Преемственность в работе детского сада и школы как условие успешной адаптации детей к школьному образованию | Мой кабинет. Работа №352014
Два важнейших звена в общей системе образования, в которых происходят самое значительное психологическое и физическое развитие детей это дошкольное учреждение и школа. Дошкольное образование – это первый уровень единой системы образования РФ («Об образовании в РФ» от 29.12.12 № 273-ФЗ).
Переход в школу из детского сада – сложный и ответственный момент в жизни детей, как в социально-психологическом, так и в физиологическом плане, который от ребенка требует адаптации к новым условиям социального существования. При поступлении в школу коренным образом изменяются условия жизни, возрастает психоэмоциональная нагрузка, на смену играм приходят ежедневные занятия, ведущей становится учебная деятельность.
Преемственность в работе детского сада и школы как условие успешной адаптации детей к школьному образованию
«Школьное обучение никогда не начинается
с пустого места, а всегда опирается на
определённую стадию развития,
проделанную ребёнком».
Лев Семенович Выготский
Два важнейших звена в общей системе образования, в которых происходят самое значительное психологическое и физическое развитие детей это дошкольное учреждение и школа. Дошкольное образование – это первый уровень единой системы образования РФ («Об образовании в РФ» от 29.12.12 № 273-ФЗ).
Переход в школу из детского сада – сложный и ответственный момент в жизни детей, как в социально-психологическом, так и в физиологическом плане, который от ребенка требует адаптации к новым условиям социального существования. При поступлении в школу коренным образом изменяются условия жизни, возрастает психоэмоциональная нагрузка, на смену играм приходят ежедневные занятия, ведущей становится учебная деятельность.
Если процесс адаптации ребенка к школе развивается достаточно успешно, то ученик чувствует уверенность в своих силах, ему психологически комфортно, и как следствие, его учебная деятельность складывается благополучно, облегчается его социализация в обществе. Но зачастую педагоги отмечают, что поступление ребенка в школу сопровождается тяжелыми переживаниями, снижением активности, эмоциональными проблемами, и это связано с трудностями процесса социально-психологической адаптации. Адаптация на начальном этапе обучения неизбежна, но одни дети успешно переживают ее, а у других данный процесс затягивается, порождая негативные явления.
У родителей существует мнение, что ранее обучение ребенка в дошкольном возрасте обеспечит ему в дальнейшем успешность школьного образования, позитивное отношение учителей и признание сверстников. Они считают, что это и будет залогом их успешной учебы. Но, как считают психологи, если ребенок не готов к социальной позиции школьника, то даже при наличии у него необходимого запаса умений и навыков, уровня интеллектуального развития, ему трудно в школе, т. к. не всегда высокий уровень интеллектуального развития совпадает с личностной готовностью ребенка к школе. Исследования российских педагогов и психологов позволяют отметить, что формирование у дошкольника образа будущего школьника помогут ему адаптироваться к социально значимой позиции школьника в системе общественных и межличностных отношений, научат оценивать свою социальную сущность. Отсюда следует, что детский сад должен стать фундаментом, а школа зданием.
Во избежание негативных последствий, связанных с адаптацией детей к школьной жизни, в практике нашего дошкольного учреждения и Очурской школы сложились продуктивные формы сотрудничества.
Налажено тесное сотрудничество на протяжении многих лет. Детский сад и школа расположены рядом это позволяет детям детского сада ежедневно общаться со школьниками, наблюдать за их играми на улице, уроками физкультуры. Основная масса выпускников нашего детского сада становятся ее учениками.
Формы осуществления преемственности разнообразны, а их выбор обусловлен степенью взаимосвязи, стилем, содержанием взаимоотношений образовательных учреждений.
Важным мероприятием в сфере преемственности дошкольного и начального общего образования является экскурсия будущих первоклассников в школу. Эти посещения приоткрывают перед старшими дошкольниками дверь в их скорое будущее, закладывают основы успешной адаптации в новом «втором доме».
Уже традицией в нашем саду стала экскурсия детей подготовительной группы в школу, на праздничную и торжественную линейку в честь дня знаний. Экскурсии в школу помогают педагогам более образно, ярко познакомить детей с той обстановкой и атмосферой, в которую попадут будущие первоклассники уже скоро. Воспитанники увидели празднично одетых ребят – первоклашек и будущих выпускников.
Традиционной формой знакомства будущих первоклассников со школой являются экскурсии-обозрения для ознакомления с социумом школы: классами, кабинетами, залами, библиотекой.
Экскурсии в школу, где детей провели по разным кабинетам, разрешили всё попробовать: послушать школьный звонок, походить по школьным коридорам, позаниматься в классе, посидеть за партой, сходить в школьную библиотеку, библиотекарь для детей всегда готовит интересные задания. Очень заинтересовало детей посещение школьного музея боевой славы. Интересно побывать и в спортивном зале и, конечно, в столовой. Всё это производит неизгладимое впечатление на детей, вызывает у ребят желание пойти в школу. Такие мероприятия резко повышают школьную мотивацию, вселяют уверенность в своих силах, формируют положительный образ о новом месте учебы. После таких экскурсий дети с восторгом рассказывают родителям, как замечательно в школе. Дошкольникам интересно не только побывать в стенах школы, но и пообщаться с настоящими школьниками.
Методическая работа осуществляется через взаимопосещений занятий и уроков. Данное сотрудничество позволяет решать проблемы преемственности. Учителя начальных классов имеют возможность ближе познакомиться с формами работы, которые используются в детском саду, узнать основные требования "Программы" по которой работает ДОУ, увидеть своих будущих первоклассников в привычной для них обстановке. А воспитатели детского сада лучше познакомиться с "программами" для детей 1 класса, узнать основные направления работы учителей начальных классов, увидеть своих выпускников на уроках в школе.
Известно, что без тесной взаимосвязи с семьей невозможно полноценное развитие ребенка. Работа с родителями ведется на протяжении всего учебного года: беседы, встречи, консультационные дни, выставки литературы, педагогические встречи, круглые столы, анкетирование. Как показала практика, особый интерес у родителей вызывают встречи с учителями.
Такая работа по преемственности определяет следующие результаты:
1) повышается компетентность родителей;
2) открытый диалог в рамках сотрудничества (родители – воспитатели – учителя);
3) безболезненная адаптация детей в 1 классе;
4) формирование мотивации детей;
5) обеспечение равных стартовых возможностей;
6) защищённость мира детства.
Таким образом, только совместная целенаправленная работа воспитателя и учителя даст возможность детям с разным уровнем подготовленности, с разным уровнем развития чувствовать себя комфортно в начальной школе, и каждому ребенку продвигаться своим темпом.
Литература
1. Авраменко, Н. К. Подготовка ребенка к школе. М.: Педагогика, 2006. – 48 с.
2. Венгер, Л. А. Готов ли ваш ребенок к школе? М.: Знание, 2009. – 189 с.
3. Кравцова, Е. Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. М.: Педагогика, 2007. – 145с.