"Преподобный Серафим Саровский,земли Орловской молитвенник" ☼
Автор: Доронина Софья Андреевна
Появление на площади перед Богоявленским собором Орла памятника преподобному Серафиму Саровскому, который в ходе своего Первосвятительского визита в Орловскую митрополию освятил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, не случайно. По данным исследователей, имеются свидетельства посещения Серафимом Орла и Богоявленского собора.
Серафим Саровский (в миру Прохор Исидорович Мошнин, в некоторых источниках — Машнин) — иеромонах Свято-Успенской Саровской пустыни — один из наиболее почитаемых православных святых, основатель и покровитель Дивеевской женской обители. Прославлен Российской церковью в 1903 году в лике преподобных по инициативе царя Николая Второго. Родился 19 (30) июля 1754 г. (по другим данным — в 1759 г.) в Курске. Скончался 2 (14) января 1833 г. в Саровском монастыре.
Данные о пребывании преподобного Серафима Саровского в Орле содержатся в книге «Дивный старец. Жизнеописание преподобного и богоносного отца нашего Серафима Саровского и всея Руси чудотворца», автором-составителем которой является монах Русской Православной Церкви, поэт, прозаик, литературовед, церковный писатель, член Союза писателей СССР Лазарь (Афанасьев, 1932-2015).
О посещении г. Орла Серафимом Саровским автор пишет во 2 главе своей книги, повествуя о том периоде жизни Серафима, когда он был известен под именем Прохор, и являлся послушником Саровского монастыря, что подтверждается и другими исследователями. Именно в период послушничества в этом монастыре Прохору (Серафиму) явилась Пресвятая Богородица (со святыми апостолами Петром и Иоанном), исцелившая его от «водяной» болезни.
В 1784 году в Саровской обители настоятелем был иеромонахом Пахомий (Назарович). Им были инициированы масштабные строительные работы, в рамках которых планировалось возведение нового храма. Но средств не хватало, и старец Иосиф (один из монахов Саровской обители и духовник Серафима) предложил своему духовному сыну Прохору (Серафиму) новое послушание — сборщика денег на построение храма.
Из этого следует, что летом 1784 года Прохор (Серафим), будучи послушником Саровского монастыря, посетил Орёл, собирая средства на строительство нового храма в своей обители.
Основными местами сбора средств на церковные нужды в России всегда были храмы. В 1784 году действующими храмами (из дошедших до нашего времени) в Орле были: Богоявленский собор (древнейший из сохранившихся орловских храмов, каменное здание которого было возведено в первом десятилетии XVIII века); Троице-Васильевский храм (заложен в 1743 г.; строительство окончено в 1751 г.); Ахтырский кафедральный собор (возведен в 1773 г.); Свято-Иоанно-Крестительский храм (заложен в 1774 г.; освящен в 1777 г.); Николо-Песковский храм (заложен в 1775 г.; в 1776 г. был построен и освящен южный придел святителя Николая Чудотворца, а главная церковь с Ильинским алтарем окончена постройкой в 1790 г.) Из всех перечисленных храмов в то время только Богоявленский собор и Троице-Васильевский храм располагались в городской черте. Остальные находились либо на дальних окраинах, либо за городом. По сути, в центре был только один значительный храм, игравший роль городского собора — Богоявленский. Именно он был средоточием духовной жизни орловцев, являясь главным храмом Орла (более древняя церковь Рождества Пресвятой Богородицы к рассматриваемому времени сильно обветшала и богослужения в ней не проводились; она была разобрана в 1786 году).
Таким образом, с большой долей уверенности можно предполагать, что в 1784 году преподобный Серафим Саровский в возрасте 25 лет (или 30 лет) во время своей послушнической миссии посещал Орёл, и, вероятнее всего, принимал пожертвования от прихожан Богоявленского собора, в 1784 году самого значимого из всех храмов города.
Имя Серафима Саровского и Орёл также связывает литературная деятельность Сергея Александровича Нилуса, который все свое детство провел в имении Золотарёва Мценского уезда Орловской губернии. С.А. Нилус (1862-1929), много писавший о Серафиме Саровском — религиозный писатель и общественный деятель, православный автор книг, посвящённых выдающимся личностям Дивеевского монастыря и Оптиной пустыни.
Еще одна известная личность, связывающая имя Серафима Саровского с Орлом — митрополит Серафим (Чичаго́в, 1856-1937) — епископ Русской Православной Церкви, который с 1906 по 1908 годы управлял Орловско-Севской епархией. При нём здесь были учреждены церковно-приходские советы, широко развивалась благотворительность. За организацию приходской жизни в Орловско-Севской епархии митрополит Серафим был награждён орденом святой Анны I степени. В 1907 г. он стал присутствующим членом Святейшего Синода, занимался церковно-приходскими вопросами. И именно ему в 1902 году по повелению императора и определению Святейшего Синода были поручены подготовительные работы по канонизации Серафима Саровского, состоявшейся в 1903 году. Он написал житие преподобного, выпустил второе издание «Летописи Серафимо-Дивеевского монастыря» и был одним из организаторов церемонии прославления.
Подготовила София Доронина-зав.секцией клиросного пения ОДШИ им.Д.Б.Кабалевского