Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

«Преподавание предметов «Родной язык(русский)», «Родная литература(русская)» | Жарикова Наталья Анатольевна. Работа №276792

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Автор: Жарикова Наталья Анатольевна

Родной язык-язык из числа языков народов России, в том числе, и русский язык.  Как известно, сама тема  русского родного языка  и  родной русской литературы возникла из – за того, что в 2018 году в Закон «Об образовании» были введены изменения, и в число родных языков был включен и русский язык. Вот эта добавка в соответствующую статью Закона «Об образовании» как раз и породила эту ситуацию, когда русский язык стал не только государственным, но и родным. В соответствии с ФГОС в нашей школе  данный курс был адаптирован только в 9 классе прошлого учебного года, поэтому  в своем выступлении буду опираться на материалы КИРО, представленные для изучения на сайте.

 

 

Районная секция учителей русского языка и литературы

 

 

 

 

 

 

 

Доклад на тему:

«Преподавание предметов «Родной язык(русский)», «Родная литература(русская

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подготовила : Жарикова Наталья Анатольевна, учитель русского языка и литературы МКОУ «Калиновская СОШ» Хомутовского района Курской области

 

 

2019

 

 

Родной язык-язык из числа языков народов России, в том числе, и русский язык. Как известно, сама тема русского родного языка и родной русской литературы возникла из за того, что в 2018 году в Закон «Об образовании» были введены изменения, и в число родных языков был включен и русский язык. Вот эта добавка в соответствующую статью Закона «Об образовании» как раз и породила эту ситуацию, когда русский язык стал не только государственным, но и родным. В соответствии с ФГОС в нашей школе данный курс был адаптирован только в 9 классе прошлого учебного года, поэтому в своем выступлении буду опираться на материалы КИРО, представленные для изучения на сайте.

Для организации обучения предметам «Родной язык (русский)», «Родная

литература (русская)» в школе должны быть созданы необходимые условия:

• разработаны рабочие программы;

• подготовлены компетентные педагоги;

• определены учебные издания;

Курс русского родного языка направлен на удовлетворение потребности обучающихся в изучении родного языка как инструмента познания национальной культуры и самореализации в ней, на формирование волонтерской позиции в отношении сохранения и развития русского языка.

Не для кого не является секретом, что такие слова как «столешница», «парчовый» и так далее вызовут недоумение у наших школьников. В связи с этим содержание данного учебного предмета в отличие от традиционного для российской школы курса русского языка, входящего в образовательную область «Русский язык и литература», ориентировано не на углубленное изучение системного устройства языка, а на осознание обучающимся национальных корней и многообразных связей русского языка с цивилизацией и культурой, государством и обществом. Особо отметим принципиальные позиции: учебный предмет «Русский родной язык»:

- не должен и не может ущемлять права тех школьников, которые изучают иные (не русский) родные языки;

- не отменяет традиционный учебный предмет «Русский язык»;

- не готовит к ОГЭ и ВПР;

Требования к результатам освоения курса русского родного языка, содержательные линии курса соотносятся с программой традиционного учебного предмета «Русский язык», но не дублируют ее.

О курсе «Русская родная литература» говорить несколько сложнее, учитывая трепетное отношение к обсуждению вопроса списков для чтения.

Программа учебного предмета «Русская родная литература» ориентирована на сопровождение и поддержку учебного предмета «Литература», входящего в образовательную область «Русский язык и литература».

Отличия курса «Русская родная литература» от основного курса литературы нашли отражение в подготовленной к представлению на заседании ФУМО (Федерального учебно-методического объединения) примерной программе

по русской родной литературе. Вот некоторые положения:

Примерная программа курса «Русская родная литература» включает произведения русских писателей, наиболее ярко воплотившие национальную специфику русской литературы и культуры, и которые не входят в список обязательных произведений, представленных в примерных программах по учебному предмету «Литература», а также авторы региональной литературы.

Программы построены на основе диалога культур и диалога искусств (русской литературы и выдающихся произведений зарубежной литературы, литературы народов России). В основу отбора произведений для изучения и построения содержания программы учебного предмета «Родная литература (русская)» для 5-9 классов могут быть положены следующие тематические блоки:

5 класс. Устное народное творчество курского края.

6 класс. Родная природа в лирике курских поэтов 19-20 веков.

7-8 класс. Тема детства и образ ребенка в произведениях писателей 19-

20 веков.

9 класс. Литературная жизнь курского края 18-19 веков. Роль

литературы курского края в истории отечественной литературы.

Объединяющим принципом для содержания предметов «Русский родной язык» и «Русская родная литература» является культурноисторический подход к представлению дидактического материала. На его основе в программе учебного предмета «Русская родная литература» выделяются проблемно-тематические блоки, каждый из которых включает сопряженные с ним ключевые слова, отражающие духовную и материальную культуру русского народа в их исторической взаимосвязи.

На сегодняшний момент существуют учебные пособия для 5-9 классов по предмету «Русский родной язык», созданные в соответствии с утвержденной Примерной рабочей программой для образовательных организаций, реализующих программы основного общего образования, и предназначены для сопровождения и поддержки основного курса русского языка, обязательного для изучения во всех школах Российской Федерации. Это авторский коллектив Александровой О. М., Вербицкой Л. А., Богданова С. М., Васильевых И. П., Гостевой Ю. Н., Нарушевича А. Г. Как курс, имеющий частный характер, школьный курс русского родного языка опирается на содержание основного курса, представленного в образовательной области «Русский язык и литература», поддерживает, но не дублирует его. Русский родной язык направлен на изучение национальных особенностей языка, поэтому при разработке своих рабочих программ по данному предмету важно учитывать этот аспект в содержании.

Примерные рабочие программы по учебным предметам «Родной язык (русский)» и «Родная литература (русская)» для 5-11 классов выставлены на сайте КИРО в разделе «Готовимся к новому учебному 2019-2020 учебному году».

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×