Преодоление технических сложностей, на примере работы с инструментальными этюдами в младших и средних классах | Мой кабинет. Работа №349690
Основная движущая сила технического развития это стремление к выразительному исполнению, музыкальный талант, музыкальные способности. Стремление к музыкальному совершенству не позволяет мириться с недостатками и рождает повышенную интенсивность в работе. Стремление добиться, заставляет размышлять, а размышление преодолевать трудности. Техническая работа проявление настойчивости, не мириться с тем что не получается, искать способы облегчающие работу. Ставить технические задачи и не успокаиваться пока они не будут разрешены. Фундамент техники пианиста-это ощущение контакта с клавиатурой, под этим следует понимать умение направить вес руки в клавишу.
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования
«Бугульминская детская школа искусств №2»
Бугульминского муниципального района Республики Татарстан
Методическая разработка
«Преодоление технических сложностей, на примере работы с инструментальными этюдами в младших и средних классах»
Подготовила: Шавельева Ж.Ю.
Бугульма 2024
Говоря о фортепианной технике, имеется ввиду та сумма умений и навыков, приемов игры на фортепиано, при помощи которых пианист добивается нужного художественного звукового результата. В не музыкальной задаче, техника не может существовать. Нельзя понимать под техникой скорость, силу, выносливость в фортепианной игре, такой взгляд крайне ограничен, т.к.техника понятие более широкое; самые разнообразные требования; должен уметь играть форте, пиано; добиваться легкого порхающего звучания и наоборот. Ученик должен владеть всеми градациями фортепианного звучания в самой разнообразной фактуре. Способность быстро двигать пальцами, которой природа одаряет мало музыкальных людей, никогда не доставит слушателю эстетического наслаждения. Это происходит потому, что демонстрируемая скорость, сила и т.д.применяется невпопад, не выявляет содержание музыки ее красоты, а заменяет ее собою. Бессодержательная игра обычно и технически не совершенна. Пианист должен внутренним слухом представить, то к чему он стремится, т.е. передать музыкальный замысел, если же он отсутствует, то техническая работа пианиста напоминает рисунок нарисованный художником вслепую. Чем яснее то, что надо сделать, тем яснее то, как надо сделать. Тормозом в техническом развитии является равнодушное отношение, и наоборот эмоциональное влечение преодолевает технические трудности.
Основная движущая сила технического развития это стремление к выразительному исполнению, музыкальный талант, музыкальные способности. Стремление к музыкальному совершенству не позволяет мириться с недостатками и рождает повышенную интенсивность в работе. Стремление добиться, заставляет размышлять, а размышление преодолевать трудности. Техническая работа проявление настойчивости, не мириться с тем что не получается, искать способы облегчающие работу. Ставить технические задачи и не успокаиваться пока они не будут разрешены. Фундамент техники пианиста-это ощущение контакта с клавиатурой, под этим следует понимать умение направить вес руки в клавишу. Умение пользоваться при звукоизвлечении весом свободной руки. Иногда ребенок ощущает слабость, не умея пользоваться весом руки, он старается ее преодолеть, сжимая руку давя на клавиатуру. Чем сложнее пьеса, тем большего звука она требует, тем сильнее зажимается рука, тем самым приспосабливается к неправильной игре. Важным условием является контроль над тем, чтобы удар пальца действовал без побочных движений руки, пальцы действуют самостоятельно, рука свободна. Очень важна работа над техникой в медленном темпе.
Для развития техники в репертуар обязательно входят гаммы, упражнения и этюды, на различные виды техники.
Этюд (с французского – изучение, упражнение) – инструментальная пьеса, основанная на применении определенного технического приема игры и предназначенная для усовершенствования мастерства исполнителя. В конце первого – начале второго года обучения на фортепиано в репертуаре ученика появляются пьесы подвижного характера. Постепенно их скромные технические задачи становятся сложнее, а некоторые сочинения ставят целью развитие определенного технического навыка.
Многие этюды отлично "тонизируют" руки, развивают гибкость и эластичность межкостных ладонных мышц. Это те произведения, фактура которых требует попеременно, то собранного, то раскрытого положения ладони.
Работа над этюдами позволяет воспитывать у учащихся точные ритмические навыки, метроритмическую организованность. Этюды не только содержат материал для технического совершенствования, но и ставят перед учащимися разнообразные и артикуляционные задачи.
Слуховой контроль ученика имеет принципиально важное значение при работе над ними. Поставленная в том или ином этюде технологическая задача может быть решена лишь при условии, что слуховое включение пианиста будет активизировано.
Работа над этюдами – это не только упражнения для развития кисти, пальцев – это физическая тренировка для достижения выносливости всего аппарата, укрепления пальцев. Эта работа вырабатывает у ученика чувство ритма, хорошее ощущение клавиатуры, ровный звук, певучесть.
Систематическое прохождение этюдов необходимо для успешного развития ученика. Значение этого жанра заключается в том, что этюды позволяют сосредоточиться на разрешении типичных исполнительских трудностей и что они сочетают специальные технические задачи с задачами музыкальными. Тем самым использование этюдов создает предпосылки для плодотворной работы над техникой.
Чтобы извлечь из этюда максимальную пользу, важно обратить внимание не только на чисто технические задачи, но и на возможно более тщательную музыкальную отбелку произведения. Надо помнить, что работа над хорошим качеством звучания, над фразировкой даже в самых, казалось бы, элементарных технических фигурах, воспроизведение всех деталей голосоведения - все это в большой степени способствует успешному преодолению технических трудностей.
При знакомстве с новым этюдом, помимо обычного разбора нотного текста, полезно проделать разбор – выяснить характерные, с этой точки зрения, особенности его фактуры. В дальнейшей работе над преодолением технических трудностей следует применять всевозможные способы работы:
проигрывание в различных темпах,
ритмические варианты,
специальные упражнения.
В каждом этюде не обязательно использовать все эти способы. Надо выбрать те, которые наиболее полезны в том или ином случае и всего быстрее ведут к осуществлению намеченной цели.
Для правильного подбора этюдов учитываются такие моменты: величина рук ученика, особенности их строения, растяжение пальцев и степень их технической подготовленности.
Изучение этюдов распадается на следующие этапы:
тщательный разбор, игра целиком и по частям;
музыкальное усвоение - умение сыграть осмысленно с правильной
фразировкой, достаточно выразительно;
проба этюда в более подвижном темпе, определение недостатков игры;
работа над неудавшимися элементами - упражнения;
собирание отдельных эпизодов в целый этюд, дальнейшее прибавление темпа и опять работа над необходимыми упражнениями.
Желательно, чтобы этюд скорее был выучен на память. Разобрав этюд и приступив к музыкальному освоению и технической работе над ним, ученик обязан руководствоваться правилом, что любое проигрывание этюда должно быть полноценным в музыкальном отношении: грубая "долбежка", равно как и болтливое "отыгрывание" этюда одинаково мало приносит пользы. Любой быстрый пассаж, как в предварительной стадии работы, так и при тренировке, должен быть хорошо "пропет": пальцы, четко переступая, "берут", "осязают" дно клавиши, мягкая кисть, сообразно с фразировкой, помогает объединительными движениями. Не следует при этом слишком задерживать пальцы на клавишах, "увязая" в них, якобы для лучшего legato.
По мере прибавления темпа степень плотности опоры пальцев в клавишах несколько ослабляется, облегчается звук, но цепкость кончиков пальцев, четкость артикуляции уже сохраняется.
После разбора этюда техническая работа должна вестись в медленном темпе, с постепенным его ускорением, по мере овладения техническими приемами, наиболее эффективная работа над ним в спокойном темпе. Слишком медленные темпы мешают слышать фразировку и, в связи с этим, налаживать верные движения, слишком быстрые - приводят к "забалтыванию", так как ученик не успевает во время занятий слушать фразировку, контролировать свои действия.
В дальнейшей работе над этюдами определением оптимального темпа является хорошее звучание при исполнении, ритмичность, четкость игры, удобство и естественность движения рук и пальцев. Нарушения четкости, ровности, свободы игры может происходить не только из-за недоступного на данном этапе темпа или вялости ("вязкости") пальцев, но и в результате неправильного членения пассажа, искажения контуров мотивов, его составляющих. Это лишает мелодию пассажа смысла и создает технические неполадки, так как мешает пальцам "приладиться" к клавиатуре.
Выбор упражнений для ученика так же индивидуален, как и выбор этюдов. "Отвлеченные" упражнения могут иметь место в практике учащегося, но действеннее, интереснее те упражнения, которые помогают преодолевать трудности в исполняемых произведениях, упражнения должны преследовать ясную цель, давать достаточно эффективный результат. Работа над упражнениями имеет большое значение, как в период начального обучения, так и на последующих стадиях развития пианиста, включая исполнительскую деятельность.
Процесс работы над упражнениями начинается с медленного проигрывания, при котором налаживаются двигательная сторона и слуховой контроль. Через некоторое время накапливается опыт, умение, связанное с автоматизацией различных движений.
К выбору упражнений нужно подходить индивидуально, ученикам следует давать наиболее полезные виды. В результате внимательного отношения ученика к упражнениям у него пополняется арсенал техники. Не менее важен вопрос о гаммах. Гаммы необходимы в повседневной работе как материал, позволяющий уделять значительное внимание игровым движениям, которые затем свободно применяются в этюдах и художественных произведениях. Свободное и беглое исполнение гамм, арпеджио во всех видах, различного вида аккордов, октав и двойных нот, вырабатываемые при этом технические навыки создают определенную привычку и возможность быстро приспосабливаться к техническим трудностям, встречающимся в музыкальных произведениях.
В гаммах более чем в каких-либо других упражнениях, реакция на звук развивается параллельно с двигательным процессом. Педагог всегда должен следить за тем, чтобы ученик не играл быстрее, чем он в состоянии себя слушать. В результате игра будет более ровной, а звук будет красивым. Полезно стимулировать интерес учеников к хорошему исполнению гамм и арпеджио.
Благодаря этюдам учащиеся закрепляют навыки и приемы гаммаобразных, аккордовых и октавных комбинаций. Это воспитывает также пианистическую выносливость. Ученик должен понять, что тот или иной этюд дан, чтобы развить на нем технику, а не для того чтобы разучить ткань. Овладеть трудностями, а не обойти их. В работе нужно помнить о тесной взаимосвязи движения пальцев, кисти и плеча. При пальцевой игре используются движение корпуса, которые дополняют движения плеча и предплечья, а также боковые движения запястья и локтя. Многие этюды отлично "тонизируют" руки, развивают гибкость и эластичность межкостных ладонных мышц. Это те произведения, фактура которых требует попеременно, то собранного, то раскрытого положения ладони.
В каждом классе учащийся должен пройти значительное количество этюдов, самых разнообразных по своим техническим и художественным задачам. Нужно стремиться привить ученику интерес к работе над этюдами. Для этого полезно проводить специальные этюдные академические концерты, конкурсы на лучшее исполнение этюда. Все это стимулирует интерес к вопросам техники и развивает различные ее виды.
Уже в начальных классах становится возможным использовать относительно разнообразную пианистическую фактуру. В репертуар учащихся включаются этюды на элементы гамм, арпеджио, гармонические фигурации. Большое внимание следует уделять этюдам с развитой красивой мелодией незаменимым в выработке напевного legato.
В начале обучения техническая литература исполняется в спокойных темпах. Слишком раннее форсирование беглости вызывает «зажатость» и «тряску» рук.
Вместе с тем выбор этюдов бывает связан с необходимостью устранения конкретных технических неполадок. Например, при «зажатости» и скованности рук полезно сделать акцент на этюдах с элементами арпеджио, с использованием разных регистров; при плохом legato – на этюдах с выразительной мелодией и т.п.
Этюд многократно проигрывается от начала до конца. Переход к подвижному темпу желателен лишь после того, как этюд выучен наизусть.
Прибавление темпа осуществляется постепенно. Во всех случаях его движения остаются спокойными, неторопливыми. При подвижной игре отчетливо обнаруживаются недостатки. Как правило, они возникают в эпизодах с усложненным рисунком мелодии (смена фактурного изложения, перенос руки). Эти эпизоды тщательно прорабатываются отдельно и затем монтируются в общую ткань изложения.
В младших классах необходимо уделять большое внимание важным элементам техники – гаммам и арпеджио. Для работы над ними используются различные этюды, в первую очередь Черни. Большинство многочисленных этюдов этого автора служит развитию мелкой пальцевой техники – быстроты, ровности и отчетливости исполнения. Особенно полезны они для тренировки в гаммах – виду техники, которому Черни придавал огромное значение
Приступая к работе над этюдом с длительным непрерывным движением, ученик должен знать, что при появлении усталости в руке ни в коем случае не следует продолжать игру через силу. И не только потому, что это может привести к болезни рук. Такая игра бессмысленна и даже вредна для преодоления трудностей этюда: играя напряженными мышцами, мы закрепляем нерационально протекающие движения и, таким образом, идем по пути регресса, а не совершенствовании своего исполнения. Поэтому, когда рука начинает уставать, следует либо остановиться, либо, - часто это целесообразнее, - продолжать играть тише или в более медленном темпе.
За время обучения в школе надо подготовить учащихся к разнообразным видам техники, встречающимся в произведениях композиторов как старых, так и новых школ. Необходимо выработать навыки исполнения фактуры, основанной не только на мелкой пальцевой технике, но и на других видах изложения.
Существенная и весьма общая задача педагога — должным образом направить развитие двигательных навыков учащегося. Необходимо иметь налаженный (в соответствии с возрастом и подготовленностью ученика) пианистический аппарат, если и не обеспечивающий в данный момент большой беглости, то, во всяком случае, позволяющий идти к этой цели в будущем. Надо играть удобно для себя, то есть, свободно управляя своим пианистическим аппаратом, без лишних движений, с нужной опорой в кончиках пальцев. Такая свобода исключает как напряженность мышц кисти и пальцев, предплечья, плеча и спины, так и расслабленное состояние. Необходимо их организованность, обеспечивающая свободное выполнение пианистических движений, состояние готовности к ним. Целеустремленность движений, удобство для исполнителя и соответствие представляемым звуковым задачам являются критерием, позволяющим определить, на верном ли пути находится работа над развитием двигательных навыков учащихся. Мелкая техника - основа будущего технического мастерства учащихся. Существует также техника исполнения двойных нот, октавная и аккордовая техника. От ученика, как уже говорилось выше, требуется ровность и плавность ведения звуковой линии, а также надлежащее качество звука в ней. Иногда бывает так, педагог иной раз хочет добиться более сильного звука, не обращая при этом внимания на то, каким путем он достигается.
Как правило, в этюдах приходится обращать внимание на аппликатуру. Необходимо требовать выполнения поставленных в нотах аппликатурных указаний при согласии с ними педагога. В многочисленных этюдах Черни аппликатура большей частью вполне приемлема, а иногда и является единственно возможной. Учащиеся иной раз довольно долго не понимают, насколько важно найти наилучшую аппликатуру и освоиться с ней. Им неоднократно приходится разъяснять, что и в этюде надо привыкать к нужной в данном конкретном случае аппликатуре и не допускать случайных ее изменений. Конечно, и при изучении этюдов первостепенное значение имеет не только понимание того, в чем заключается трудность, но также ее вычленение, специальная работа над отдельными трудными оборотами, разделами произведения. Ученик, не привыкший вдумчиво, сознательно заниматься, и в этюде часто не понимает, что же именно у него не получается, а поэтому не может исправить недочеты своей игры. Здесь нужно попробовать привить интерес ученика к этюдам - есть очень красивые этюды, с интересными оборотами. А для самых маленьких - придумать интересные названия. Каждому педагогу приходится встречаться с учащимися, у которых имеются недостатки в подготовке, тормозящие развитие их техники. Чаще всего можно наблюдать заторможенность, скованность различных частей руки (включая плечо) и спины. Необходимость расслабления мышц плеча и спины заставляет прибегать к игре неглубоких по звуку аккордовых последовательностей.
Еще один дефект – несобранность и вялость руки и пальцев, не опертый звук. Если дефект заключается только в этом, то педагог сможет сразу заняться исправлением недостатка. Он сравнит два характера звучания -нужное и получающееся у ученика, попросит прислушаться, заострит внимание на различии самого ощущения в конце пальцев, возможно, заставит немного "подобрать" их.
Обобщая, можно назвать основные трудности, тормозящие развитие беглости и четкости пальцев:
слабые, проваливающиеся в фалангах пальцы, неустойчивый свод руки;
зажатость, отсутствие гибкости, эластичности кисти;
плохое растяжение пальцев;
вялость артикуляции, вязкость пальцев.
Укрепление слабых пальцев происходит постепенно, по мере роста учащегося. Укрепление слабого ввода рук требует несколько более продолжительной игры non legato, использование небольших аккордов. Недостаточное растяжение пальцев. В практике ученика постоянно должны быть гаммы, упражнения, этюды с разложенными интервалами, гармоническими фигурациями, арпеджио, аккорды. Октавная и аккордовая фактура также очень важна для развития учащегося. Основное, за чем приходится следить при исполнении аккордов - свобода крупных мышц плеча и спины, устойчивость пальцев, берущих аккордов, их глубокое погружение в клавиатуру, ощущение и второй опоры – всей руки в плече и спине. Необходимо, чтобы ученик умел взять так не один-два аккорда, а исполнить аккордовую последовательность. Редко к октавам можно приступать рано: препятствуют физические данные ученика - еще малы руки.
Требовательность и терпение педагога, целенаправленность репертуара – только при этом можно добиться желаемых результатов, развития техники и свободы пианистического аппарата.
В заключение хотелось бы сказать о взаимосвязи гамм, этюдов и художественного репертуара учащегося. Важно, чтобы работа над развитием техники в гаммах и этюдах дополнялась изучением художественных произведений: подготавливала к преодолению трудностей намеченного в индивидуальном плане произведения, углубляла и расширяла нужные для него технические навыки. И все же основное место в области технического развития учащегося в период обучения в школе остается за этюдами - самой разнообразной трудности, видов, стилей. Педагог умело сочетает их с художественными произведениями, ставящими серьезные для учащегося технические, а на более высоком уровне подготовки, и виртуозные цели.