Преподавания математики для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи | Драт Любовь Николаевна. Работа №328796
Мои многолетние наблюдения показали, что учащиеся речевой школы имеют значительные нарушения познавательной деятельности, которые в разной степени выражены у всех детей: сложность решения простейших математических задач, ребусов, загадок, головоломок и т.д.; отставание в развитии словесно-логического мышления: трудности при классификации предметов, обобщении явлений и признаков, бедность и отрывочность суждений и умозаключений, нарушение логических связей; низкий уровень владения математической терминологией; трудность сосредоточения и удерживания внимания на словесном материале вне наглядной ситуации; неспособность восприятия длинных инструкций, последовательности выполнения задания; низкая работоспособность и т.д.
Тесная взаимосвязь речи и других психических процессов делает справедливым вывод о том, что коррекционную работу на уроках математики с такими детьми надо строить, учитывая индивидуальные особенности, уровень развития речи и сформированности словесно-логического мышления учащихся с речевой патологией.
Уроки математики в коррекционной школе должны решать коррекционные задачи, направленные на преодоление основного речевого дефекта и нарушений психического развития учащихся, а именно: расширение, обогащение и активизация словарного запаса за счёт введения в речь математической терминологии; развитие грамматического строя речи за счёт включения математических терминов в различные грамматические конструкции (словосочетание и предложение); развитие навыка смыслового чтения и навыков работы с информацией, представленной разными способами (чтение текста задачи, формулировка правила, составление таблиц и алгоритмов); развитие связной устной и письменной речи (составление связного учебного высказывания с опорой на алгоритм, оречевление собственных действий, использование в связной речи новой математической терминологии); формирование коммуникативной функции речи за счёт специально организованных ситуаций общения на уроке математики (диалог, работа в парах, в группах и пр.) развитие высших психических функций, формирование абстрактного мышления, обучение обобщать, классифицировать; автоматизация звукопроизношения в процессе построения речевого высказывания учащихся.
Обобщение накопленного мной опыта показало, что обучение математике в школе для детей с ТНР должно происходить на практическом материале для осознания связи науки и практики.
При изучении математики, учитель школы для детей с тяжелыми нарушениями речи должен помнить, что его ученики должны овладеть элементарными умениями и навыками, необходимыми для изменения величин (длины, площади, массы, времени), решения текстовых задач, устных и письменных вычислений. Работа на уроке математики должна быть построена таким образом, чтобы не допускать перегрузки учебным материалом, переутомления. Необходимо соблюдать охранительный режим (физминутки, гимнастика для глаз и пальцев рук, динамическая организация урока), включать в урок игровые приёмы работы.
Дидактические игры на уроках математики должны носить коррекционно-развивающий и коррекционно-обучающий характер.
На индивидуальных и групповых логопедических занятиях необходимо отрабатывать правильное произношение математической терминологии, должна вестись работа над слоговой структурой многосложных слов.
Для выработки и закрепления навыков счёта на каждом уроке математики следует проводить тренировочные упражнения в устных и письменных вычислениях. Учащиеся должные не только овладеть разными способами вычислений, но и доводить счёт до автоматизма (табличное сложение и вычитание, умножение и деление)
. Уроки математики должны способствовать организации активной деятельности учеников, повышать работоспособность, формировать навыки самостоятельной работы, самоконтроля.
Из отечественной и зарубежной литературы известно, что дети, имеющие тяжёлые нарушения речи, по ряду существенных психологических параметров отстают от детей с нормальным речевым развитием. Проблема обучения таких детей состоит в том, что отставания в психическом и речевом развитии влекут за собой трудности в усвоении школьной программы.
Речь - это сложный психический процесс, поэтому первичную базу для её формирования создают восприятие, внимание, память и мышление. Позже уже речь начинает оказывать существенное влияние на развитие всех психических процессов. С появлением речи начинает формироваться словесно-логическое мышление.
Большие трудности, возникают у обучающихся с нарушением речи при изучении математики как в начальной, так и в старшей школе.
Мои многолетние наблюдения показали, что учащиеся речевой школы имеют значительные нарушения познавательной деятельности, которые в разной степени выражены у всех детей: сложность решения простейших математических задач, ребусов, загадок, головоломок и т.д.; отставание в развитии словесно-логического мышления: трудности при классификации предметов, обобщении явлений и признаков, бедность и отрывочность суждений и умозаключений, нарушение логических связей; низкий уровень владения математической терминологией; трудность сосредоточения и удерживания внимания на словесном материале вне наглядной ситуации; неспособность восприятия длинных инструкций, последовательности выполнения задания; низкая работоспособность и т.д.
Тесная взаимосвязь речи и других психических процессов делает справедливым вывод о том, что коррекционную работу на уроках математики с такими детьми надо строить, учитывая индивидуальные особенности, уровень развития речи и сформированности словесно-логического мышления учащихся с речевой патологией.
Уроки математики в коррекционной школе должны решать коррекционные задачи, направленные на преодоление основного речевого дефекта и нарушений психического развития учащихся, а именно: расширение, обогащение и активизация словарного запаса за счёт введения в речь математической терминологии; развитие грамматического строя речи за счёт включения математических терминов в различные грамматические конструкции (словосочетание и предложение); развитие навыка смыслового чтения и навыков работы с информацией, представленной разными способами (чтение текста задачи, формулировка правила, составление таблиц и алгоритмов); развитие связной устной и письменной речи (составление связного учебного высказывания с опорой на алгоритм, оречевление собственных действий, использование в связной речи новой математической терминологии); формирование коммуникативной функции речи за счёт специально организованных ситуаций общения на уроке математики (диалог, работа в парах, в группах и пр.) развитие высших психических функций, формирование абстрактного мышления, обучение обобщать, классифицировать; автоматизация звукопроизношения в процессе построения речевого высказывания учащихся.
Обобщение накопленного мной опыта показало, что обучение математике в школе для детей с ТНР должно происходить на практическом материале для осознания связи науки и практики.
При изучении математики, учитель школы для детей с тяжелыми нарушениями речи должен помнить, что его ученики должны овладеть элементарными умениями и навыками, необходимыми для изменения величин (длины, площади, массы, времени), решения текстовых задач, устных и письменных вычислений. Работа на уроке математики должна быть построена таким образом, чтобы не допускать перегрузки учебным материалом, переутомления. Необходимо соблюдать охранительный режим (физминутки, гимнастика для глаз и пальцев рук, динамическая организация урока), включать в урок игровые приёмы работы.
Дидактические игры на уроках математики должны носить коррекционно-развивающий и коррекционно-обучающий характер.
На индивидуальных и групповых логопедических занятиях необходимо отрабатывать правильное произношение математической терминологии, должна вестись работа над слоговой структурой многосложных слов.
Для выработки и закрепления навыков счёта на каждом уроке математики следует проводить тренировочные упражнения в устных и письменных вычислениях. Учащиеся должные не только овладеть разными способами вычислений, но и доводить счёт до автоматизма (табличное сложение и вычитание, умножение и деление)
. Уроки математики должны способствовать организации активной деятельности учеников, повышать работоспособность, формировать навыки самостоятельной работы, самоконтроля.
Достижение предметных результатов по математике должно осуществляться в основном на уроках под руководством учителя.
Для достижения положительных предметных результатов по математике в речевой школе необходимо любые виды работ осуществлять на основе практических действий и постоянной систематической работы по коррекции речевых нарушений.
Формирование счётных операций следует осуществлять с учётом поэтапности формирования умственных действий: сначала предметные действия с конкретными предметами с помощью учителя, затем – самостоятельные действия с опорой на наглядность и громкую речь, далее – выполнение математических действий в речевом плане и, наконец, выполнение математических действий во внутреннем плане.
При изучении простых и составных арифметических задач следует организовывать работу школьников по усвоению новых математических понятий; эффективно, когда они совместно с учителем уточняют и объясняют лексическое значение незнакомых слов, учатся самостоятельно ставить вопросы, объяснять смысл прочитанного, оформлять свои ответы в виде связного речевого высказывания. При этом учащиеся постепенно овладевают умением осознанно выделять в задаче её основные части, пересказывать задачу, делать краткую запись различными способами, находить решение и объяснять его. С целью исключения возможности выработки речевых и математических «штампов» при решении задач необходимо предлагать детям задачи разных видов.
Кроме того, на каждом уроке математики важно отрабатывать навык смыслового чтения и правильного звукопроизношения. Следует формировать навык оформления развёрнутого ответа на вопрос задачи в устной и письменной форме.
Полезным упражнением является самостоятельное составление (придумывание) детьми задач по рисунку, заданию учителя, краткой записи, чертежу, выражению и т.д. Это способствует формированию творческих способностей детей, активизирует отбор необходимых языковых средств, что так же ведет к развитию связной речи.
Особые условия развития речи возникают при изучении геометрического материала. Это связано с тем, что школьники должны знать названия геометрических фигур, делать чертёж фигуры по линейке, моделировать фигуру, измерять и чертить отрезки, вычислять площадь и периметр прямоугольника и квадрата, отражать результаты измерений и вычислений в форме связного речевого высказывания.
Обобщая сказанное, отметим, что учителю при работе с обучающимися, имеющими тяжёлые нарушения речи, необходимо помнить о том, что особенности речи детей требуют системного воздействия.