В этой ситуации многообразие педагогов и их мнений спасает ребёнка от предвзятости, открывает для него новые горизонты и веру в себя.
Основные пути реализации преемственности
в учебно – воспитательной работе:
к
ак можно раньше определить учителей-предметников и классных руководителей будущих
пятиклассников
;
п
осещение будущим классным руководителем уроков
, классных часов
;
с
облюдение единых педагогических требований к обучению и поведению учащихся;
и
зучение учебных программ: учитель начальных классов д
олжен знать программы
5 класса;
у
читель-предметник среднего звена может начинать работу в 5 классе, т
олько изучив программы
начальной школы, чтобы правильно организовать повторение материала, изученного в начальной школе и разработать систему мер по дальнейшему формированию новых учебных знаний и умений;
д
иагностика сформированности общеучебных умений и навыков;
п
роведение психолого – педагогического консилиума по вопросам адаптации пятиклассников к новой ситуации обучения и жизнедеятельности в школе.
ПАМЯТКА - РЕКОМЕНДАЦИИ УЧИТЕЛЮ,
РАБОТАЮЩЕМУ С ПЯТИКЛАССНИКАМИ
1. Необходимо согласовать требования всех учителей-предметников.
2. Уделять особое внимание организации учебного процесса.
3. Сделать нормой единые дисциплинарные требования: начинать уроки со звонком; готовиться к уроку на перемене; прививать культуру диалога, не перебивать ни учителя, ни ученика; поднятая рука – это сигнал вопроса или ответа; отвечаем, выйдя из-за парты, для развернутого ответа выходим к доске.
4. Учитель-предметник должен помнить, что урок в 5-м классе должен быть с частой сменой видов деятельности, включать физкультминутку.
5. На уроках не должна превышаться норма письма, на всех уроках главная общеучебная задача – формирование речевых, коммуникативных умений.
6. Новые виды учебной деятельности должны сопровождаться четкими инструкциями.
7. Особое внимание на всех уроках уделять развитию поэтапно навыков работы с текстом.
8. Задача учителя – знать затруднения в усвоении учебного материала, своевременно прийти на помощь.
9. Не забывайте: «Ученик и учитель – союзники. Обучение должно быть бесконфликтным».
10. Учитесь учить не уча.
Правильно организованная работа по преемственности – залог успеха обучения детей в основной школе.