"Преломление светового луча в воде"" | Ушакова Виктория Владимировна. Работа №287555
Автор: Ушакова Виктория Владимировна
Конспект по экспериментально - иследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста. Конспект направлен на формирование у детей дошкольного возраста представлений о световом луче и его свойствах.
Цель: Развивать познавательною активность детей в процессе экспериментирования; развивать умение выдвигать гипотезы, проверять предположения и формулировать выводы.
Задачи:
• Повторить свойства света и светового луча;
• Познакомить детей с помощью опытной деятельности с понятием – преломление светового луча;
• Рассказать где используется эффект преломления светового луча;
• Разобрать виды отображающей поверхности;
• Исследовать формы отображающей поверхности;
• Исследовать зависимость отображения от формы отображающей поверхности.
• Создать проблемную ситуацию (показ видео ролика, для активации познавательной активности детей, и желания решать возникающие вопросы при помощи опытно экспериментальной деятельности.
Тема: «Преломление светового луча в воде»
Цель: Развивать познавательною активность детей в процессе экспериментирования; развивать умение выдвигать гипотезы, проверять предположения и формулировать выводы.
Словарная работа со словами: выгнутая, вогнутая, отображение, преломляться, черпак.
Задачи:
• Повторить свойства света и светового луча;
• Познакомить детей с помощью опытной деятельности с понятием – преломление светового луча;
• Рассказать где используется эффект преломления светового луча;
• Разобрать виды отображающей поверхности;
• Исследовать формы отображающей поверхности;
• Исследовать зависимость отображения от формы отображающей поверхности.
• Создать проблемную ситуацию (показ видео ролика, для активации познавательной активности детей, и желания решать возникающие вопросы при помощи опытно экспериментальной деятельности.
Оборудование:
Магнитный мольберт;
Пиктограммы
«С
вета и светового луча
»
;
Картинки с изображением очков, фотоаппарата, видеокамеры, зеркала.
Зеркало на подставке;
Пустой стакан;
Стакан
,
наполненный на половину водой;
Металлическая столовая ложка.
Телевизор.
Материал:
• фломастер;
• тетрадь пиктограмм;
• Зеркала на подставке;
• Пустой стакан;
• Стакан, наполненный на половину водой;
Металлическая столовая ложка.
Карточки с иллюстрациями.
Предварительная работа:
Изучение свойств «Света и светового луча», наблюдение за воздухом и водой,
рассматривание отображений на разных отображающих поверхностях.
Ход работы
Воспитатель: Ребята сегодня мы с вами продолжаем изучение свойств «Света и его использование».
Давайте вспомним свойства «Светового луча».
Выходит ребёнок и по пиктограммам рассказывает о свойствах «Света и светового луча»:
- Источником света может являться не только солнце, но и обычная лампа;
- Луч света прямолинеен;
- Свет расходится одинаково во всех направлениях;
- Луч света проходит через прозрачные предметы.
Воспитатель: продолжая исследовать свойства «Светового луча» я предлагаю вам провести опыт.
Опыт№1. «Почему сломалась ложка»
У детей на столе стоит стакан с ложкой и стакан с водой. Предлагаю их внимательно рассмотреть. Стакан с ложкой прозрачный, но не совсем пустой.
- Ребята как вы думаете, чем наполнен стакан?
Дети: воздухом.
Воспитатель: Правильно воздухом. Ложку хорошо видно в стакане?
Дети: хорошо видно потому что стакан и воздух прозрачны.
Воспитатель: Выньте ложку из стакана осмотрите её внимательно, не сломана ли она?
Дети: нет с ложкой все в порядке.
Воспитатель: Положите ложку обратно в стакан с воздухом, изменилась ли форма ложки?
Дети: Нет.
Воспитатель: Поставьте стакан с ложкой и возьмите стакан с водой. Посмотрите внимательно, часть стакана наполнена водой, а часть воздухом. То место где вода соприкасается с воздухом - называется границей воды и воздуха.
Ребята скажите, а пройдет ли луч света через воду и воздух?
Дети: да пройдёт, потому что воздух и вода прозрачны, а световой луч проходит через прозрачные предметы.
Воспитатель: Ребята давайте теперь вынем ложку из стакана с воздухом и поставим ложку в стакан с водой. Посмотрите внимательно, произошли какие ни будь изменения с ложкой?
Дети: да, с ложкой произошли изменения, ложка кажется сломанной.
Воспитатель: А как вы думаете, почему так получилось?
Дети высказывают свои предположения.
Воспитатель: Ложка кажется сломанной, потому что луч света ни одинаково проходит сквозь воздух и воду. Луч света преломляется на границе воды и воздуха. Такой эффект называется преломлением светового луча.
Какой мы можем сделать вывод?
Дети;
Вывод: Луч света не одинаково проходит через воду и воздух - преломляется на границе. Такой эффект называется преломлением светового луча.
Воспитатель предлагает детям отобразить это на пиктограммах.
Воспитатель: ребята мы с вами изучили ещё одно свойство светового луча – преломление. Это свойство используется при изготовлении очков, фотоаппаратов, видеокамер и зеркал.
Сегодня мы с вами будем исследовать еще и отражающие поверхности. Но перед этим я хочу, чтобы мы с вами немножко отдохнули перед предстоящими исследованиями.
Воспитатель: Мы с вами немного отдохнули и теперь с новыми силами можем приступать к новым исследованиям.
Представьте себе ясный солнечный день, вы стоите на берегу реки и смотрите в неё, что вы видите в воде?
Дети: Своё отражение.
Воспитатель: А смогли бы вы увидеть своё отражение, если бы не было солнца и была бы полная темнота?
Дети: Нет, потому что не было бы источника света.
Воспитатель: правильно без источника света не будет и отражения.
А где ещё можно увидеть своё отражение?
Дети: в зеркале, металлических предметах, в окне когда на улице темно, а в помещении светло.
Воспитатель: Ребята, а давайте изучим с вами свойства некоторых отражающих поверхностей.
И для начала я предлагаю вам пройти в наш видео зал и посмотреть очень интересный видеоролик.
Дети рассаживаются перед экраном и смотрят отрывок из мультфильма «Ну погоди!» «Комната смеха» (Волк и заяц рассматривают себя в кривых зеркалах).
После просмотра видеоролика воспитатель предлагает детям пройти обратно в экспериментальную лабораторию.
Воспитатель: ребята как вы думаете, почему в разных зеркалах у волка и зайца было разное отражение?
Дети высказывают свои предположения.
Воспитатель: А давайте,
чтобы проверить ваши догадки мы проведем некоторые опыты.
Опыт№2. «Отражение в зеркале»
Воспитатель: Ребята у вас на столах стоят зеркала, возьмите их в руки, осмотрите их, какая поверхность зеркала?
Дети: ровная гладкая.
Воспитатель: а теперь давайте посмотримся в них, что вы видите?
Дети: Мы видим своё отражение.
Воспитатель: Да зеркала отражают ваш образ.
Коснитесь пальцем до носа, уха, щеки. Что вы видите?
Дети: Мы видим, что отображение повторяет все за нами.
Воспитатель: Правильно, ваше отображение полностью повторяет все ваши движения.
Какой мы можем сделать вывод?
Дети: Отображение в зеркале полностью повторяет все движения.
Воспитатель предлагает отобразить это на пиктограмме.
Воспитатель: Ребята мы с вами рассмотрели отображение в зеркале и выяснили, что оно полностью повторяет вши образы и движения.
А о каких еще отражающих поверхностях мы с вами говорили?
Дети: металлических.
Воспитатель: посмотрите на свои столы. Лежит ли на них что-то металлическое?
Дети: Да, столовая ложка.
Опыт №3. «Сломанная ложка»
Воспитатель: возьмите ложку, рассмотрите. Та часть за которую мы держимся называется ручкой, а та часть ложки, которой зачерпываем пищу – черпаком. Черпак имеет две стороны внешнюю – выгнутую, и внутреннюю – вогнутую сторону.
Давайте с вами посмотримся во внешнюю – выгнутую сторону черпака. Вы видите свое отображение?
Дети: да мы видим своё отображение.
Воспитатель: а давайте помашем себе рукой. Ваше отображение повторяет за вами как отображение в зеркале?
Дети: Да наше отображение повторяет за нами как в зеркале.
Воспитатель: А есть ли какая ни будь разница между отображением, которое мы видели в зеркале, и отображением которое мы видим в выгнутой стороне черпака?
Дети: Изображение во внешней стороне черпака уменьшает наше отображение.
Воспитатель: да, из-за не ровной, а выгнутой поверхности черпака ваше отображение уменьшилось.
Давайте теперь посмотримся во внутреннюю – вогнутую сторону черпака, и тоже помашем себе рукой. Повторяет ли ваше отображение за вами?
Дети: Да повторяет.
А изменилось ли, что ни будь в вашем отображении по сравнению с отображением во внешней стороне черпака?
Дети: Да, изменилось. Наше отображение не только уменьшилось, но и перевернулось.
Воспитатель: Какой мы из этого можем сделать вывод?
Дети: В зависимости от формы отображающей поверхности меняется отображение, но оно всегда повторяет наши движения.
Воспитатель предлагает запиктографировать полученный результат.
Воспитатель: Ребята мы с вами проделали опыты с 3 разными видами отображающей поверхности, с ровной, вогнутой и выгнутой. На основании наших исследований мы можем сделать вывод: от чего же зависит наше отображение в отражающей поверхности?
Дети: Наше отображение зависит от формы отражающей поверхности.
Теперь мы можем ответить на вопрос от чего у волка и зайца были, такие разные отображения в зеркалах?
Дети: Да. У волка и зайца были разные отображения из - за разной формы зеркал.
Физкультминутка.
Под листочком жук проснулся,
Потянулся, встрепенулся.
Брюшко, нос, глаза, усы
Вымыл капелькой росы.
Опыт №4. «Рассматривание предметов через стакан с водой»
Рассмотреть палец
.
Рассмотреть щенка
.
Рассмотреть стрелки
.
Рассмотреть разноцветные линии
.
Рассмотреть
двухцветную картинку.
Рассмотреть разноцветная картинка
.
Подведение итогов:
Воспитатель: Ребята мы сегодня с вами повторяли свойства света и светового луча. Что мы узнали нового о световом луче?
Дети: Световой луч по-разному проходит через воду и воздух. На границе воды и воздуха световой луч преломляется. Такой эффект называется преломлением светового луча. Он используется в изготовлении очков, видеокамер, фотоаппаратов и зеркал.
Воспитатель: Что мы узнали об отражающих поверхностях?
Дети: Отражающие поверхности бывают разных видов и форм. Наше отображение повторяет все наши движения и зависит от формы отражающей поверхности.