Преподавание математики в условиях реализации ФГОС основного общего образования | Руденко Татьяна Владимировна. Работа №345743. Номер работы: №345743
Аннотация. В статье рассматриваются особенности преподавания математики в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) основного общего образования. Описаны подходы и методы, способствующие развитию ключевых компетенций учащихся, повышению их познавательного интереса и подготовке к профессиональной деятельности.
Ключевые слова: ФГОС, преподавание математики, основное общее образование, компетенции, обучение, студенты, математика.
ПРЕПОДАВАНИЕ МАТЕМАТИКИ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Руденко Татьяна Владимировна, преподаватель
Октябрьский филиал КГБ ПОУ "УАПК"
Аннотация. В статье рассматриваются особенности преподавания математики в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) основного общего образования. Описаны подходы и методы, способствующие развитию ключевых компетенций учащихся, повышению их познавательного интереса и подготовке к профессиональной деятельности.
Ключевые слова: ФГОС, преподавание математики, основное общее образование, компетенции, обучение, студенты, математика.
Введение Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) основного общего образования значительно изменило подходы к обучению математике. ФГОС делает акцент не только на формирование предметных знаний, но и на развитие метапредметных и личностных компетенций, которые играют важную роль в профессиональном и личностном росте студентов. Для преподавателей, работающих в системе среднего профессионального образования, особенно важно учитывать эти изменения и адаптировать учебные программы таким образом, чтобы обеспечить успешную интеграцию студентов в профессиональную деятельность.
Одним из главных принципов ФГОС является развитие метапредметных компетенций, таких как критическое мышление, умение работать в команде, навыки самоорганизации и способность решать комплексные задачи. В преподавании математики это реализуется через практико-ориентированные задачи, проекты и междисциплинарные задания. Например, преподаватели могут предложить студентам решать задачи, связанные с их будущей профессией: построение финансовых моделей, анализ данных или инженерные расчёты. Это помогает студентам увидеть, как математические знания применяются на практике и способствуют их профессиональной подготовке.
Индивидуализация обучения — ещё один важный аспект, предусмотренный ФГОС. Учитывая разный уровень подготовки студентов, преподаватели должны применять дифференцированный подход, который позволяет каждому учащемуся осваивать материал в своём темпе. Преподаватель может использовать различные уровни сложности задач и давать студентам возможность выбирать задания в зависимости от их уровня подготовки. Это поддерживает мотивацию к обучению и помогает каждому студенту развиваться в комфортном для него ритме.
Интерактивные и цифровые технологии играют важную роль в преподавании математики по ФГОС. Программы для моделирования, решения математических задач и анализа данных помогают сделать процесс обучения более наглядным и интересным. Например, студенты могут использовать программы для построения графиков функций, анализа статистики или решения уравнений, что повышает уровень их вовлечённости и понимания материала. Кроме того, использование интерактивных технологий способствует развитию у студентов навыков работы с информацией и цифровыми инструментами, что особенно важно для их будущей профессиональной деятельности.
Проектная деятельность, предусмотренная ФГОС, также способствует активизации познавательной активности студентов. Преподаватели могут предложить студентам проекты, связанные с реальными профессиональными задачами, требующими применения математических знаний. Например, студенты инженерных специальностей могут создавать модели инженерных конструкций, используя математические расчёты, а студенты экономических специальностей — разрабатывать финансовые модели. Это помогает студентам осознать практическую значимость математики и развить важные для профессии навыки.
Кроме того, важной частью преподавания математики в условиях реализации ФГОС является развитие критического мышления. Преподаватели могут использовать проблемно-ориентированные задачи, где студенты должны находить нестандартные решения или предлагать несколько способов решения одной задачи. Это развивает у студентов способность анализировать информацию, сравнивать различные подходы и принимать обоснованные решения. Например, преподаватель может предложить задачу с открытым концом, где требуется не только найти решение, но и обосновать его выбор на основе различных математических методов.
Особое внимание в рамках ФГОС уделяется коммуникативным компетенциям. В преподавании математики это может реализовываться через групповую работу, обсуждения задач и совместные проекты. Студенты учатся аргументировать свои решения, представлять их перед аудиторией и взаимодействовать с коллегами. Эти навыки важны не только для успешного изучения математики, но и для будущей профессиональной деятельности, где работа в команде и умение презентовать результаты имеют ключевое значение.
Формативное оценивание, которое стало важным элементом ФГОС, позволяет преподавателям непрерывно отслеживать прогресс студентов и предоставлять им своевременную обратную связь. Регулярные тесты, контрольные работы и обсуждения помогают студентам осознавать свои успехи и корректировать своё обучение. Это повышает ответственность студентов за своё обучение и способствует их самостоятельности в учебном процессе.
Подводя итог, преподавание математики в условиях реализации ФГОС основного общего образования в колледже требует от преподавателей применения современных методов обучения, ориентированных на развитие ключевых компетенций студентов. Практико-ориентированные задания, проектная деятельность, использование информационных технологий и проблемно-ориентированный подход помогают студентам не только лучше усваивать предметные знания, но и развивать навыки, необходимые для успешной профессиональной деятельности.
Список литературы
1. Методические рекомендации по реализации среднего общего образования в пределах освоения образовательной программы среднего профессионального образования на базе основного общего образования. Санкт-Петербург 2021. «Ленинградский областной институт развития образования».
2. Пода, Н. С. Преподавание математики в соответствии с требованиями ФГОС ООО / Н. С. Пода, Н. В. Гребенщикова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 2 (136). — С. 8-11.
3. Рослова Л. О., Алексеева Е. Е., Буцко Е. В., Карамова И. И. Математика (углубленный уровень). Реализация требований ФГОС основного общего образования: методическое пособие для учителя / под ред. Л. О. Рословой. – М.: ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», 2022. – с. 135: ил.
4. Черных, С. С. Методика преподавания общеобразовательной дисциплины «Математика» с учетом профессиональной направленности в учреждениях СПО / С. С. Черных. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 46 (388). — С. 325-327.