Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 19.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Презентация "Зрительная гимнастика" | Оксана Николаевна Нефедочкина. Работа №350284

Дата публикации:
Автор:
Описание:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Ярополецкая средняя

общеобразовательная школа»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Мастер-класс по экспериментированию

На тему «Свойства воды»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подготовила:

воспитатель Нефедочкина О.Н.

 

 

20224 г.

 

Мастер-класс для педагогов по экспериментированию «Что мы знаем воде»

 Цель: Расширение и развитие сферы поисково-исследовательской деятельности среди педагогов

Задачи: -Нахождение оригинальных идей и утверждение приоритетов экспериментальной деятельности в ДОУ;

- Распространение опыта работы по экспериментированию среди педагогов;

- Повышение профессионального мастерства педагогов

Ход мастер- класса: Здравствуйте, уважаемые коллеги! Сегодня я предлагаю вам ощутить себя детьми и принять участие в мастер-классе «Что мы знаем о воде», в процессе которого мы будем изучать свойства этого чудесного вещества, проводя различные опыты и эксперименты. но сначала давайте разберемся. что такое эксперимент и для чего он нужен дошкольнику? В толковом словаре русского языка С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведова так раскрывается это понятие: «Эксперимент, то же, что опыт (в значении химический); попытка сделать, предпринять что-нибудь. (новое, ранее не испытанное)

Известно, что к старшему дошкольному возрасту заметно нарастают возможности инициативной преобразующей активности ребенка. Этот возрастной период важен для развития познавательной потребности ребенка, которая находит выражение в форме поисковой, исследовательской активности, направленной на обнаружение нового. Поэтому преобладающими становятся вопросы: «Почему?», «Зачем?», «Как?». Нередко дети не только спрашивают, но пытаются сами найти ответ, использовать свой маленький опыт для объяснения непонятного, а порой и провести «эксперимент». Старший дошкольник «выверяет» свои знания об окружающем, свое отношение по- взрослому, который является для него подлинной мерой всех вещей. Познавательная деятельность- это не только процесс усвоения знаний, умений и навыков, а, главным образом, поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого.

Таким образом, в процессе развития детей дошкольного возраста познавательный интерес выступает в многозначной роли: и как средство живого, увлекающего ребенка обучения, и как сильный мотив, к интеллектуальному и длительному протеканию познавательной деятельности, и как предпосылки формирования готовности личности к непрерывному образованию. Главное достоинство применения метода экспериментирования в детском саду заключается в том, что в процессе эксперимента:

- Дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.

- Идет обогащение памяти ребенка, активизируется его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации.

- Развивается речь ребенка, так как ему необходимо давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы.

- Происходит накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.

- Детское экспериментирование важно и для формирования самостоятельности, способности преобразовывать какие -либо предметы и явления для достижения определенного результата.

- В процессе экспериментальной деятельности развивается эмоциональная сфера ребенка, творческие способности, формируются трудовые навыки, укрепляется здоровье за счет повышения общего уровня двигательной активности.

Эксперименты классифицируются по разным принципам:

- По характеру объектов, используемых в эксперименте: опыты - с растениями, с животными, с объектами неживой природы;

- По месту проведения опытов: в групповой комнате, на участке, в парке и т. д.

- По количеству детей: индивидуальные, групповые, коллективные.

- По причине их проведения: случайные, запланированные, поставленные в ответ на вопрос ребенка.

- По характеру включения в педагогический процесс: эпизодические (проводимые от случая к случаю, систематические.

- По продолжительности: кратковременные (5-15 мин., длительные (свыше 15 мин.).

- По количеству наблюдений за одним и тем же объектом: однократные, многократные, или циклические.

- По месту в цикле: первичные, повторные, заключительные и итоговые.

- По характеру мыслительных операций: констатирующие (позволяющие увидеть какое-то одно состояние объекта или одно явление вне связи с другими объектами и явлениями, сравнительные (позволяющие увидеть динамику процесса или отметить изменения в состоянии объекта, обобщающие (эксперименты, в которых прослеживаются общие закономерности процесса, изучаемого ранее по отдельным этапам) .

- По характеру познавательной деятельности детей: иллюстративные (детям все известно, и эксперимент только подтверждает знакомые факты, поисковые (дети не знают заранее, каков будет результат, решение экспериментальных задач.

- По способу применения: демонстрационные, фронтальные.

Каждый из видов экспериментирования имеет свою методику проведения, свои плюсы и минусы.

Особенности руководства экспериментальной деятельностью дошкольника:

Роль педагога в экспериментировании является ведущей в любом возрасте. Педагог непосредственно участвует в эксперименте таким образом, чтобы быть для детей равноправным партнером, руководить экспериментом так, чтобы у детей сохранялось чувство самостоятельности открытия. Подготовка к проведению экспериментов начинается с определения педагогом текущих дидактических задач. Затем выбирается объект, соответствующий требованиям. Воспитатель знакомится с ним заранее – и на практике, и по литературе. Одновременно он осваивает технику экспериментирования, если та ему незнакома. Продолжительность эксперимента определяется и особенностями изучаемого явления, и наличием свободного времени, и состоянием детей, их отношением к данному виду деятельности. Предлагая детям поставить опыт, воспитатель сообщает им цель или задачу, которая должна быть решена, дает время на обдумывание и затем привлекает детей к обсуждению методики и хода эксперимента.

Нежелательно заранее предсказывать конечный результат: у детей теряется ценное ощущение первооткрывателей. Во время работы не следует требовать от детей идеальной тишины: работая с увлечением, они должны быть раскрепощены. В процессе работы воспитатель поощряет детей, ищущих собственные способы решения задачи, варьирующих ход эксперимента и экспериментальные действия. В то же время он не выпускает из поля зрения тех, кто работает медленно, по какой - то причине отстает и теряет основную мысль.

Заключительным этапом эксперимента является подведение итогов и формулирование выводов. При формулировании выводов необходимо стимулировать развитие речи детей путем постановки неповторяющихся по содержанию вопросов, требующих от детей развернутого ответа. При анализе и фиксировании полученных результатов необходимо помнить, что непредусмотренный результат не является неправильным. После эксперимента дети должны самостоятельно привести в порядок рабочее место – почистить и спрятать оборудование, протереть столы, убрать мусор и вымыть руки с мылом.

При правильной организации работы у детей старшего возраста формируется устойчивая привычка задавать вопросы и пытается самостоятельно искать на них ответы. Теперь инициатива по проведению экспериментов переходит в руки детей.  

-А теперь приступим к опытам. Пожалуйста, коллеги, занимайте места за столами для экспериментирования.

«Вы слыхали о воде?

Говорят, она везде?

В луже, в море, в океане

И в водопроводном кране.

Как сосулька, замерзает,

В лес туманом заползает

Ледником в горах зовётся

Лентой серебристой вьётся.

На плите у нас кипит.

Паром чайника шипит,

Растворяет сахар в чае.

Мы её не замечаем.

Мы привыкли, что воде

 

Наша спутница всегда!

Без неё нам не умыться,

Не наесться, не напиться!

Смею вам я доложить:

Без воды нам не прожить!» (Н. Рыжова)

 

Опыт1. Прозрачность воды.

Оборудование: 2 пластиковых прозрачных одинаковых стакана, вода, молоко, две монетки.

 Проведение: Взять два одинаковых стаканчика. В один налить воду, а в другой – молоко. В оба стаканчика положить монетку. Посмотреть, что произошло? В каком из стаканчиков монетка видна, а в каком – нет?

Объяснение: в стаканчике с водой монетка видна, а в стаканчике с молоком – нет. Вода не имеет собственного цвета, она прозрачная.

Опыт2. Текучесть воды.

Оборудование: 2 стакана, наполненных водой, а также 2-3 предмета, выполненных из твердого материала (кубик, линейка, деревянная ложка и др.)  Взять 2 стакана, наполненных водой, а также 2-3 предмета, выполненных из твердого материала (кубик, линейка, деревянная ложка и др.) определить форму этих предметов.

Проведение: Задать вопрос: «Есть ли форма у воды?». Предложить педагогам найти ответ, переливая воду из одних сосудов в другие (чашка, блюдце, пузырек и т. д.). Вспомнить, где и как разливаются лужи.

 

Объяснение: Вода не имеет формы, принимает форму того сосуда, в который налита, то есть может легко менять форму. Она разливается, течет.

 

Опыт3 Вода может перемещаться.

 

Оборудование: 8 деревянных зубочисток. неглубокая тарелка с водой (глубина 1-2 см, пипетка, кусок сахара-рафинада (не быстрорастворимого), жидкость для мытья посуды, пинцет, чайная ложка.

 

 Проведение: Показываем педагогам тарелку с водой. Вода в покое. Наклоняем тарелку, потом дуем на воду. Так мы можем заставить воду перемещаться. А может ли она перемещаться сама по себе? Попробуем это сделать. Аккуратно выложим пинцетом зубочистки в центре тарелки с водой в виде солнца, подальше друг от друга. Дождемся, пока вода полностью успокоится, зубочистки замрут на месте. В центр тарелки аккуратно опускаем кусочек сахара, зубочистки начнут собираться к центру. Что же происходит? Сахар всасывает воду, создавая её движение, перемещающее зубочистки к центру. Убираем сахар чайной ложкой и капаем пипеткой в центр миски несколько капель жидкости для мытья посуды, зубочистки "разбегутся"! Почему? Мыло, растекаясь по воде, увлекает за собой частички воды, и они заставляют зубочистки разбегаться.

Объяснение: Не только ветер или неровная поверхность заставляют двигаться воду. Она может перемещаться по многим другим причинам. 

Опыт 3. Водяной подсвечник

Оборудование: недлинная стеариновая свеча, нижний конец которой утяжелен нагретым гвоздем, стакан воды.

Проведение: Возьмите недлинную стеариновую свечу и стакан воды. Нижний конец свечи утяжелите нагретым гвоздем (если гвоздь будет холодным, то свеча раскрошится) так, чтобы только фитиль и самый краешек свечи остались над поверхностью.

Стакан с водой, в котором плавает эта свеча, будет подсвечником. Зажгите фитиль, и свеча будет гореть довольно долго. Кажется, что она вот-вот догорит до воды и погаснет.

Объяснение: Свеча догорит почти до самого конца. И, кроме того, свеча в таком подсвечнике никогда не будет причиной пожара. Фитиль будет погашен водой.

Опыт4. Имеет ли запах вода?

 Оборудование:2 стакана с налитой чистой водой, эфирное масло

Проведение: Налить в два стакана чистую воду. Предложить педагогам понюхать и сказать, чем пахнет вода? Затем добавить в один из стаканов капельку любого эфирного масла, дать понюхать снова. Что произошло с водой? Сравнить два стакана с водой.

Объяснение: у чистой воды нет запаха. Если в воду что-то добавлять, то она начинает пахнуть теми веществами, которые в неё добавлены.

Опыт5. Какой вкус у воды?

Оборудование:3 стакана с чистой водой, соль, сахар

Проведение: Налить в 3 стакана чистую воду. Дать педагогу попробовать воду на вкус, спросить, какого она вкуса?

Насыпать в один стакан сахар, а в другой соль, размешать и дать попробовать. Спросить: «Какой вкус стал у воды?»

Объяснение: чистая вода не имеет вкуса, но если в воду что-то добавлять, то вода приобретёт вкус того вещества, которое в неё добавлено.

Опыт6. Соленая вода плотнее пресной, она выталкивает предметы

Оборудование: 2 пол-литровые банки с чистой водой и 1 пустая литровая банка, 3 сырых яйца, поваренная соль, ложка для размешивания. 

Оборудование: 2 пол-литровые банки с чистой водой и 1 пустая литровая банка, 3 сырых яйца, поваренная соль, ложка для размешивания.

 Проведение: Взять пол-литровую банку с чистой (пресной) водой.  Что случится с яйцом, если его опустить в воду? (Все скажут, что оно утонет, потому что тяжелое.) Аккуратно опустить сырое яйцо в воду. Оно действительно утонет, все были правы. Взять вторую пол-литровую банку и добавить туда 2-3 столовые ложки поваренной соли. Опустить в получившуюся соленую воду второе сырое яйцо. Оно будет плавать. Соленая вода плотнее пресной, поэтому яйцо не утонуло, вода его вытолкнула. Именно поэтому в соленой морской воде легче плавать, чем в пресной воде реки. А теперь положим яйцо на дно литровой банки. Постепенно подливая воду из обеих маленьких банок, можно получить такой раствор, в котором яйцо не будет ни всплывать, ни тонуть. Оно будет держаться, как подвешенное, в середине раствора. Подливая соленой воды, вы добьетесь того, что яйцо будет всплывать. Подливая пресную воду - того, что яйцо будет тонуть. Внешне соленая и пресная вода не отличается друг от друга, и это будет выглядеть удивительно.  Объяснение:  Соленая вода плотнее пресной, она выталкивает предметы, которые тонут в пресной воде. Именно поэтому в соленой морской воде легче плавать, чем в пресной воде реки. Соль повышает плотность воды. Чем больше соли в воде, тем сложнее в ней утонуть. В знаменитом Мёртвом море вода настолько солёная, что человек без всяких усилий может лежать на её поверхности, не боясь утонуть

Опыт7. Скрепка учится плавать.

Оборудование: Емкость, наполовину наполненная водой, металлическая скрепка, вилка, жидкость для мытья посуды, смешанная в отдельной чашке

Проведение: Глубокую емкость наполовину наполнить водой. С помощью вилки аккуратно положить на воду металлическую скрепку. Она будет плавать.

Смешать в чашке с водой немного жидкости для мытья посуды. Налить получившуюся смесь в миску, скрепка сразу пойдёт ко дну.

Объяснение: поверхностное натяжение воды способно удержать скрепку. После добавления жидкости для мытья посуды, натяжение воды станет менее прочным и скрепка утонет.

Опыт8. Сухая бумага в воде.

Оборудование: Глубокая миска с водой, высокий стакан на треть набитый бумагой.

Проведение: Большую глубокую миску наполнить водой. Высокий стакан набить на треть бумагой. Погрузить стакан в воду вверх дном.

Вынуть его и посмотреть, что стало с бумагой. Какая она, сухая или мокрая?

Объяснение: бумага осталась сухой потому, что при погружении перевёрнутого стакана воздух внутри стакана мешает воде подняться наверх и намочить бумагу.

 

1. Сколько океанов на нашей планете? Назовите их.

-Тихий. Атлантический, Индийский, Ледовитый

 Это условное деление, а вообще есть один-единственный, огромный Всемирный или Мировой океан.

 

2.Сколько морей на нашей планете? (30)

-Все моря по сути – это тоже Мировой океан, т.к. из морей по водным путям можно попасть в океаны, а из океана – в какое хочешь море

3. Какие моря отгорожены от океана сушей со всех сторон?

-Каспийское и Аральское моря. Они расположены на территории нашей страны.

 

4. Назовите великие реки земного шара.

Великие реки России: Енисей, Ангара, Обь, Волга, Ока, Иртыш - длиннее всех рек в нашей стране.

Великая река Европы - Дунай.

Великая река Египта, Кении, Судана - Нил.

В Северной Америке – это Миссисипи.

В Южной Америке – Амазонка (она впадает в Атлантический океан и дважды в сутки океанский прилив заставляет её воды течь вспять, в обратную сторону).

В Индии – Инд.

В Польше – Висла.

 Во Вьетнаме – Меконг.

 

5. Сколько же тогда воды во всех океанах, морях, реках, озёрах?

-Если бы земной шар был такой же гладкий, как глобус и все океаны, моря и озёра, реки разлились по его поверхности, то вся наша планета оказалась бы залита 9-ти метровым слоем воды.

 

6. Зачем нужна вода нашей планете Земля?

-Вода поит всё живое, кормит, моет, является самой широкой и удобной дорогой.  Вода работает на гидроэлектростанциях – добывает электрический ток. Мировой океан является гигантским котлом отопления Земли. Вот она какая – вода!

Рефлексия: Что Вам больше всего запомнилось, понравилось на мастер-классе? Почерпнули ли Вы для себя что-то новое и познавательное из мастер- класса?

- Уважаемые коллеги, работа по экспериментированию была бы неполной, если не привлекать к ней родителей, поэтому я предлагаю Вам памятки для родителей «Экспериментируем вместе с ребенком», которые Вы сможете использовать в своей работе. Спасибо за сотрудничество! Желаю Вам творческих успехов.

 

 

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Экспериментируем вместе с ребенком» Экспериментирование – это, наряду с игрой ведущая деятельность дошкольника. Цель экспериментирования – опытным путем находить ответы на вопросы познания окружающего мира. Ребёнок самостоятельно учится определять наилучший способ решения встающих перед ним задач и находить ответы на возникающие вопросы. И родители могут в этом ему помочь. Для этого необходимо понимать:

1. Для чего мы проводим опыт (цель эксперимента).

2.Что необходимо для проведения опыта (материалы).

3.Как мы будем проводить эксперимент (поэтапные инструкции).

4.Что в результате должно получиться (итог).

 

Объясните «ПОЧЕМУ?» доступными для ребёнка словами. Помните! При проведении эксперимента главное – безопасность вас и вашего ребёнка. Любой вид деятельности, в том числе и экспериментирование, будет осуществляться, пока у детей есть интерес. Что же нужно делать и чего нельзя, чтобы поддерживать у детей дошкольного возраста интерес к исследованиям.

Что нужно делать:

1. Поощряйте детскую любознательность и всегда находите время для ответов на детское «почему?»

2. Предоставляйте ребенку условия для действия с разными вещами, предметами, материалами.

3. Разрешайте ребенку экспериментировать самостоятельно (контролируя процесс).

4. В целях безопасности существуют некоторые запреты на действия детей, объясняйте, почему этого нельзя делать.

5. Поощряйте ребенка за проявленную самостоятельность и способность к исследованию.

6. Оказывайте необходимую помощь, чтобы у ребенка не пропало желание к экспериментированию.

7. Учите ребенка наблюдать и делать предположения, выводы.

8. Создавайте ситуацию успешности.

9. Дети бывают, импульсивны, будьте терпеливы и спокойны по отношению к ним.

Чего нельзя делать:

1. Не отмахивайтесь от вопросов детей, ибо любознательность — основа экспериментирования.

2. Не отказывайтесь от совместной деятельности с ребенком, вы не только поможете ему в развитии, но и проведете незабываемое время вместе.

3. Не ограничивайте деятельность ребенка: если что-то опасно для него, сделайте вместе с ним.

4. Не запрещайте без объяснения.

5. Не критикуйте и не ругайте ребенка, если у него что-то не получилось, лучше помогите ему.

6. Нарушение правил и детская шалость — разные вещи. Будьте справедливы к своему ребенку.

7. Не спешите делать за ребенка то, что он может выполнить сам. Проявляйте спокойствие и терпение.

Желаем вам успехов!

 

 

 

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Ярополецкая средняя

общеобразовательная школа»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Мастер-класс по экспериментированию

На тему «Свойства воды»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подготовила:

воспитатель Нефедочкина О.Н.

 

20224 г.

 

Мастер-класс для педагогов по экспериментированию «Что мы знаем воде»

Цель: Расширение и развитие сферы поисково-исследовательской деятельности среди педагогов

Задачи: -Нахождение оригинальных идей и утверждение приоритетов экспериментальной деятельности в ДОУ;

- Распространение опыта работы по экспериментированию среди педагогов;

- Повышение профессионального мастерства педагогов

Ход мастер- класса: Здравствуйте, уважаемые коллеги! Сегодня я предлагаю вам ощутить себя детьми и принять участие в мастер-классе «Что мы знаем о воде», в процессе которого мы будем изучать свойства этого чудесного вещества, проводя различные опыты и эксперименты. но сначала давайте разберемся. что такое эксперимент и для чего он нужен дошкольнику? В толковом словаре русского языка С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведова так раскрывается это понятие: «Эксперимент, то же, что опыт (в значении химический); попытка сделать, предпринять что-нибудь. (новое, ранее не испытанное)

Известно, что к старшему дошкольному возрасту заметно нарастают возможности инициативной преобразующей активности ребенка. Этот возрастной период важен для развития познавательной потребности ребенка, которая находит выражение в форме поисковой, исследовательской активности, направленной на обнаружение нового. Поэтому преобладающими становятся вопросы: «Почему?», «Зачем?», «Как?». Нередко дети не только спрашивают, но пытаются сами найти ответ, использовать свой маленький опыт для объяснения непонятного, а порой и провести «эксперимент». Старший дошкольник «выверяет» свои знания об окружающем, свое отношение по- взрослому, который является для него подлинной мерой всех вещей. Познавательная деятельность- это не только процесс усвоения знаний, умений и навыков, а, главным образом, поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого.

Таким образом, в процессе развития детей дошкольного возраста познавательный интерес выступает в многозначной роли: и как средство живого, увлекающего ребенка обучения, и как сильный мотив, к интеллектуальному и длительному протеканию познавательной деятельности, и как предпосылки формирования готовности личности к непрерывному образованию. Главное достоинство применения метода экспериментирования в детском саду заключается в том, что в процессе эксперимента:

- Дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.

- Идет обогащение памяти ребенка, активизируется его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации.

- Развивается речь ребенка, так как ему необходимо давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы.

- Происходит накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.

- Детское экспериментирование важно и для формирования самостоятельности, способности преобразовывать какие -либо предметы и явления для достижения определенного результата.

- В процессе экспериментальной деятельности развивается эмоциональная сфера ребенка, творческие способности, формируются трудовые навыки, укрепляется здоровье за счет повышения общего уровня двигательной активности.

Эксперименты классифицируются по разным принципам:

- По характеру объектов, используемых в эксперименте: опыты - с растениями, с животными, с объектами неживой природы;

- По месту проведения опытов: в групповой комнате, на участке, в парке и т. д.

- По количеству детей: индивидуальные, групповые, коллективные.

- По причине их проведения: случайные, запланированные, поставленные в ответ на вопрос ребенка.

- По характеру включения в педагогический процесс: эпизодические (проводимые от случая к случаю, систематические.

- По продолжительности: кратковременные (5-15 мин., длительные (свыше 15 мин.).

- По количеству наблюдений за одним и тем же объектом: однократные, многократные, или циклические.

- По месту в цикле: первичные, повторные, заключительные и итоговые.

- По характеру мыслительных операций: констатирующие (позволяющие увидеть какое-то одно состояние объекта или одно явление вне связи с другими объектами и явлениями, сравнительные (позволяющие увидеть динамику процесса или отметить изменения в состоянии объекта, обобщающие (эксперименты, в которых прослеживаются общие закономерности процесса, изучаемого ранее по отдельным этапам) .

- По характеру познавательной деятельности детей: иллюстративные (детям все известно, и эксперимент только подтверждает знакомые факты, поисковые (дети не знают заранее, каков будет результат, решение экспериментальных задач.

- По способу применения: демонстрационные, фронтальные.

Каждый из видов экспериментирования имеет свою методику проведения, свои плюсы и минусы.

Особенности руководства экспериментальной деятельностью дошкольника:

Роль педагога в экспериментировании является ведущей в любом возрасте. Педагог непосредственно участвует в эксперименте таким образом, чтобы быть для детей равноправным партнером, руководить экспериментом так, чтобы у детей сохранялось чувство самостоятельности открытия. Подготовка к проведению экспериментов начинается с определения педагогом текущих дидактических задач. Затем выбирается объект, соответствующий требованиям. Воспитатель знакомится с ним заранее – и на практике, и по литературе. Одновременно он осваивает технику экспериментирования, если та ему незнакома. Продолжительность эксперимента определяется и особенностями изучаемого явления, и наличием свободного времени, и состоянием детей, их отношением к данному виду деятельности. Предлагая детям поставить опыт, воспитатель сообщает им цель или задачу, которая должна быть решена, дает время на обдумывание и затем привлекает детей к обсуждению методики и хода эксперимента.

Нежелательно заранее предсказывать конечный результат: у детей теряется ценное ощущение первооткрывателей. Во время работы не следует требовать от детей идеальной тишины: работая с увлечением, они должны быть раскрепощены. В процессе работы воспитатель поощряет детей, ищущих собственные способы решения задачи, варьирующих ход эксперимента и экспериментальные действия. В то же время он не выпускает из поля зрения тех, кто работает медленно, по какой - то причине отстает и теряет основную мысль.

Заключительным этапом эксперимента является подведение итогов и формулирование выводов. При формулировании выводов необходимо стимулировать развитие речи детей путем постановки неповторяющихся по содержанию вопросов, требующих от детей развернутого ответа. При анализе и фиксировании полученных результатов необходимо помнить, что непредусмотренный результат не является неправильным. После эксперимента дети должны самостоятельно привести в порядок рабочее место – почистить и спрятать оборудование, протереть столы, убрать мусор и вымыть руки с мылом.

При правильной организации работы у детей старшего возраста формируется устойчивая привычка задавать вопросы и пытается самостоятельно искать на них ответы. Теперь инициатива по проведению экспериментов переходит в руки детей.

-А теперь приступим к опытам. Пожалуйста, коллеги, занимайте места за столами для экспериментирования.

«Вы слыхали о воде?

Говорят, она везде?

В луже, в море, в океане

И в водопроводном кране.

Как сосулька, замерзает,

В лес туманом заползает

Ледником в горах зовётся

Лентой серебристой вьётся.

На плите у нас кипит.

Паром чайника шипит,

Растворяет сахар в чае.

Мы её не замечаем.

Мы привыкли, что воде

 

Наша спутница всегда!

Без неё нам не умыться,

Не наесться, не напиться!

Смею вам я доложить:

Без воды нам не прожить!» (Н. Рыжова)

 

 

Опыт1. Прозрачность воды.

Оборудование: 2 пластиковых прозрачных одинаковых стакана, вода, молоко, две монетки.

Проведение: Взять два одинаковых стаканчика. В один налить воду, а в другой – молоко. В оба стаканчика положить монетку. Посмотреть, что произошло? В каком из стаканчиков монетка видна, а в каком – нет?

Объяснение: в стаканчике с водой монетка видна, а в стаканчике с молоком – нет. Вода не имеет собственного цвета, она прозрачная.

Опыт2. Текучесть воды.

Оборудование: 2 стакана, наполненных водой, а также 2-3 предмета, выполненных из твердого материала (кубик, линейка, деревянная ложка и др.) Взять 2 стакана, наполненных водой, а также 2-3 предмета, выполненных из твердого материала (кубик, линейка, деревянная ложка и др.) определить форму этих предметов.

Проведение: Задать вопрос: «Есть ли форма у воды?». Предложить педагогам найти ответ, переливая воду из одних сосудов в другие (чашка, блюдце, пузырек и т. д.). Вспомнить, где и как разливаются лужи.

 

Объяснение: Вода не имеет формы, принимает форму того сосуда, в который налита, то есть может легко менять форму. Она разливается, течет.

 

Опыт3 Вода может перемещаться.

 

Оборудование: 8 деревянных зубочисток. неглубокая тарелка с водой (глубина 1-2 см, пипетка, кусок сахара-рафинада (не быстрорастворимого), жидкость для мытья посуды, пинцет, чайная ложка.

 

 Проведение: Показываем педагогам тарелку с водой. Вода в покое. Наклоняем тарелку, потом дуем на воду. Так мы можем заставить воду перемещаться. А может ли она перемещаться сама по себе? Попробуем это сделать. Аккуратно выложим пинцетом зубочистки в центре тарелки с водой в виде солнца, подальше друг от друга. Дождемся, пока вода полностью успокоится, зубочистки замрут на месте. В центр тарелки аккуратно опускаем кусочек сахара, зубочистки начнут собираться к центру. Что же происходит? Сахар всасывает воду, создавая её движение, перемещающее зубочистки к центру. Убираем сахар чайной ложкой и капаем пипеткой в центр миски несколько капель жидкости для мытья посуды, зубочистки "разбегутся"! Почему? Мыло, растекаясь по воде, увлекает за собой частички воды, и они заставляют зубочистки разбегаться.

Объяснение: Не только ветер или неровная поверхность заставляют двигаться воду. Она может перемещаться по многим другим причинам. 

Опыт 3. Водяной подсвечник

Оборудование: недлинная стеариновая свеча, нижний конец которой утяжелен нагретым гвоздем, стакан воды.

Проведение: Возьмите недлинную стеариновую свечу и стакан воды. Нижний конец свечи утяжелите нагретым гвоздем (если гвоздь будет холодным, то свеча раскрошится) так, чтобы только фитиль и самый краешек свечи остались над поверхностью.

Стакан с водой, в котором плавает эта свеча, будет подсвечником. Зажгите фитиль, и свеча будет гореть довольно долго. Кажется, что она вот-вот догорит до воды и погаснет.

Объяснение: Свеча догорит почти до самого конца. И, кроме того, свеча в таком подсвечнике никогда не будет причиной пожара. Фитиль будет погашен водой.

Опыт4. Имеет ли запах вода?

Оборудование:2 стакана с налитой чистой водой, эфирное масло

Проведение: Налить в два стакана чистую воду. Предложить педагогам понюхать и сказать, чем пахнет вода? Затем добавить в один из стаканов капельку любого эфирного масла, дать понюхать снова. Что произошло с водой? Сравнить два стакана с водой.

Объяснение: у чистой воды нет запаха. Если в воду что-то добавлять, то она начинает пахнуть теми веществами, которые в неё добавлены.

Опыт5. Какой вкус у воды?

Оборудование:3 стакана с чистой водой, соль, сахар

Проведение: Налить в 3 стакана чистую воду. Дать педагогу попробовать воду на вкус, спросить, какого она вкуса?

Насыпать в один стакан сахар, а в другой соль, размешать и дать попробовать. Спросить: «Какой вкус стал у воды?»

Объяснение: чистая вода не имеет вкуса, но если в воду что-то добавлять, то вода приобретёт вкус того вещества, которое в неё добавлено.

Опыт6. Соленая вода плотнее пресной, она выталкивает предметы

Оборудование: 2 пол-литровые банки с чистой водой и 1 пустая литровая банка, 3 сырых яйца, поваренная соль, ложка для размешивания. 

Оборудование: 2 пол-литровые банки с чистой водой и 1 пустая литровая банка, 3 сырых яйца, поваренная соль, ложка для размешивания.

 Проведение: Взять пол-литровую банку с чистой (пресной) водой. Что случится с яйцом, если его опустить в воду? (Все скажут, что оно утонет, потому что тяжелое.) Аккуратно опустить сырое яйцо в воду. Оно действительно утонет, все были правы. Взять вторую пол-литровую банку и добавить туда 2-3 столовые ложки поваренной соли. Опустить в получившуюся соленую воду второе сырое яйцо. Оно будет плавать. Соленая вода плотнее пресной, поэтому яйцо не утонуло, вода его вытолкнула. Именно поэтому в соленой морской воде легче плавать, чем в пресной воде реки. А теперь положим яйцо на дно литровой банки. Постепенно подливая воду из обеих маленьких банок, можно получить такой раствор, в котором яйцо не будет ни всплывать, ни тонуть. Оно будет держаться, как подвешенное, в середине раствора. Подливая соленой воды, вы добьетесь того, что яйцо будет всплывать. Подливая пресную воду - того, что яйцо будет тонуть. Внешне соленая и пресная вода не отличается друг от друга, и это будет выглядеть удивительно.

 Объяснение:  Соленая вода плотнее пресной, она выталкивает предметы, которые тонут в пресной воде. Именно поэтому в соленой морской воде легче плавать, чем в пресной воде реки. Соль повышает плотность воды. Чем больше соли в воде, тем сложнее в ней утонуть. В знаменитом Мёртвом море вода настолько солёная, что человек без всяких усилий может лежать на её поверхности, не боясь утонуть

Опыт7. Скрепка учится плавать.

Оборудование: Емкость, наполовину наполненная водой, металлическая скрепка, вилка, жидкость для мытья посуды, смешанная в отдельной чашке

Проведение: Глубокую емкость наполовину наполнить водой. С помощью вилки аккуратно положить на воду металлическую скрепку. Она будет плавать.

Смешать в чашке с водой немного жидкости для мытья посуды. Налить получившуюся смесь в миску, скрепка сразу пойдёт ко дну.

Объяснение: поверхностное натяжение воды способно удержать скрепку. После добавления жидкости для мытья посуды, натяжение воды станет менее прочным и скрепка утонет.

Опыт8. Сухая бумага в воде.

Оборудование: Глубокая миска с водой, высокий стакан на треть набитый бумагой.

Проведение: Большую глубокую миску наполнить водой. Высокий стакан набить на треть бумагой. Погрузить стакан в воду вверх дном.

Вынуть его и посмотреть, что стало с бумагой. Какая она, сухая или мокрая?

Объяснение: бумага осталась сухой потому, что при погружении перевёрнутого стакана воздух внутри стакана мешает воде подняться наверх и намочить бумагу.

1. Сколько океанов на нашей планете? Назовите их.

-Тихий. Атлантический, Индийский, Ледовитый

Это условное деление, а вообще есть один-единственный, огромный Всемирный или Мировой океан.

 

2.Сколько морей на нашей планете? (30)

-Все моря по сути – это тоже Мировой океан, т.к. из морей по водным путям можно попасть в океаны, а из океана – в какое хочешь море

3. Какие моря отгорожены от океана сушей со всех сторон?

-Каспийское и Аральское моря. Они расположены на территории нашей страны.

 

4. Назовите великие реки земного шара.

Великие реки России: Енисей, Ангара, Обь, Волга, Ока, Иртыш - длиннее всех рек в нашей стране.

Великая река Европы - Дунай.

Великая река Египта, Кении, Судана - Нил.

В Северной Америке – это Миссисипи.

В Южной Америке – Амазонка (она впадает в Атлантический океан и дважды в сутки океанский прилив заставляет её воды течь вспять, в обратную сторону).

В Индии – Инд.

В Польше – Висла.

Во Вьетнаме – Меконг.

 

5. Сколько же тогда воды во всех океанах, морях, реках, озёрах?

-Если бы земной шар был такой же гладкий, как глобус и все океаны, моря и озёра, реки разлились по его поверхности, то вся наша планета оказалась бы залита 9-ти метровым слоем воды.

 

6. Зачем нужна вода нашей планете Земля?

-Вода поит всё живое, кормит, моет, является самой широкой и удобной дорогой. Вода работает на гидроэлектростанциях – добывает электрический ток. Мировой океан является гигантским котлом отопления Земли. Вот она какая – вода!

Рефлексия: Что Вам больше всего запомнилось, понравилось на мастер-классе? Почерпнули ли Вы для себя что-то новое и познавательное из мастер- класса?

- Уважаемые коллеги, работа по экспериментированию была бы неполной, если не привлекать к ней родителей, поэтому я предлагаю Вам памятки для родителей «Экспериментируем вместе с ребенком», которые Вы сможете использовать в своей работе. Спасибо за сотрудничество! Желаю Вам творческих успехов.

 

 

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Экспериментируем вместе с ребенком» Экспериментирование – это, наряду с игрой ведущая деятельность дошкольника. Цель экспериментирования – опытным путем находить ответы на вопросы познания окружающего мира. Ребёнок самостоятельно учится определять наилучший способ решения встающих перед ним задач и находить ответы на возникающие вопросы. И родители могут в этом ему помочь. Для этого необходимо понимать:

1. Для чего мы проводим опыт (цель эксперимента).

2.Что необходимо для проведения опыта (материалы).

3.Как мы будем проводить эксперимент (поэтапные инструкции).

4.Что в результате должно получиться (итог).

 

Объясните «ПОЧЕМУ?» доступными для ребёнка словами. Помните! При проведении эксперимента главное – безопасность вас и вашего ребёнка. Любой вид деятельности, в том числе и экспериментирование, будет осуществляться, пока у детей есть интерес. Что же нужно делать и чего нельзя, чтобы поддерживать у детей дошкольного возраста интерес к исследованиям.

Что нужно делать:

1. Поощряйте детскую любознательность и всегда находите время для ответов на детское «почему?»

2. Предоставляйте ребенку условия для действия с разными вещами, предметами, материалами.

3. Разрешайте ребенку экспериментировать самостоятельно (контролируя процесс).

4. В целях безопасности существуют некоторые запреты на действия детей, объясняйте, почему этого нельзя делать.

5. Поощряйте ребенка за проявленную самостоятельность и способность к исследованию.

6. Оказывайте необходимую помощь, чтобы у ребенка не пропало желание к экспериментированию.

7. Учите ребенка наблюдать и делать предположения, выводы.

8. Создавайте ситуацию успешности.

9. Дети бывают, импульсивны, будьте терпеливы и спокойны по отношению к ним.

Чего нельзя делать:

1. Не отмахивайтесь от вопросов детей, ибо любознательность — основа экспериментирования.

2. Не отказывайтесь от совместной деятельности с ребенком, вы не только поможете ему в развитии, но и проведете незабываемое время вместе.

3. Не ограничивайте деятельность ребенка: если что-то опасно для него, сделайте вместе с ним.

4. Не запрещайте без объяснения.

5. Не критикуйте и не ругайте ребенка, если у него что-то не получилось, лучше помогите ему.

6. Нарушение правил и детская шалость — разные вещи. Будьте справедливы к своему ребенку.

7. Не спешите делать за ребенка то, что он может выполнить сам. Проявляйте спокойствие и терпение.

Желаем вам успехов!

 

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×