ПРЕИМУЩЕСТВА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ПСИХОЛОГИИ | Кириллова Наталья Павловна. Работа №346198. Номер работы: №346198
Оптимизация образования — это приведение системы образования к такому уровню, который может обеспечить каждому обучающемуся стабильные высокие результаты обучения и воспитания наиболее экономным путем с минимальными затратами времени и усилий студентов и преподавателей. В статье показано, что данный процесс неразрывно связан с тем, какие именно методы и формы обучения использует в своей деятельность преподаватель колледжа.
ПРЕИМУЩЕСТВА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ
ПРИ ИЗУЧЕНИИ ПСИХОЛОГИИ
Н. П. Кириллова, преподаватель ГБПОУ Центр НПМР ЛО
Оптимизация образования — это приведение системы образования к такому уровню, который может обеспечить каждому обучающемуся стабильные высокие результаты обучения и воспитания наиболее экономным путем с минимальными затратами времени и усилий студентов и преподавателей. Данный процесс неразрывно связан с тем, какие именно методы и формы обучения использует в своей деятельность преподаватель колледжа.
В педагогической науке метод представляет собой способ совместной деятельности обучающихся и педагога, в результате которой происходит передача знаний, а также формирование умений и навыков. Методы обучения делятся на три группы: пассивный, активный и интерактивный метод.
1. Пассивный метод – это форма взаимодействия преподавателя и обучающегося, в которой преподаватель является основным действующим лицом и управляющим ходом занятия, а обучающейся выступают в роли пассивных слушателей, подчиненных директивам преподавателя. Связь преподавателя со студентами на пассивных занятиях осуществляется посредством опросов, самостоятельных, контрольных работ, тестов и т. д. С точки зрения современных педагогических технологий и эффективности усвоения студентами учебного материала пассивный метод мало эффективен, но, несмотря на это, он имеет и некоторые плюсы. Это относительно легкая подготовка к занятию со стороны преподавателя и возможность преподнести сравнительно большее количество учебного материала в ограниченных временных рамках занятия.
2. Активный метод – это форма взаимодействия обучающихся и преподавателя, при которой они взаимодействуют друг с другом в ходе занятия и обучающиеся здесь не пассивные слушатели, а активные участники, обучающиеся и преподаватель находятся на равных правах. Если пассивные методы предполагали авторитарный стиль взаимодействия, то активные больше предполагают демократический стиль.
Наиболее современной формой активных методов являются интерактивные, которые ориентированы на более широкое взаимодействие обучающихся не только с преподавателем, но и друг с другом и на доминирование активности обучающихся в процессе обучения. Место преподавателя на интерактивных занятиях сводится к направлению деятельности студентов на достижение целей занятия. Преподаватель также разрабатывает план занятия (обычно, это интерактивные упражнения и задания, в ходе выполнения которых студент изучает материал).
3. Интерактивное обучение — это специальная форма организации познавательной деятельности. Она подразумевает вполне конкретные и прогнозируемые цели. Цель состоит в создании комфортных условий обучения, при которых обучающиеся или слушатель чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения, дать знания и навыки, а также создать базу для работы по решению проблем после того, как обучение закончится.
Работая над совершенствованием содержания образования и повышения его качества, педагогический коллектив ГБПОУ Центр НПМР ЛО (далее Центр НПМР ЛО) пришел к выводу, что эффективность деятельности зависит от многих факторов. Важное место занимает умелое владение преподавателями современными образовательными технологиями.
Каждый преподаватель Центра НПМР ЛО имеет индивидуальный методический стиль работы, на который он предпочитает опираться, выстраивая многофакторные отношения со студентами в ходе образовательного процесса.
Учитывая, что главными характеристиками выпускника любого образовательного учреждения являются его компетентность и мобильность, акценты при изучении модульных учебных дисциплин переносятся на сам процесс познания, эффективность которого полностью зависит от познавательной активности самого студента.
Проблема активности личности в обучении как ведущий фактор достижения целей обучения, общего развития личности, профессиональной ее подготовки требует принципиального осмысления важнейших элементов обучения и утверждает в мысли, что стратегическим направлением активизации обучения является не увеличение объема передаваемой информации, не усиление и увеличение числа контрольных мероприятий, а создание дидактических и психологических условий осмысленности учения, включения в него обучающегося на уровне не только интеллектуальной, но личностной и социальной активности.
Активное обучение предполагает использование такой системы методов, которая направлена главным образом не на изложение преподавателем готовых знаний, их запоминание и воспроизведение, а на самостоятельное овладение учащимися знаниями и умениями в процессе активной мыслительной и практической деятельности.
Общие задачи подготовки специалиста также определяют выбор метода обучения. Преподаватель всегда должен помнить, что обучение — это не только усвоение знаний и умений, но и развитие, и воспитание студентов. Для развития творческого профессионального мышления широко используются методы активного обучения: эвристические беседы, учебные дискуссии; для развития познавательных интересов и способностей - самостоятельная работа с дополнительной литературой, анализ проблемных ситуаций, решение ситуационных задач.
В педагогическом арсенале методов активного обучения, применяемых в своей работе преподавателями Центра НПМР ЛО, используются как имитационные методы, так и не имитационные. Имитационные методы представлены игровыми и неигровыми формами:
к неигровым соотносят анализ проблемных ситуаций, действия по инструкции и т. д.
в качестве игровых методов выделены
деловые игры
,
дидактические
или учебные игры,
игровые ситуации
,
ролевые игры
,
игровые приемы и процедуры
,
тренинги в активном режиме
,
имитационные модели
,
имитационные игры
.
При этом к игровым процедурам и приемам, которые могут использовать в своей деятельности преподаватели Центра НПМР ЛО, относят средства реализации отдельных, единичных принципов. В первую очередь, различные формы активизации лекций и других традиционных форм обучения, игровые педагогические приемы, отдельные средства активизации. Например, лекцию с использованием метода анализа конкретных ситуаций в виде иллюстрации осуществляемой преподавателем, бинарную лекцию, проблемную лекцию, творческую задачу — реализующие принцип проблемности; лекцию пресс-конференцию, лекцию-дискуссию, лекцию-беседу — принцип диалогового общения.
Игровые ситуации представляются средством реализации двух и более принципов, не совпадающим с деловой игрой составом элементов и не имеющим формализованной структуры, правил поведения на игровой площадке, регламента. Примером игровой ситуации можно считать дискуссионные занятия, проводимые в развернутом виде, с незапланированными выступлениями и оппонированием, когда заранее неизвестно кто и в каком качестве (докладчика, критика, провокатора) будет участвовать в обсуждении. А также ситуации, используемые для ролевых игр, театрализованных игр, упрощенных управленческих тренингов и т. п.
Под не имитационными методами понимают - программированное обучение, проблемную лекцию, выпускную работу.
Характеристика основных активных методов обучения:
Проблемное обучение - такая форма, в которой процесс познания учащихся приближается к поисковой, исследовательской деятельности. В сотрудничестве с преподавателем студенты «открывают» для себя новые знания, постигают теоретические особенности отдельной науки.
Основной дидактический прием «включения» мышления учащихся при проблемном обучении - создание проблемной ситуации, имеющей форму познавательной задачи, фиксирующей некоторое противоречие в ее условиях и завершающейся вопросом, который это противоречие объективирует.
Анализ профессиональных ситуаций - метод развивает способность к анализу нерафинированных жизненных и производственных задач. Сталкиваясь с конкретной ситуацией, обучаемый должен определить: есть ли в ней проблема, в чем она состоит, определить свое отношение к ситуации.
Разыгрывание ролей - игровой метод активного обучения, характеризующийся наличием проблемы, распределением ролей между участниками ее решения и вводом педагогом в процессе занятия корректирующих условий. Например, с помощью метода разыгрывания ролей может быть имитирована сестринская манипуляция.
Метод игрового проектирования значительно активизирует изучение учебных дисциплин, делает его более результативным вследствие развития навыков проектно-конструкторской деятельности обучаемого.
Семинар-дискуссия образуется как процесс диалогического общения участников, в ходе которого происходит формирование практического опыта совместного участия в обсуждении и разрешении теоретических и практических проблем.
«Круглый стол» - это метод активного обучения, одна из организационных форм познавательной деятельности учащихся, позволяющая закрепить полученные ранее знания, восполнить недостающую информацию, сформировать умения решать проблемы, укрепить позиции, научить культуре ведения дискуссии. Наряду с активным обменом знаниями, у учащихся вырабатываются профессиональные умения излагать мысли, аргументировать свои соображения, обосновывать предлагаемые решения и отстаивать свои убеждения.
Мозговой штурм - широко применяемый способ продуцирования новых идей для решения научных и практических проблем. Его цель - организация коллективной мыслительной деятельности по поиску нетрадиционных путей решения проблем.
В технологии активного обучения «вынужденная активность» участников обусловлена условиями и правилами, при которых ученик или активно участвует, напряженно думает, или вообще выбывает из процесса.
Основные дидактические задачи, стоящие перед преподавателями, состоят в том, чтобы заинтересовать студентов своим опытом, убедить в его прогрессивности, сформировать конструктивную позицию в отношении нововведений, пробудить чувство нового, вызвать рефлексивную самооценку собственной практики.
Активные методы обучения нам позволяют решить одновременно три учебно-организационные задачи:
Подчинить процесс обучения управляющему воздействию преподавателя.
Обеспечить активное участие в учебной работе как подготовленных студентов, так и не подготовленных.
Установить непрерывный контроль за процессом усвоения учебного материала.
Таким образом, активные методы обучения – это обучение деятельностью. Именно в активной деятельности, направляемой преподавателем, студенты овладевают необходимыми знаниями, умениями, навыками для их профессиональной деятельности, развиваются творческие способности. В основе активных методов лежит диалогическое общение, как между преподавателем и студентами, так и между самими студентами. А в процессе диалога развиваются коммуникативные способности, умение решать проблемы коллективно, и самое главное развивается речь студентов. Активные методы обучения направлены на привлечение студентов к самостоятельной познавательной деятельности, вызвать личностный интерес к решению каких-либо познавательных задач, возможность применения студентами полученных знаний. Целью активных методов является, чтобы в усвоении знаний, умений, навыков участвовали все психические процессы.
Особенность и специфика среднего медицинского образования - необходимость овладения алгоритмами выполнения медицинских манипуляций студентами в кабинетах доклинической практики и лишь после этого они допускаются к работе с пациентами в отделениях клиники.
Таким образом, особенности активных методов обучения заключаются в высоком уровне мыслительной, аналитической деятельности студентов. К тому же практическая деятельность способствует более прочному усвоению знаний. Повышает интерес к занятию, что сопряжено с положительными эмоциями и идет эмоционально-интеллектуальный отклик на обучение. Наблюдается высокий уровень мотивации, самоуправления. Общение происходит на деловой основе. Развиваются творческие и коммуникативные способности.
Активные методы обучения создают условия для формирования и закрепления профессиональных знаний, умений и навыков у студентов техникума, создают необходимые условия для развития умений самостоятельно мыслить, ориентироваться в новой ситуации, находить свои подходы к решению проблем, устанавливать деловые контакты с аудиторией, что определяет профессиональные качества будущего специалиста, вооружают основными знаниями, необходимыми специалисту в его квалификации, формируют профессиональные умения и навыки, т.к. для практики необходима теория, а для теории практика.
В результате использования активных методов в учебном процессе повышается эмоциональный отклик студентов на процесс познания, мотивацию учебной деятельности, интерес на овладение новыми знаниями, умениями и практическом их применении, а на основе слияния образовательных и информационных технологий формируется принципиально новый, интеграционный подход к образовательному процессу. Это способствует формированию современного мышления при подготовке специалистов любого, в том числе медицинского профиля.
Использование преподавателями активных методов в Центре НПМР ЛО способствует повышению качества образовательного процесса, выработке новых подходов к профессиональным ситуациям, развитию творческих способностей студентов.
В результате освоения учебной дисциплины ОП.09 ПСИХОЛОГИЯ обучающийся должен обладать предусмотренными ФГОС по специальности СПО 31.02.01 Лечебное дело следующими умениями, знаниями, которые формируют профессиональную компетенцию (ПК), и общими компетенциями (ОК)
Общие компетенции:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК.7 – Брать ответственность за работу членов команды (подчиненных) за результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение квалификации.
ОК 11. Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу, человеку.
Профессиональные компетенции:
ПК 1.1. Проводить мероприятия по сохранению и укреплению здоровья населения, пациента и его окружения.
ПК 1.2. Проводить санитарно-гигиеническое воспитание населения.
ПК. 1.3. Участвовать в проведении профилактики инфекционных и неинфекционных заболеваний.
ПК 2.1. Представлять информацию в понятном для пациента виде, объяснять ему суть вмешательств.
ПК 2.2. Осуществлять лечебно-диагностические вмешательства, взаимодействуя с участниками лечебного процесса.
ПК 2.3. Осуществлять реабилитационные мероприятия.
ПК 3.1. Оказывать паллиативную помощь.
В каждом МДК общепрофессионального модуля имеется теоретический и практический курс. При изучении теоретического курса незаменимы такие методы организации учебного процесса, как учебная дискуссия, эвристическая беседа, конференция, к которым студенты готовятся самостоятельно, используя методические пособия для самоподготовки, работа с книгой, периодической печатью, Интернет. В результате формируется компетенция поиска и использования информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
На теоретических занятиях используется метод опережающей тематики. Его основное отличие от стандартной методики заключается в том, что домашнее задание дается не на закрепление пройденного материала, а на самостоятельное изучение и самоусвоение нового. Использование метода опережающей тематики повышает качество подготовки студентов, исключает из учебного процесса непроизводительное время (чтение лекций под запись) и за счет этого увеличивается время на формирование умений и навыков студентов, прививаются навыки самообучения и повышается мотивация к саморазвитию.
Деловые игры, как и все активные методы обучения, характеризуются следующими типичными чертами:
активизируют мышление студентов;
стимулируют самостоятельное принятие студентами профессиональных, творческих, мотивационно оправданных действий и решений;
повышают эффективность обучения не за счет увеличения объема информации, а благодаря глубине и скорости ее усвоения.
Таким образом, студенты обучаются работать в коллективе, эффективно общаться с коллегами и руководством, выполнять зависимую, независимую и взаимозависимую роли, а также брать на себя ответственность за работу подчиненных членов команды и результат выполнения заданий. В процессе выполнения студентами заданий отмечается возникновение позитивного взаимодействия между членами группы при их осознании зависимости друг от друга, когда задание и общая цель формулируются так, что у студентов возникает чувство ответственности не только за собственный успех, но и за деятельность коллег, формируется способность работать в команде. Деятельность такого рода в результате улучшает психологический климат в группе, у студентов усиливается потребность в межличностном общении, возрастает тяга к приобретению знаний и, как следствие, повышается успеваемость, а также внутренняя удовлетворенность результатами собственной деятельности.
Технология проведения учебных деловых игр с ориентацией на развитие системного мышления, обеспечивает возможность гибкой адаптации специалиста к условиям профессиональной деятельности и способствует формированию общих и профессиональных компетенций.
Изучение дисциплины позволяет развить клиническое и логическое мышление так необходимое в работе медицинского персонала среднего звена. Наша задача, как преподавателей — приучить студентов к самостоятельной и творческой работе на занятиях и дома. Лабораторно-практические занятия это самая емкая часть учебной нагрузки. Это форма обучения, при которой студент имеет наибольший контакт с преподавателем. Такое занятие углубляет, детализирует знания, формирует профессиональные умения и навыки у обучающихся, заинтересовывает его. Приобретение профессиональных навыков лучше всего происходит в ходе деловых и имитационных игр, в работе парами и микрогруппами. Среди технологий обучения и стимуляции мыслительной деятельности студентов и реализации проблемного подхода к обучению очень эффективны использование ситуационных задач, сравнительного анализа «как надо делать» и «как не надо делать». Для отработки умения, навыков и знаний обучающиеся задают вопросы, которые вместе обсуждаем, решают задачи, используют тренинги.
Для контроля знаний используем различные тесты открытого и закрытого типа, контрольные карточки, графические диктанты, круглые столы, интерактивный метод закрепления знаний «снежный ком» и т. д. Такой подход к обучению нацеливает обучающихся на реальную практическую деятельность, позволяет формировать профессиональные качества.
Анализ данных, полученных в процессе проведения занятий показал, что, наиболее высокие средние баллы (выше на 0,8 – 1,3) и высокое качество знаний (на 10% - 30%) при изучении общепрофессионального модуля ОП.09 прослеживается при изучении тех тем, где применяются такие активные методы изучения как разыгрывание ролей при решении ситуационных задач, разыгрывание ситуации в ролях, то есть игровые имитационные методы. Эти методы относятся к наиболее эффективным методам обучения.
Применение активных методов обучения обеспечивает подготовку студентов к анализу и проектированию своей деятельности, принятию решений в стандартных и нестандартных ситуациях, к оказанию медицинских услуг в пределах своих полномочий.
Исходя из вышеизложенного можно сделать следующие выводы:
Применение на занятиях по
обще
профессиональному модулю
О
П.0
9
«Психология»
активных методов обучения, таких
как ролевые
игры, деловые игры, разбор конкретных ситуаций, групповые дискуссии в сочетании с внеаудиторной работой, повышает мотивацию студентов к учебе, активизирует познавательную деятельность, способствует успешному освоению знаний и развитию профессиональных умений, формирует общие и профессиональные компетенции у студентов.
Для выполнения основных видов деятельности, у медицинско
го
работника
должны быть сформированы общие и профессиональные компетенции; поэтому, перед преподавателями профессиональных модулей стоит основная задача
- построение
образовательного процесса при изучении модуля с использованием инновационных методов обучения, которые будут способствовать формированию высокого уровня общих и профессиональных компетенций у будущих медицинских
работников
.
Повышение качества профессионального образования заключается в создании и реализации в образовательном процессе следующих условий, способствующих обеспечению высокого уровня профессиональной подготовки студентов:
создание учебно-симуляционной образовательной среды, способствующей качественному формированию практической компетентности
будущей медицинской сестры и накоплению навыков практического опыта;
повышение качества учебно-методического обеспечения занятий, с применением интерактивных методов обучения, за счет
повышения профессиональной компетентности преподавателей.
П
реподаватель должен быть компетентен в вопросах применения инновационных методов обучения, и совершенствовать профессиональную компетентность.
направленность медицинского образования на подготовку будущего специалиста способного к самообучению, самообразованию,
самоорганизации личности.
Э
та тенденция обусловлена переходом к системе «образование через всю жизнь», где основной целью образовательного процесса, является не только усвоение знаний, но и овладение способами этого усвоения, развитием познавательной активности студентов;
Информационное обеспечение обучения:
И.В. Островская. Психология
общения.-
М
: учебник для мед. училищ и колледжей / Островская И. В. - 2-е изд.,
испр
.
: ГЭОТАР- Медиа, 2018.
И.В. Островская.
Психология.-
М
: учебник для мед. училищ и колледжей / Островская И. В. - 2-е изд.,
испр
.
.: ГЭОТАР- Медиа, 2018.
Психология: учебник / О.И. Полянцева –
Ростов
н/Дону Феникс, 2017.
Е.С.
Сахарчук
.
Психология делового
общения.-
М
: учебник для СПО: КНОРУС, 2018.
Л.Д. Столяренко, С.И. Самыгин. Психология
общения.-
Ростов
н/Д
:
учебник для СПО,
Феникс,
2019
А.М. Руденко, С.И. Самыгин. Профессиональная этика и психология делового общения- М
:
учебник для СПО, КНОРУС, 2021
Э.В. Островский. Основы психологии- М: учебное пособие для ВУЗ, 2018
Спринц
А.М.,
Шамрей
В. К., Шатова Е. П., Медицинская психология
Спецлит
2021г.
Панина, Т.С. Современные способы активизации обучения: учеб. пособие для студентов.
высш
. учеб заведений / Т.С. Панина, Л.Н. Вавилова; под ред. Т.С. Паниной. – М.: Академия, 2008.
Полякова Е.И. «Ролевые игры как средство стимулирования у студентов интереса к освоению опыта межкультурного взаимодействия» 2008г
Смолкин А.М. Методы активного обучения. Москва, 1991
Интернет-ресурсы:
Психология [Электронный ресурс
] :
учебник для мед. училищ и колледжей / Островская И. В. - 2-е изд.,
испр
. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2016. - http://www.medcollegelib.ru/book/ISBN9785970436530.html
Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "интернет":
http://azps.ru/training/index.html
http://www.testkub.ru/
https://www.psyinst.ru/library.php
https://e.lanbook.com/
www.pedlib.ru Педагогическая библиотека
http://pedagogy.ru/