Причины неуспеваемости по предметам математика, физика и информатика. | Мой кабинет. Работа №344450
В данном выступлении рассматрывается актуальный на сегодняшний день вопрос - неуспеваемость . Даются определение неуспеваемости, группы неуспеваемости. Из опыта преподования преводиться факторы преводящие к плохим результатам. Как бы ни был талантлив учитель, у него, безусловно, были неуспевающие ученики, но учитель всегда старается минимизировать количество неуспевающих и отстающих.
Причины неуспеваемости по предметам математика, физика и информатика.
Тема на сегодняшний день актуальна не только в гимназии но и в целом по стране. Результаты изучения математики в этом плане наиболее наглядно показывает остроту этой проблемы, одной из которых является неуспеваемость.
Что же такое неуспеваемость?
Неуспеваемость – это отставание в учении, при котором за отведенное время учащийся не овладевает на удовлетворительном уровне знаниями, предусмотренными учебной программой, а также весь комплекс проблем, который может сложиться у ребенка в связи с систематическим обучением (как в группе, так и индивидуально).
Чтобы найти средство для преодоления неуспеваемости, надо знать причины, порождающие ее. Выделяют две группы причин неуспеваемости : внешние и внутренние
К внешним причинам
Социальные
, т. е. снижение ценности образования в обществе, нестабильность существующей образовательной системы.
2. Влияние извне – улицы, семьи и т. д.
К внутренним причинам
Главная внутренняя причина неуспеваемости на сегодняшний день становятся
дефекты здоровья школьников
. Медицинские учреждения отмечают, что каждый четвертый ребенок имеет серьезные проблемы со здоровьем с момента рождения. Это необходимо учитывать при организации учебного процесса, ведь человек, страдающий теми или иными недугами, не в состоянии вынести колоссальные учебные нагрузки.
Низкое развитие интеллекта
, что тоже должно найти своевременное отражение в составлении программ и создании новых учебников. Учебный материал должен быть посильным для большинства школьников.
К внутренним причинам следует отнести и
отсутствие мотивации учения
: у ребенка неправильно сформировалось отношение к образованию, он не понимает его общественную значимость и не стремится быть успешным в учебной деятельности.
И, наконец, проблема
слабого развития волевой сферы у учащихся
.
К.Д. Ушинский: "Учение, основанное только на интересе, не дает возможности окрепнуть воле ученика, т. к. не все в учении интересно, и придется многое взять силой воли".
Однако анализ практики школьного образования показывает, что школьник, не имеющий отклонение в психическом развитии может при правильном обучение овладеть курсом математики на базовом уровне. В методике обучения математике накоплен большой опыт, разработаны различные методы профилактики и коррекции ошибок. Один из способов решения проблем в изучении математике- это дифференцированный подход формированию приемов учебной деятельности исходя из того, что обучающимся требуется разное время, разные виды и формы работ на уроке математики, неодинаковый объём, для овладения материалов программы, но в современных условиях, когда наполняемость класса больше 25 , такой подход осуществлять затруднительно. Из публикаций В.А. Крутецкого основной причиной неуспеваемости в области математики является недостаточность навыка осмысленного чтения текста и как следствия неспособность к обобщению математического материала, слабость памяти на математические обобщения и плохая память у школьников. У неспособных к математике детей наблюдаются затруднения в переходе от одной умственной операции к другой.
Показателем уровня обученности учащихся по нашему предмету являться письменные работы. Далеко не всегда результаты этих работ у некоторых учеников не всегда отражает истинный уровень знаний. В период изучения адаптации учащихся 5-х классов выявляется тревожность, страх перед контрольных работ,о чем каждый год информирует нас психолог. Пытаясь помочь таким ученикам преодолеть страх мы стараемся создать в классе благоприятный психологический климат, учитывать реальные возможности таких учеников, но стандарты требуют от нас другого. При составлении план работы с такими учениками пользуемся современной методической литературой, дидактические пособия разработанные с учетом возможности каждого ученика. Основная работа со слабоуспевающимся учениками к сожалению приходится на внеурочное время, а это создает для них дополнительную нагрузку, после уроков дети уставшие, плохо воспринимают материал, слабо соображают, нервничают.
В заключении я хочу сказать, что проблема преодоления затруднений при обучении точных наук является до конца не решенной в методическом плане. Как бы ни был талантлив учитель, у него, безусловно, были неуспевающие ученики, но учитель всегда старается минимизировать количество неуспевающих и отстающих.