Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Преодоление математической тревожности у учащихся: роль учителя и методик преподавания | Рубцова Ирина Анатольевна. Работа №346168

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Аннотация. В статье рассматривается проблема математической тревожности у учащихся и роль учителя в её преодолении. Описаны основные методики преподавания, направленные на снижение уровня стресса и повышение уверенности в математических способностях учащихся. Подчеркивается важность поддержки и мотивации со стороны педагога.

Ключевые слова: математическая тревожность, учащиеся, методики преподавания, роль учителя, поддержка, мотивация, снижение стресса.

 

ПРЕОДОЛЕНИЕ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ТРЕВОЖНОСТИ У УЧАЩИХСЯ: РОЛЬ УЧИТЕЛЯ И МЕТОДИК ПРЕПОДАВАНИЯ

 

Рубцова Ирина Анатольевна, учитель

КОУ ВО "Воронежская школа-интернат №6"

 

Аннотация. В статье рассматривается проблема математической тревожности у учащихся и роль учителя в её преодолении. Описаны основные методики преподавания, направленные на снижение уровня стресса и повышение уверенности в математических способностях учащихся. Подчеркивается важность поддержки и мотивации со стороны педагога.

Ключевые слова: математическая тревожность, учащиеся, методики преподавания, роль учителя, поддержка, мотивация, снижение стресса.

 

Математическая тревожность — это распространённое явление среди учащихся, которое проявляется в виде страха или неуверенности при решении математических задач. Она может оказывать негативное влияние на успеваемость, снижать мотивацию к обучению и препятствовать развитию математических навыков. Важно, чтобы учителя активно работали над преодолением этой проблемы, используя различные методики и подходы, направленные на снижение уровня тревожности у учащихся и повышение их уверенности в собственных силах.

Одна из ключевых ролей учителя в преодолении математической тревожности заключается в создании поддерживающей атмосферы на уроках. Учащиеся, испытывающие страх перед математикой, часто чувствуют себя уязвимыми и неуверенными в своих способностях. Учитель должен создать условия, при которых каждый ученик чувствует, что его успехи и усилия ценятся. Важным элементом является позитивная обратная связь. Учитель может хвалить даже за небольшие успехи, отмечать прогресс учащихся и поощрять их стремление к изучению математики. Похвала и поддержка со стороны учителя способствуют снижению тревожности и повышению уверенности учащихся в собственных силах.

Кроме того, важную роль играет индивидуализированный подход к обучению. Каждый ученик сталкивается с математикой на своём уровне, и важно, чтобы учитель мог адаптировать задания в зависимости от способностей учащихся. Ученики, которые испытывают трудности с пониманием материала, должны получать дополнительные пояснения и поддержку. Например, учитель может предложить более простые задачи для начала, постепенно увеличивая уровень сложности, чтобы не вызвать у учащихся стресса. Это позволяет школьникам чувствовать себя успешными на каждом этапе и развивать уверенность в своих математических способностях.

Методика разбиения сложных задач на более простые этапы также является эффективным инструментом для снижения тревожности. Учащиеся часто испытывают страх перед решением комплексных задач, не зная, с чего начать. Учитель может предложить метод пошагового решения, где каждая задача делится на несколько этапов, которые необходимо последовательно решить. Такой подход не только помогает лучше понять структуру задачи, но и даёт учащимся возможность сосредоточиться на одном аспекте задачи, снижая уровень стресса. По мере того как ученики успешно решают каждый этап, их уверенность в своих силах возрастает.

Также важным элементом преодоления математической тревожности является развитие навыков самостоятельной работы. Учитель должен научить учеников правильно организовывать своё время и развивать навыки саморегуляции. Например, учитель может предлагать ученикам планировать свои действия при решении задач, выделяя основные шаги и ориентируясь на временные рамки. Это помогает ученикам чувствовать контроль над ситуацией и лучше справляться со сложными заданиями. Постепенно, по мере развития этих навыков, уровень тревожности снижается, так как ученики начинают чувствовать себя более уверенными в решении математических задач.

Использование интерактивных методов обучения также способствует снижению уровня математической тревожности. Например, электронные образовательные платформы позволяют учащимся работать с задачами в игровой форме, что помогает сделать процесс обучения более увлекательным и менее стрессовым. Учащиеся могут получать мгновенную обратную связь и поддержку от учителя или платформы, что помогает быстро исправлять ошибки и продолжать работу. Такой подход снижает страх перед ошибками, делая процесс обучения более комфортным и мотивирующим.

Учителю также важно уделять внимание развитию эмоциональной грамотности у учащихся. Учащиеся, испытывающие математическую тревожность, часто не могут справляться с негативными эмоциями, такими как страх или неуверенность. Учитель может помочь ученикам научиться осознавать и управлять своими эмоциями, обучая их стратегиям снижения стресса, таким как дыхательные упражнения или методы саморегуляции. Это помогает учащимся лучше справляться с тревожностью во время выполнения математических заданий и повышает их способность концентрироваться на задаче, не отвлекаясь на эмоциональные переживания.

Кроме того, важную роль играет формирование положительного отношения к ошибкам. Многие учащиеся боятся делать ошибки на уроках математики, что усиливает тревожность и снижает их желание пробовать новые способы решения задач. Учитель должен объяснить, что ошибки — это неотъемлемая часть учебного процесса и что они помогают лучше понять материал. Вместо наказания за ошибки, учитель должен поощрять учащихся за их попытки и показывать, как можно учиться на своих ошибках. Такой подход способствует снижению страха перед математикой и развивает у учащихся уверенность в том, что они могут справиться с любыми сложностями.

Подводя итог, роль учителя в преодолении математической тревожности у учащихся является ключевой. Создание поддерживающей атмосферы, индивидуализированный подход к обучению, использование интерактивных методов и развитие эмоциональной грамотности помогают снизить уровень тревожности и повысить уверенность учащихся в своих математических способностях. Учителям важно использовать разнообразные методики, чтобы помочь каждому ученику справиться с математической тревожностью и успешно осваивать учебный материал.

 

Список литературы

1. Гончарова Д.А. Преодоление математической тревожности в процессе учебной деятельности учащихся // Вестник науки №1 (70) том 3. С. 423 - 430. 2024 г.

2. Ирниденко В. В. Психологические аспекты работы с подростками на уроках математики / В. В. Ирниденко, А. С. Спильник // Молодой ученый. — 2023. — № 33 (480). — С. 181-183.

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×