Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

"Преломление светового луча в воде"" | Ушакова Виктория Владимировна. Работа №287555

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Автор: Ушакова Виктория Владимировна
Конспект по экспериментально - иследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста. Конспект направлен на формирование у детей дошкольного возраста представлений о световом луче и его свойствах.

Цель: Развивать познавательною активность детей в процессе экспериментирования; развивать умение выдвигать гипотезы, проверять предположения и формулировать выводы.

Задачи:

• Повторить свойства света и светового луча;

• Познакомить детей с помощью опытной деятельности с понятием – преломление светового луча;

• Рассказать где используется эффект преломления светового луча;

• Разобрать виды отображающей поверхности;

• Исследовать формы отображающей поверхности;

• Исследовать зависимость отображения от формы отображающей поверхности.

• Создать проблемную ситуацию (показ видео ролика, для активации познавательной активности детей, и желания решать возникающие вопросы при помощи опытно экспериментальной деятельности.

Тема«Преломление светового луча в воде»

 

Цель: Развивать познавательною активность детей в процессе экспериментирования; развивать умение выдвигать гипотезы, проверять предположения и формулировать выводы.

 

Словарная работа со словами: выгнутая, вогнутая, отображение, преломляться, черпак.

 

Задачи:

• Повторить свойства света и светового луча;

• Познакомить детей с помощью опытной деятельности с понятием – преломление светового луча;

• Рассказать где используется эффект преломления светового луча;

• Разобрать виды отображающей поверхности;

• Исследовать формы отображающей поверхности;

• Исследовать зависимость отображения от формы отображающей поверхности.

• Создать проблемную ситуацию (показ видео ролика, для активации познавательной активности детей, и желания решать возникающие вопросы при помощи опытно экспериментальной деятельности.

 

Оборудование:

Магнитный мольберт;

Пиктограммы 

«С

вета и светового луча

»

;

Картинки с изображением очков, фотоаппарата, видеокамеры, зеркала.

Зеркало на подставке;

Пустой стакан;

Стакан

,

наполненный на половину водой;

Металлическая столовая ложка.

Телевизор.

Материал:

• фломастер;

• тетрадь пиктограмм;

• Зеркала на подставке;

• Пустой стакан;

• Стакан, наполненный на половину водой;

Металлическая столовая ложка.

Карточки с иллюстрациями.

 

 

Предварительная работа:

Изучение свойств «Света и светового луча», наблюдение за воздухом и водой,

рассматривание отображений на разных отображающих поверхностях.

Ход работы

 

Воспитатель: Ребята сегодня мы с вами продолжаем изучение свойств «Света и его использование».

Давайте вспомним свойства «Светового луча».

Выходит ребёнок и по пиктограммам рассказывает о свойствах «Света и светового луча»:

- Источником света может являться не только солнце, но и обычная лампа;

- Луч света прямолинеен;

Свет расходится одинаково во всех направлениях;

- Луч света проходит через прозрачные предметы.

 

Воспитатель: продолжая исследовать свойства «Светового луча» я предлагаю вам провести опыт.

 

Опыт1. «Почему сломалась ложка»

У детей на столе стоит стакан с ложкой и стакан с водой. Предлагаю их внимательно рассмотреть. Стакан с ложкой прозрачный, но не совсем пустой.

- Ребята как вы думаете, чем наполнен стакан?

Дети: воздухом.

 

Воспитатель: Правильно воздухом. Ложку хорошо видно в стакане?

 

Дети: хорошо видно потому что стакан и воздух прозрачны.

 

Воспитатель: Выньте ложку из стакана осмотрите её внимательно, не сломана ли она?

 

Дети: нет с ложкой все в порядке.

 

Воспитатель: Положите ложку обратно в стакан с воздухом, изменилась ли форма ложки?

 

Дети: Нет.

 

Воспитатель: Поставьте стакан с ложкой и возьмите стакан с водой. Посмотрите внимательно, часть стакана наполнена водой, а часть воздухом. То место где вода соприкасается с воздухом - называется границей воды и воздуха.

Ребята скажите, а пройдет ли луч света через воду и воздух?

 

Дети: да пройдёт, потому что воздух и вода прозрачны, а световой луч проходит через прозрачные предметы.

 

Воспитатель: Ребята давайте теперь вынем ложку из стакана с воздухом и поставим ложку в стакан с водой. Посмотрите внимательно, произошли какие ни будь изменения с ложкой?

 

Дети: да, с ложкой произошли изменения, ложка кажется сломанной.

 

Воспитатель: А как вы думаете, почему так получилось?

Дети высказывают свои предположения.

Воспитатель: Ложка кажется сломанной, потому что луч света ни одинаково проходит сквозь воздух и воду. Луч света преломляется на границе воды и воздуха. Такой эффект называется преломлением светового луча.

Какой мы можем сделать вывод?

Дети;

Вывод: Луч света не одинаково проходит через воду и воздух - преломляется на границе. Такой эффект называется преломлением светового луча.

Воспитатель предлагает детям отобразить это на пиктограммах.

Воспитатель: ребята мы с вами изучили ещё одно свойство светового луча – преломление. Это свойство используется при изготовлении очков, фотоаппаратов, видеокамер и зеркал.

Сегодня мы с вами будем исследовать еще и отражающие поверхности. Но перед этим я хочу, чтобы мы с вами немножко отдохнули перед предстоящими исследованиями.

 

Воспитатель: Мы с вами немного отдохнули и теперь с новыми силами можем приступать к новым исследованиям.

Представьте себе ясный солнечный день, вы стоите на берегу реки и смотрите в неё, что вы видите в воде?

Дети: Своё отражение.

 

Воспитатель: А смогли бы вы увидеть своё отражение, если бы не было солнца и была бы полная темнота?

 

Дети: Нет, потому что не было бы источника света.

 

Воспитатель: правильно без источника света не будет и отражения.

А где ещё можно увидеть своё отражение?

Дети: в зеркале, металлических предметах, в окне когда на улице темно, а в помещении светло.

Воспитатель: Ребята, а давайте изучим с вами свойства некоторых отражающих поверхностей.

И для начала я предлагаю вам пройти в наш видео зал и посмотреть очень интересный видеоролик.


Дети рассаживаются перед экраном и смотрят отрывок из мультфильма «Ну погоди!» «Комната смеха» (Волк и заяц рассматривают себя в кривых зеркалах).

После просмотра видеоролика воспитатель предлагает детям пройти обратно в экспериментальную лабораторию.

Воспитатель: ребята как вы думаете, почему в разных зеркалах у волка и зайца было разное отражение?

Дети высказывают свои предположения.

Воспитатель: А давайте,

чтобы проверить ваши догадки мы проведем некоторые опыты.

 

Опыт2. «Отражение в зеркале»

 

Воспитатель: Ребята у вас на столах стоят зеркала, возьмите их в руки, осмотрите их, какая поверхность зеркала?

 

Дети: ровная гладкая.

 

Воспитатель: а теперь давайте посмотримся в них, что вы видите?

 

Дети: Мы видим своё отражение.

 

Воспитатель: Да зеркала отражают ваш образ.

Коснитесь пальцем до носа, уха, щеки. Что вы видите?

Дети: Мы видим, что отображение повторяет все за нами.

 

Воспитатель: Правильно, ваше отображение полностью повторяет все ваши движения.

Какой мы можем сделать вывод?

Дети: Отображение в зеркале полностью повторяет все движения.

Воспитатель предлагает отобразить это на пиктограмме.

Воспитатель: Ребята мы с вами рассмотрели отображение в зеркале и выяснили, что оно полностью повторяет вши образы и движения.

А о каких еще отражающих поверхностях мы с вами говорили?

Дети: металлических.

 

Воспитатель: посмотрите на свои столы. Лежит ли на них что-то металлическое?

Дети: Да, столовая ложка.

 

Опыт 3. «Сломанная ложка»

 

Воспитатель: возьмите ложку, рассмотрите. Та часть за которую мы держимся называется ручкой, а та часть ложки, которой зачерпываем пищу – черпаком. Черпак имеет две стороны внешнюю – выгнутую, и внутреннюю – вогнутую сторону.

Давайте с вами посмотримся во внешнюю – выгнутую сторону черпака. Вы видите свое отображение?

Дети: да мы видим своё отображение.

 

Воспитатель: а давайте помашем себе рукой. Ваше отображение повторяет за вами как отображение в зеркале?

 

Дети: Да наше отображение повторяет за нами как в зеркале.

 

Воспитатель: А есть ли какая ни будь разница между отображением, которое мы видели в зеркале, и отображением которое мы видим в выгнутой стороне черпака?

 

Дети: Изображение во внешней стороне черпака уменьшает наше отображение.

 

Воспитатель: да, из-за не ровной, а выгнутой поверхности черпака ваше отображение уменьшилось.

Давайте теперь посмотримся во внутреннюю – вогнутую сторону черпака, и тоже помашем себе рукой. Повторяет ли ваше отображение за вами?

Дети: Да повторяет.

А изменилось ли, что ни будь в вашем отображении по сравнению с отображением во внешней стороне черпака?

Дети: Да, изменилось. Наше отображение не только уменьшилось, но и перевернулось.

 

Воспитатель: Какой мы из этого можем сделать вывод?

 

Дети: В зависимости от формы отображающей поверхности меняется отображение, но оно всегда повторяет наши движения.

Воспитатель предлагает запиктографировать полученный результат.

Воспитатель: Ребята мы с вами проделали опыты с 3 разными видами отображающей поверхности, с ровной, вогнутой и выгнутой. На основании наших исследований мы можем сделать вывод: от чего же зависит наше отображение в отражающей поверхности?

 

Дети: Наше отображение зависит от формы отражающей поверхности.

Теперь мы можем ответить на вопрос от чего у волка и зайца были, такие разные отображения в зеркалах?

Дети: Да. У волка и зайца были разные отображения из - за разной формы зеркал.

 

Физкультминутка.

Под листочком жук проснулся,

Потянулся, встрепенулся.

Брюшко, нос, глаза, усы

Вымыл капелькой росы.

 

Опыт 4. «Рассматривание предметов через стакан с водой»

Рассмотреть палец

.

Рассмотреть щенка

.

Рассмотреть стрелки

.

Рассмотреть разноцветные линии

.

Рассмотреть

двухцветную картинку.

Рассмотреть разноцветная картинка

.

 

Подведение итогов:

 

Воспитатель: Ребята мы сегодня с вами повторяли свойства света и светового луча. Что мы узнали нового о световом луче?

 

ДетиСветовой луч по-разному проходит через воду и воздух. На границе воды и воздуха световой луч преломляется. Такой эффект называется преломлением светового луча. Он используется в изготовлении очков, видеокамер, фотоаппаратов и зеркал.

 

Воспитатель: Что мы узнали об отражающих поверхностях?

 

Дети: Отражающие поверхности бывают разных видов и форм. Наше отображение повторяет все наши движения и зависит от формы отражающей поверхности.

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×