Преподавание русского языка и литературы в новых условиях ФГОС | Бабич Елена Петровна. Работа №353401
Аннотация. В статье рассматриваются особенности преподавания русского языка и литературы в условиях внедрения новых стандартов Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС). Автор анализирует основные изменения, связанные с формированием функциональной грамотности, критического мышления и проектной деятельности учащихся. Приводятся примеры эффективных методик, адаптированных под современные требования, с акцентом на практическую направленность обучения и интеграцию цифровых технологий.
Ключевые слова: ФГОС, русский язык, литература, функциональная грамотность, проектная деятельность, цифровые технологии, критическое мышление.
Преподавание русского языка и литературы в новых условиях ФГОС
Бабич Елена Петровна, учитель русского языка и литературы
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Червоноармейская школа № 15»
Аннотация. В статье рассматриваются особенности преподавания русского языка и литературы в условиях внедрения новых стандартов Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС). Автор анализирует основные изменения, связанные с формированием функциональной грамотности, критического мышления и проектной деятельности учащихся. Приводятся примеры эффективных методик, адаптированных под современные требования, с акцентом на практическую направленность обучения и интеграцию цифровых технологий.
Ключевые слова: ФГОС, русский язык, литература, функциональная грамотность, проектная деятельность, цифровые технологии, критическое мышление.
Преподавание русского языка и литературы в условиях новых стандартов ФГОС требует пересмотра традиционных подходов к обучению и внедрения современных методик, направленных на развитие у школьников не только знаний, но и ключевых компетенций, необходимых для успешной адаптации в обществе. Основной акцент делается на формировании функциональной грамотности, что предполагает способность учащихся применять полученные знания в практических ситуациях, анализировать информацию и эффективно коммуницировать.
Одна из особенностей нового подхода заключается в изменении роли учителя. Теперь педагог выступает не только как передатчик знаний, но и как наставник, который помогает ученикам самостоятельно находить информацию, критически её оценивать и использовать. Например, при изучении темы «Сложные случаи согласования подлежащего и сказуемого» вместо традиционных упражнений можно предложить учащимся проанализировать тексты новостных статей на предмет ошибок, обсудить их влияние на восприятие текста и предложить исправления. Такой формат развивает языковое чутьё и навыки критического анализа.
В преподавании литературы акцент смещается на развитие читательской грамотности, что подразумевает глубокое понимание текста, умение выделять главную мысль, находить подтексты и оценивать авторскую позицию. Для достижения этих целей преподавателю важно использовать тексты, актуальные для современных школьников. Например, изучение рассказа И.А. Бунина «Господин из Сан-Франциско» можно дополнить обсуждением сходных тем в современной литературе или кинематографе. Это позволит учащимся увидеть актуальность вечных вопросов и сформировать личное отношение к теме.
Одним из ключевых нововведений ФГОС является внедрение проектной деятельности. В рамках русского языка и литературы проекты могут быть разнообразными: создание литературных карт городов, разработка школьного онлайн-журнала, запись подкастов о классических произведениях. Например, при изучении творчества А.С. Пушкина можно предложить учащимся разработать проект, в котором они исследуют, как жизнь и творчество поэта отражены в архитектуре и культуре их региона. Такая работа способствует не только глубокому усвоению материала, но и развитию исследовательских навыков.
Цифровизация образования накладывает свой отпечаток на преподавание. Использование интерактивных платформ, таких как «Яндекс.Учебник» или «Учи.ру», помогает внедрять элементы геймификации, делать занятия интересными и динамичными. Например, при изучении пунктуации можно использовать онлайн-тесты, которые дают мгновенную обратную связь. В то же время важно помнить о необходимости соблюдения баланса между традиционными методами и цифровыми инструментами, чтобы сохранять живой контакт с учащимися.
В условиях новых стандартов большое значение приобретает работа с различными типами текстов: научными, публицистическими, художественными. Учитель может предложить учащимся сравнить тексты разных жанров на одну тему. Например, обсуждая тему героизма, школьники могут проанализировать стихи о войне, газетные статьи и отрывки из автобиографий. Такая работа способствует формированию навыков критического мышления и позволяет учащимся лучше понимать структуру и особенности текста.
Новые ФГОС предполагают также усиление воспитательной функции образования. Это особенно актуально для уроков литературы, где анализ произведений помогает формировать у учащихся ценностное отношение к жизни, развивать их эмоциональный интеллект. Например, изучение повести А. Солженицына «Один день Ивана Денисовича» может быть направлено на обсуждение вопросов нравственного выбора, достоинства и человеческой стойкости. Подобные обсуждения способствуют развитию у школьников навыков эмпатии и умения выстраивать диалог.
Обязательной частью урока становится рефлексия. Она помогает учащимся осознать, чему они научились, какие навыки и знания приобрели. Например, после выполнения задания по созданию эссе на тему «Что значит быть настоящим человеком?» можно предложить ученикам обсудить, какие аргументы они использовали, что было сложным, а что дало новые инсайты.
Таким образом, преподавание русского языка и литературы в условиях новых ФГОС требует от учителя гибкости, готовности к использованию современных технологий и методов, а также умения вдохновлять учеников на самостоятельное исследование мира языка и литературы. Преодоление этих вызовов открывает новые возможности для развития школьников, готовит их к жизни в быстро меняющемся мире и помогает сохранить интерес к изучению родного языка и литературного наследия.
Список литературы
Асачева М. В. Технология развития критического мышления на уроках русского языка и литературы / М. В. Асачева. —
Текст :
непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 48 (286). — С. 120-124. — URL:
https://moluch.ru/archive/286/64630/
Жерноклеева
Е. А. Метапредметные и предметные результаты обучения в процессе внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС / Е. А.
Жерноклеева
. —
Текст :
непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 5 (139). — С. 487-489. — URL:
https://moluch.ru/archive/139/39242/
Репина И. Г. Современный урок русского языка в условиях введения ФГОС / И. Г. Репина. —
Текст :
непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 7 (402). — С. 195-197. — URL:
https://moluch.ru/archive/402/88925/
Тимофеева
С.
В.
Организация проектно-исследовательской деятельности обучающихся на уроках русского языка и литературы // Профессиональное образование в России и за рубежом.
2017. №3 (27). URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/organizatsiya-proektno-issledovatelskoy-deyatelnosti-obuchayuschihsya-na-urokah-russkogo-yazyka-i-literatury