Преимущества и недостатки раннего приобщения детей к ИКТ

Автор: Сариева Афродита Константиновна

Преимущества и недостатки раннего приобщения детей к ИКТ

Компьютер, являясь самым современным инструментом для обработки информации, служит мощным техническим средством обучения,   играет роль незаменимого помощника в  воспитании и общем психическом развитии дошкольников. Компьютер привлекателен для детей, как любая новая игрушка. Общение детей дошкольного возраста с компьютером начинается  с компьютерных игр. Компьютерные игры необходимо  тщательно подбирать с учетом возраста ребенка  и учебной направленности.

Современные исследования в области дошкольной педагогики К.Н. Моторина, М.А. Холодной, С.А. Шапкина и др. свидетельствуют о возможности овладения компьютером детьми в возрасте 3-6 лет. Как известно, этот период совпадает с моментом интенсивного развития мышления ребенка, подготавливающего переход от наглядно-образного к абстрактно-логическому мышлению.  На этом этапе компьютер выступает особым интеллектуальным средством для решения задач разнообразных видов деятельности.

Ассоциации «Компьютер и детство» в содружестве с учеными многих институтов, начиная с 1986 года, и исследования, проведенные во Франции, показали, что благодаря мультимедийному способу подачи информации достигаются следующие результаты:

·         дети легче усваивают понятия формы, цвета и величины;

·         глубже постигаются понятия числа и множества;

·         быстрее возникает умение ориентироваться на плоскости и в пространстве

·         тренируется эффективность внимания и память;

·         раньше овладевают чтением и письмом;

·         активно пополняется словарный запас;

·         развивается мелкая моторика, формируется тончайшая координация движений глаз.

·         уменьшается время, как простой реакции, так и реакции выбора;

·         воспитывается целеустремлённость и сосредоточенность;

·         развивается воображение и творческие способности;

·         развиваются элементы наглядно-образного и теоретического мышления.

Грамотное приобщение детей  к ИКТ формирует столь важные операции мышления, как обобщение,  классификация  предметов по признакам. Компьютерные игры повышают самооценку дошкольников.

Но, наряду с плюсами, возникают различные проблемы при раннем приобщении детей к ИКТ. Поэтому, любого педагога и родителя волнует вполне закономерный вопрос о возможном негативном воздействии компьютерной техники на организм ребенка. При этом нужно учитывать,  что все компьютерные программы для дошкольников должны иметь положительную нравственную направленность, но в них не должно быть агрессивности, жестокости, насилия.  Особый интерес вызывают программы с элементами новизны, необычности, программы должны нести обучающий, развивающий характер и должны соответствовать возрастным особенностям детей.

Обычно детям дошкольного возраста рекомендуют находиться от 15 до 20 минут, а то и не более 10 минут.

При работе компьютеров и интерактивного оборудования в помещении создаются специфические условия: уменьшаются влажность, повышается температура воздуха, увеличивается количество тяжелых ионов, возрастает электростатическое напряжение в зоне рук детей,  встает вопрос о сохранении здоровья и зрения. Периодичность занятий 2 раза в неделю. Нормально развивающийся ребенок в этом возрасте двигается 70-80% времени бодрствования, поэтому пока вопрос о "засиживании" за компьютером не актуален.

Итак, грамотное использование средств информационных технологий позволит сделать процесс обучения и развития детей  достаточно простым и эффективным, освободит от рутинной ручной работы, откроет новые возможности раннего образования.

 

 

Список использованной литературы.

 

1.     Справочник руководителя дошкольного учреждения. – М, Сфера, 2006

2.     Управление инновационными процессами в ДОУ. – М., Сфера, 2008

3.     Горвиц Ю., Поздняк Л. Кому работать с компьютером в детском саду. Дошкольное воспитание, 1991г., № 5

4.     Калинина Т.В.  Управление ДОУ. «Новые информационные технологии в дошкольном детстве». М, Сфера, 2008

5.     Ксензова Г.Ю. Перспективные школьные технологии: учебно - методическое пособие. - М.: Педагогическое общество России, 2000

6.     Моторин В. "Воспитательные возможности компьютерных игр". Дошкольное воспитание, 2000г., № 11

7.     Новоселова С.Л. Компьютерный мир дошкольника. М.: Новая школа, 1997

 

 

comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x