Преимущества и недостатки раннего приобщения детей к ИКТ ☼
Автор: Сариева Афродита Константиновна
Преимущества и недостатки раннего приобщения детей к ИКТ
Компьютер, являясь самым современным инструментом для обработки информации, служит мощным техническим средством обучения, играет роль незаменимого помощника в воспитании и общем психическом развитии дошкольников. Компьютер привлекателен для детей, как любая новая игрушка. Общение детей дошкольного возраста с компьютером начинается с компьютерных игр. Компьютерные игры необходимо тщательно подбирать с учетом возраста ребенка и учебной направленности.
Современные исследования в области дошкольной педагогики К.Н. Моторина, М.А. Холодной, С.А. Шапкина и др. свидетельствуют о возможности овладения компьютером детьми в возрасте 3-6 лет. Как известно, этот период совпадает с моментом интенсивного развития мышления ребенка, подготавливающего переход от наглядно-образного к абстрактно-логическому мышлению. На этом этапе компьютер выступает особым интеллектуальным средством для решения задач разнообразных видов деятельности.
Ассоциации «Компьютер и детство» в содружестве с учеными многих институтов, начиная с 1986 года, и исследования, проведенные во Франции, показали, что благодаря мультимедийному способу подачи информации достигаются следующие результаты:
· дети легче усваивают понятия формы, цвета и величины;
· глубже постигаются понятия числа и множества;
· быстрее возникает умение ориентироваться на плоскости и в пространстве
· тренируется эффективность внимания и память;
· раньше овладевают чтением и письмом;
· активно пополняется словарный запас;
· развивается мелкая моторика, формируется тончайшая координация движений глаз.
· уменьшается время, как простой реакции, так и реакции выбора;
· воспитывается целеустремлённость и сосредоточенность;
· развивается воображение и творческие способности;
· развиваются элементы наглядно-образного и теоретического мышления.
Грамотное приобщение детей к ИКТ формирует столь важные операции мышления, как обобщение, классификация предметов по признакам. Компьютерные игры повышают самооценку дошкольников.
Но, наряду с плюсами, возникают различные проблемы при раннем приобщении детей к ИКТ. Поэтому, любого педагога и родителя волнует вполне закономерный вопрос о возможном негативном воздействии компьютерной техники на организм ребенка. При этом нужно учитывать, что все компьютерные программы для дошкольников должны иметь положительную нравственную направленность, но в них не должно быть агрессивности, жестокости, насилия. Особый интерес вызывают программы с элементами новизны, необычности, программы должны нести обучающий, развивающий характер и должны соответствовать возрастным особенностям детей.
Обычно детям дошкольного возраста рекомендуют находиться от 15 до 20 минут, а то и не более 10 минут.
При работе компьютеров и интерактивного оборудования в помещении создаются специфические условия: уменьшаются влажность, повышается температура воздуха, увеличивается количество тяжелых ионов, возрастает электростатическое напряжение в зоне рук детей, встает вопрос о сохранении здоровья и зрения. Периодичность занятий 2 раза в неделю. Нормально развивающийся ребенок в этом возрасте двигается 70-80% времени бодрствования, поэтому пока вопрос о "засиживании" за компьютером не актуален.
Итак, грамотное использование средств информационных технологий позволит сделать процесс обучения и развития детей достаточно простым и эффективным, освободит от рутинной ручной работы, откроет новые возможности раннего образования.
Список использованной литературы.
1. Справочник руководителя дошкольного учреждения. – М, Сфера, 2006
2. Управление инновационными процессами в ДОУ. – М., Сфера, 2008
3. Горвиц Ю., Поздняк Л. Кому работать с компьютером в детском саду. Дошкольное воспитание, 1991г., № 5
4. Калинина Т.В. Управление ДОУ. «Новые информационные технологии в дошкольном детстве». М, Сфера, 2008
5. Ксензова Г.Ю. Перспективные школьные технологии: учебно - методическое пособие. - М.: Педагогическое общество России, 2000
6. Моторин В. "Воспитательные возможности компьютерных игр". Дошкольное воспитание, 2000г., № 11
7. Новоселова С.Л. Компьютерный мир дошкольника. М.: Новая школа, 1997