Преемственность в обучении технологии | Елена Александровна Иванова. Работа №327377
Статья "Преемственность в обучении технологии при переходе учащихся из начальной школы в среднее звено" будет полезна учителям начальной школы и преподавателям технологии.Новые стандарты образования под преемственностью подразумевают постепенный и последовательный переход от одной ступени к другой. При этом происходит постепенное изменение форм, методов, приемов, технологий в обучении. Перевод из младшего звена в среднее – переломный момент в жизни ребенка. Это интересный и сложный этап в судьбе школьника. Насколько он будет сложным, во многом зависит от учителей начальной и средней школы.Вопросы преемственности обучения предметной области Технология начального и среднего звена очень остро становятся в 5 классе. И тому есть объективные причины. Это и усложнение материала, и изменение учительского состава, и увеличение требований, что не может не повлиять на тревожное состояние детей. И очень часто приводит к снижению успеваемости подростков по предмету.
Преемственность в обучении технологии при переходе учащихся из начальной школы в среднее звено.
Ключевым вопросом эффективности образования при его модернизации является преемственность в обучении начального и среднего звена.
Новые стандарты образования под преемственностью подразумевают постепенный и последовательный переход от одной ступени к другой. При этом происходит постепенное изменение форм, методов, приемов, технологий в обучении.
Перевод из младшего звена в среднее – переломный момент в жизни ребенка. Это интересный и сложный этап в судьбе школьника. Насколько он будет сложным, во многом зависит от учителей начальной и средней школы.
Вопросы преемственности обучения предметной области Технология начального и среднего звена очень остро становятся в 5 классе. И тому есть объективные причины. Это и усложнение материала, и изменение учительского состава, и увеличение требований, что не может не повлиять на тревожное состояние детей. И очень часто приводит к снижению успеваемости подростков по предмету.
У значительной части учащихся пятых классов происходит снижение успеваемости, активности, заинтересованности при переходе из начального звена в среднее. Ситуация новизны является для любого человека в некоторой степени тревожной, а для ребенка особенно. Учебная и социальная ситуация пятого класса ставит перед учеником задачи качественно нового уровня по сравнению с начальной школой. Резкие изменения условий обучения, разнообразие требований, проявляемых к школьнику разными учителями, смена позиции «старшего» в начальном звене на «самого маленького» в среднем, - все это является серьезным испытанием для учащегося.
Сегодня перед педагогами остро стоит вопрос о содержательной и методической концепции непрерывного образования. Преемственность между начальной и основной школой должна осуществляться как по содержанию обучения, так и по методам, приемам и организационным формам учебно-воспитательной работы.
При обучении предмету Технология на начальном этапе в начальной школе в основном необходим иллюстративный метод. Он позволяет наглядно ознакомиться со многими технологическими операциями, способствует формированию новых умений. А дальше, когда ученик освоил приемы работы по образцу, необходимо внедрять те формы работы, которые позволят использовать приобретенные знания и умения для творческой самореализации.
Немаловажное значение в решении проблемы преемственности имеет подбор учителей-предметников, их личностные особенности в сравнении с учителем начальных классов. За четыре года обучения дети привыкают к типу эмоциональности первого учителя, поэтому переход к другому, например, противоположному типу будет очень труден. Решать эту задачу необходимо как можно раньше, чтобы дать возможность учителям-предметникам ближе познакомиться со своими будущими учениками.
Укреплению преемственности служат следующие направления:
Полные данные о выпускниках начальной школы («Портфель достижений»).
Подготовленность учителя к работе с детьми этого возраста.
Совместная методическая работа учителей-предметников и учителя начальных классов.
Согласованность в содержании учебных курсов начальной и средней школы.
Единые требования к учащимся.
Согласованность в нормах выставления оценок.
Работа с родителями.
Совместные внеклассные мероприятия.
Так, например, при проведении занятий необходимо использовать разноуровневые задания (точное повторение, создание объекта по заданным условиям, создание объекта с применением дополнительных техник).
Для того, чтобы, попав в новую систему организационно-воспитательного процесса, ребенок не испытывал больших затруднений, перед начальной школой стоит огромная задача научить его учиться. Для этого необходимо опираться на те методы и приемы в образовании, которые способствуют активизации процессов обучения и самостоятельно продумывать алгоритмы выполнения практических заданий.
Одним из методов, позволяющих добиться преемственности между начальной и средней школой, является проектная деятельность. Эта гибкая модель, позволяющая образовательному и воспитательному процессу направить развитие учащихся на творческую самореализацию в познании мира.
К переходу в среднее звено у детей улучшаются показатели креативности мышления, нестандартности решений, способность к дискуссии, высказывание своего мнения. Очень интересна тема коллективных проектов. Когда каждый участник проекта, вкладывая свою небольшую лепту в общее дело, является участником большого события. И тут дети учатся еще и взаимодействовать между собой и наставниками, являясь одним целым грандиозным механизмом.
В свою очередь учителям начальной школы важно учитывать стиль работы учителей второй ступени, знать характер их требований и приемы работы.
Немаловажное значение для осуществления преемственности имеет знание
преподавателями младших классов программ и учебников пятого класса, а учителями-предметниками соответствующих программ и учебников начальной школы. Преемственность можно обеспечить лишь в том случае, если учитель хорошо представляет себе «вчера-сегодня-завтра» знаний, умений, навыков конкретных учеников конкретного класса.
Учителю начального звена важно знать темы, которые вызывают наибольшие затруднения у пятиклассников. Опережающее обучение - важный фактор психологической подготовки учащихся к переходу на вторую ступень образования.
Задача учителей-предметников – обратить внимание на типичные ошибки, которые допускают учащиеся пятого класса, назвать сложные темы и разделы программы. Для решения этой проблемы особую значимость приобретает знание программ начальной школы и программ по предметам школы второй ступени.
На разных этапах обучения дети зачастую занимаются по разным авторским программам и учебникам, что приводит к многократным и неэффективным повтором одного и того же материала.
Практика современной школы решает проблему преемственности путем создания непрерывного курса русского языка, способного обеспечить связь всех звеньев от начала до конца изучения предмета. В школьных программах по русскому языку уделяется особое внимание систематической работе над формированием орфографической грамотности учащихся. Необходимость поиска путей повышения качества обучения русскому языку возникает у каждого учителя. В четвертом классе заканчивается начальный этап освоения языка и речи. Изучаемый материал группируется вокруг понятий: текст, предложение, словосочетание, слово. Знакомство с частями речи завершается изучением склонения имен существительных, прилагательных, спряжением глаголов. В целом программа четвертого класса ориентирована на то, чтобы обеспечить готовность учащихся к успешному продолжению занятий языком и речью в средней школе.
Содержание и структура курса русского языка реализуется также в учебнике, который является основным пособием, определяющим всю совместную работу учителя и учащихся. Целесообразнее, на мой взгляд, использовать учебный комплекс под редакцией В. Бабайцевой. Большинство материалов этого учебника располагается концентрически по отношению к материалам учебника для начальной школы ( автор Т. Г. Рамзаева ). Многие разделы знакомы учащимся по начальной школе. Вместе с этим объем материала расширяется, добавляются новые темы.
Анализируя содержание программ по предметам, учителя вырабатывают единые требования к оценке результатов обучения, к оценке контрольных работ, работ по развитию речи в четвертом и пятом классах.
Большую помощь детям во время этого сложного периода адаптации должны оказывать родители. Она заключается в следующем:
Обеспечить ребенку спокойную обстановку, четкий режим.
Уделять внимание развитию учебной деятельности детей.
Поддерживать веру ребенка в себя, в свои способности.
Помогать в подготовке домашнего задания и в преодолении возникающих трудностей.
Почаще
общаться с классным руководителем, учителями- предметниками.
Переход в пятый класс – это новый этап в жизни ребенка, и оттого насколько будет оказываться поддержка родителей, зависит успешность не только адаптации к среднему звену, но и всей последующей школьной жизни.
Можно с уверенностью сказать, что проблема преемственности разрешима даже с теми трудностями, которые испытывают учителя, но разрешима лишь в том случае, если в работе над ней будут участвовать и начальная и средняя школа.