Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Прием "Дерево предсказаний" на уроках в школе: варианты применения | Антонова Марина Ивановна. Работа №277218

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Автор: Антонова Марина Ивановна
Прием разработан американским ученым Дж. Беллансом для работы с художественным текстом. В адаптированном варианте этот прием впервые  стал применяться на уроках по развитию критического мышления через чтение и письмо. 

Стратегия метода помогает развивать образное мышление, соотносить аргументы и факты, развивать фантазию и умение мыслить перспективно.

Может использоваться на  уроке любого типа    по любому предмету. 

В статье показаны приемы работы с этим приемом на разрных уроках и различных этапах урока.

Прием "Дерево предсказаний" на уроках в школе: варианты применения₽
Прием "дерево предсказаний" был разработан американским ученым Дж. Беллансом для работы с художественным текстом. В адаптированном варианте этот прием впервые стал применяться на уроках по развитию критического мышления через чтение и письмо. Стратегия метода помогает развивать образное мышление, соотносить аргументы и факты, развивать фантазию и умение мыслить перспективно. Прием может использоваться на уроке любого типа по любому предмету. В примерах рассмотрим, на какой стадии урока может быть использовано "Дерево предсказаний".
Начало формы
Конец формы
Алгоритм работы с приемом
На доске рисуется силуэт дерева:
Ствол дерева— это выбранная тема, ключевой вопрос темы, смоделированная или реальная ситуация, которые предполагают множественность решений.
Ветви дерева— это варианты предположений, которые начинаются со слов: "Возможно,…", "Вероятно,…". Количество ветвей не ограничено.
Листья дерева— обоснование, аргументы, которые доказывают правоту высказанного предположения (указанного на ветви).
На уроках, построенных по методу РКМ, прием "Дерево предсказаний" применяется на стадии вызова и анализируется на стадии размышления, илирефлексии.
Пример дерева предсказаний на уроке обществознания
Примеры работы с приемом Дерево предсказаний
При изучении текста на уроках литературы (географии, истории)
Текст произведения читается не до конца. Строится дерево предположений, у которого ветви будут содержать варианты возможных концовок. В качестве аргументов важно предоставить факты, взятые из самого текста произведения (Какие ситуации предполагают такое развитие события? Какие качества героя могут повлиять на ситуацию?).
Для закрепления грамматической темы
Например, на уроке английского языка прием поможет при закреплении форм глаголов в будущем времени.
Ситуация: получен прогноз из Центра исследования, в котором описаны возможные перспективы развития человечества.
Предположения учеников строятся с употреблением конструкций "May be…if", "Will be..".
При изучении новой темы
Прием "дерево предсказаний" может помочь актуализировать знания и составить прогнозы по поводу новой темы.
Например, на уроке математике вы собираетесь изучать теорему Пифагора. На дереве предсказаний в качестве ветвей появятся предположения учеников о том, какие аксиомы, возможно, будут использованы.
На этапе закрепления материала и контроля знаний
Для этого этапа урока прием "дерево предсказаний" используется как способ проверить, насколько ученики освоили тему и умеют аргументировано отстаивать свою точку зрения. При этом предсказания могут быть самыми фантастическими, важно — умение доказать, привести правильные аргументы и предпосылки такого развития событий.
Например, на уроке обществознания вы закончили тему о политическом режиме в Российской Федерации. Теперь строите вместе с учениками "дерево предсказаний", у которого в качестве "ствола" (темы) будет предложен вопрос: Политическая ситуация в РФ через 20/50 лет. Для "ветвей" ученики приводят свои прогнозы: "усиление/ослабление демократических основ", "усиление централизации власти", "возврат к однопартийной структуре" и т.д. Важно, чтобы заполнялись "листья" дерева, где будут указаны аргументы и предпосылки такой вероятности.
Для рефлексии
В облегченном варианте прием используют для рефлексии. В начале урока учащиеся высказывают ожидания от урока (оформляются в виде "листочков"). Ожидания могут касаться темы урока, эмоций, намерений учеников. В конце урока, при подведении итогов, анализируются высказанные предположения и на дереве остаются только те, которые подтвердились.
Это лишь несколько вариантов использования приема "Дерево предсказаний". Наверняка, каждый учитель сможет адаптировать его для своих целей.
Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×