Преодоление неконструктивных детско-родительских отношений. | Ислямгирова Анастасия Юрьевна. Работа №338213
Актуальность темы магистерской диссертации: Воспитывающее влияние семьи играет в жизни человека важнейшую роль. В семье закладываются психологические основы развития личности взрослого человека. Кризис семьи в современном обществе оказывает влияние на развитие потенциала современного поколения детей.
Спектр проблем исследования низкого потенциала подрастающего поколения возникает с увеличением числа неполных семей. Дети из таких семей могут характеризоваться искаженными направлениями развития личности. Мать, не имея психологической поддержки и возможности разделить ответственность за своего ребенка, все проблемы воспитания должна решать сама. Порой она упускает сопровождение таких аспектов развития личности ребенка как его эмоциональная культура, воспитание идеалов мужественности у мальчиков и черт женственности у девочек.
Сложности решения проблем развития личности ребенка из неполных семей в настоящее время требуют психологических и педагогических исследований. Но полнота семьи ещё не является основанием предполагать успешность воспитательного процесса, а неполнота не означает, что в ней обязательно будут оформляться дефекты в развитии детей.
Актуальность темы магистерской диссертации заключается в необходимости обосновывать и разрабатывать программы психологического консультирования сопровождения оптимальных межличностных отношений в неполной семье, преодоления неконструктивных детско-родительских взаимодействий в семье, препятствующих возрастно-нормативным достижениям детей.
Проблема исследования состоит в выявлении особенностей неконструктивных детско-родительских отношений в неполных семьях, влияющих на привязанность детей к матерям, возможностей их преодоления в условиях консультативной деятельности.
Цель исследования: выявление особенностей неконструктивных детско-родительских отношений в неполных семьях детьми младшего школьного возраста, выявление психологических условий их преодоления в специализированной консультативной деятельности.
Объект исследования: детско - родительские отношения в неполных семьях с детьми младшего школьного возраста.
Предмет исследования: динамика детско-родительских отношений в неполных семьях с детьми младшего школьного возраста, влияющих на преодоление ненадежной привязанности детей к матери, в условиях консультативной деятельности.
Гипотезы:
1.Неконструктивные детско-родительские отношения матерей к младшим школьникам в неполных семьях может находить проявление в ненадежном типе привязанности детей.
2.Препятствующими факторами продуктивного разрешения задач по преодолению неконструктивных детско-родительских отношений при воспитании детей младшего школьного возраста в неполных семьях могут выступать авторитарный, равнодушный стиль отношений, повышенный контроль, симбиотические отношения матерей в отношении к детям, влияющие на особенности привязанности ребенка к матери.
3.Если организовать консультативную деятельность для матерей, направленную на преодоление неконструктивных взаимодействия с детьми, то можно способствовать изменению типа привязанности ребенка к матери.
Задачи исследования:
1. Осуществить анализ теоретических подходов к неконструктивным детско-родительским отношениям в неполных семьях с младшими школьниками.
2. Проанализировать подходы к организации консультативной деятельности для преодоления неконструктивных детско-родительских отношений и дать характеристику возможных консультативных направлений для преодоления дисгармонии в детско-родительских отношениях, влияющих на привязанность детей к матерям.
3. Разработать и реализовать программу консультативной деятельности, направленной на преодоление неконструктивных детско-родительски отношений матерей к детям в неполных семьях, выявить ее позитивное влияние на особенности привязанности детей к матерям.
Методы исследования: на этапе диагностической работы применялись методики: опросник «Взаимодействие родителя с ребенком» (ВРР) И.М. Марковской для характеристики отношения матерей к особенностям взаимодействия и общения в семье, методика диагностики родительского отношения А. Я. Варга, В. В. Столина [18].
Для выявления отношения ребенка к матери применялся опросник на оценку типа привязанности к матери в младшем школьном возрасте Е.В. Пупыревой.
Практическая значимость исследования состоит в выявлении особенностей неконструктивных детско-родительских отношений в неполных семьях в период младшего школьного возраста детей, в обосновании направлений консультативной деятельности для преодоления дисгармоничных отношений матерей с детьми, влияющих на риски возникновения ненадежного типа привязанности ребенка, который может затруднять решение возрастных задач этого этапа и вхождения в подростковый период. Результаты исследования могут использоваться в практике консультативной работы для обеспечения психологической поддержки женщин, испытывающих трудности в ситуациях вынужденного совмещения семейных ролей и преодолевающих конфликт социальных ролей в профессиональной и семейной сферах.
d31a78c7aee5723d5ba2a09a50bc4da6.pdf