ПРЕОДОЛЕНИЕ НАРУШЕНИЙ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ПОСРЕДСТВОМ МНЕМОТЕХНИКИ | Бабасева Алла Васильевна. Работа №253040
Автор: Бабасева Алла Васильевна
В статье представлена коррекционно-логопедическая работа по преодолению нарушений связной речи у старших дошкольников посредством мнемотехники. Предъявляется система коррекционно-логопедической работы с применением последовательных заданий формирующим грамматические категории в рамках заявленной темы.
Бабасева Алла Васильевна
учитель-логопед
МКДОУ города Новосибирска
Детский сад №442 «Кораблик», Российская Федерация
е-mail: allashkurina2009@mail.ru
ПРЕОДОЛЕНИЕ НАРУШЕНИЙ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ПОСРЕДСТВОМ МНЕМОТЕХНИКИ
Аннотация: в статье представлена коррекционно-логопедическая работа по преодолению нарушений связной речи у старших дошкольников посредством мнемотехники. Предъявляется система коррекционно-логопедической работы с применением последовательных заданий формирующим грамматические категории в рамках заявленной темы.
Ключевые слова: дошкольники, связная речь, лексика, грамматика, мнемотехника, коррекционно-логопедическая работа.
В настоящее время особое внимание обращается не только на нарушение речи у старших дошкольников, но и на способы преодоления у них данного нарушения. Было установлено, что дошкольники с тяжелыми нарушениями речи – это дети с поражением центральной нервной системы, что обусловливает частое сочетание у них стойкого речевого расстройства с различными особенностями психической деятельности. Учитывая положение о тесной связи развития мышления и речи (Л. С. Выготский), можно сказать, что интеллектуальное развитие ребенка в известной мере зависит от состояния его речи.
У дошкольников с ТНР в речи могут встречаться отдельные общеупотребительные слова, но они недостаточно сформированы по структуре и звуковому составу, употребляются в неточных значениях. Дифференцированное обозначение предметов и действий почти отсутствует.
Уровень построения связного высказывания, рассказа о собственных ощущениях от увиденного и услышанного в окружающем пространстве, является важным условием усвоения необходимых ребёнку знаний, умений, навыков в словообразовании, словоизменении.
Недостаточность в понимании дошкольником с ТНР пространственной характеристики предметов, животных, явлений, действий – влияет на формирование лексико-грамматической стороны речи, понимания сложных лексико-грамматических конструкций, что приводит к нарушению формирования связной речи. Недостаточный уровень сформированности связной речи у дошкольников, является препятствием для успешного обучения в условиях школы.
В педагогической деятельности, особое внимание уделяется формированию связной речи у старших дошкольников, посредством разных приёмов и средств. У дошкольников, с нормой речевого развития, формирование связной речи реализуется наиболее успешнее, чем у детей с ограниченными возможностями здоровья, имеющими логопедическое заключение – общее недоразвитие речи 1, 2, 3 уровня. В связи с вышесказанным, необходимо разработать систему коррекционных действий для того, чтобы дошкольники с речевыми нарушениями наиболее успешно освоили материал для преодоления общего недоразвития речи.
По результатам логопедического обследования у детей группы компенсирующего вида было выявлено, что уровень связной речи имеет низкие показатели. У дошкольников с общим недоразвитием речи наблюдались разные виды ошибок во фразовой речи, проявлялись пропуски знаменательных слов, было выявлено нарушение линейной последовательности слов в предложении и морфемный аграмматизм.
Таким образом, формирование связной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи является значимой частью в коррекционной работе.
Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи.
Исследования учёных мнестической функции у детей с ТНР показали, что объём их зрительной памяти практически не отличается от нормы, остаются относительно сохранными и возможности смыслового, логического запоминания. Однако заметно снижена слуховая память и продуктивность запоминания, поэтому мною было выбрано направление в преодолении тяжелых нарушений речи у дошкольников посредством мнемотаблиц.
Включение мнемотехники, как одного из средств формирования связной речи у старших дошкольников, расширяет словарный запас существительных, прилагательных, глаголов, наречий и грамматический строй речи, как неотъемлемой части в формировании связной речи у детей.
В своей работе, я применяла приём наглядного моделирования и последовательности усложнения материала – это помогает ребёнку расширить разные виды монологической речи в пересказе рассказа, составления рассказа по серии картин и составления творческого рассказа.
Система коррекционно-логопедической работы по формированию связной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи посредством мнемотехники, реализовывалась в три этапа:
Первый этап коррекционной работы (подготовительный) – изучение внешнего облика героев (по лексической теме недели) для наиболее полного представления на материале мнемотаблицы. Дошкольники учатся составлять фразы, используя верные грамматические конструкции. Применяются задания для формирования лексико-грамматических категорий по материалу Агранович.
Второй этап коррекционной работы (основной) – непосредственное формирование связной речи с использование мнемотаблицы в которой отражены:
1. Последовательное рассматривание каждой из серии картин, отражающих определённую ситуацию героев рассказа (произведения), внешний облик героев и предметов, цветовую гамму, дополнительных элементов.
2. Употребление существительных для каждой из серии картин мнемотаблицы, прилагательных, глаголов, наречий.
3. Первоначальное фонематическое восприятие рассказа (произведения) старшими дошкольниками с общим недоразвитием речи.
4. Вторичное фонематическое восприятие рассказа (произведения) старшими дошкольниками с общим недоразвитием речи.
5. Самостоятельный связный рассказ на основе предоставленного материала – мнемотаблицы.
Третий этап коррекционной работы (заключительный) – формирование связной речи в игровой, коммуникативной, творческой деятельности у старших дошкольников с общим недоразвитием речи с применением объёмного материала героев и предметов изученного рассказа (произведения).
Таким образом, применение мнемотехники в коррекционно-логопедической работе, по истечении времени непосредственно-образовательной деятельности и промежуточного этапа обследования показало, что у старших дошкольников с общим недоразвитием речи улучшились показатели фразовой речи, сократились пропуски знаменательных слов, слова стали сочетаться друг с другом по грамматическим категориям, линейная последовательность слов в предложении закрепилась.