Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 03.05
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

"Приемная семья как форма социальной опеки над ребёнком. психолого – педагогическое сопровождение устройства ребёнка в семью" | Рыбина Валентина Михайловна. Работа №234842

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Автор: Рыбина Валентина Михайловна
•      Воспитание ребёнка, оставшегося без попечения родителей.

•      Формы устройства ребёнка в семью. Приёмная семья как одна из форм устройства на воспитание. Положение о приёмной семье, её функции и особенности. Права и обязанности приёмных родителей.

•      Влияние приёмного ребёнка на семью. Подготовка детей приёмных родителей.

•      Психологический портрет приёмного родителя.

Тема:"Приемная семья как форма социальной опеки над ребёнком. психолого – педагогическое сопровождение устройства ребёнка в семью".

  • Воспитание ребёнка, оставшегося без попеченияродителей.

  • Формы устройства ребёнка в семью. Приёмная семья как одна из форм устройства на воспитание. Положение о приёмной семье, её функции и особенности. Права и обязанности приёмных родителей.

  • Влияние приёмного ребёнка на семью. Подготовка детей приёмных родителей.

  • Психологический портрет приёмного родителя.

Что происходит, когда ребёнок находится на попечении у государства.

Воспитание детей никогда не было лёгким. Оно требует времени, денег, терпения и понимания.
Во всех семьях бывают взлёты и падения,но в некоторых семьях проблемы могут быть очень серьёзными. Когда семьи распадаются или по каким-то причинам родители не могут воспитывать своего ребёнка, то, вполне возможно, страдает ребёнок. Ребёнок может испытывать замешательство или быть расстроенным, некоторые могут ощущать себя заброшенными и оскорблёнными.
Когда семья ребёнка больше не может заботиться о нём, за ребёнком может присматривать государство. Это значит, что другие люди будут заботиться о ребёнке до тех пор, пока он или сможет вернутьсяк своим родителям, или пока не достигнет своей независимости. На это время ребёнка могут поместить или в приют, или в интернат.
В приют могут помещать детей на короткое время. Там заботятся о детях до тех пор, пока они смогут вернуться в свою семью. Опытные работники окажут помощь и поддержку биологической семье ребёнка с тем, чтобы родители смогли решить свои проблемы и чтобы они смогли заботиться о своих детях. Если после оказанной помощи биологические родители всё равно не в состоянии заботиться о своёмребёнке, то ему попытаются найти новый дом, в котором этот ребёнок сможет расти как член семьи. Иногда эта семья – приёмная.

Воспитание в приёмной семье.

Существуют разные формы устройства в семью. Одна из этих форм – образование приёмной семьи.
Воспитаниев приёмной семье – это служба для детей, которые не могут быть со своими родителями. Приёмные воспитатели берут этих детей в свои семьи и заботятся о них. Неважно как долго дети остаются со своими приёмными родителями, родители создают обстановку, в которой дети могут чувствовать, что о них заботятся, их ценят и поддерживают.
Приёмным воспитателям необходимы умения, терпение и понимание, чтобыэффективно работать с детьми, у которых была трудная жизнь, совершенно не по их вине, и в чем поведении это можетотразиться. Они также должны понимать, что значит для детей быть разлучёнными со своими биологическими семьями. Воспитание в приёмной семье обеспечивает безопасность детям в трудный период их жизни. Приёмный родитель поможет ребёнку выразить свои чувства иначать принимать то, что с ним произошло.
Приёмные родители будут вознаграждены осознанием того, что они внесли положительные и прочные изменения в жизнь молодых людей.

Кто может стать приёмным родителем

(групповая дискуссия).

Приёмные родители – это людивсех слоёв общества, и живут они во всевозможных домах. У них могут быть свои собственные маленькие дети или взрослые дети, которые уже выросли и ушли из дома, есть приёмные родители без собственных детей. Приёмные родители могут одновременно заботиться более, чем об одном ребёнке, некоторые занимаются воспитанием младенцев или детей дошкольного возраста, другим очень нравится заботиться о подростках, у некоторых есть опыт работы с детьми – инвалидами.

Групповая дискуссия

Можете ли Вы ответить на следующиевопросы, которые часто задают люди о том, кто может стать приёмным родителем?

  • Могу ли я стать приёмным воспитателем, независимо от того, женат/ замужем я или нет, и мне даже не нужно быть родителем самому?

  • Нужно ли иметь квартиру/ дом с хотя бы 3-мя спальнями, если Вы хотите быть приёмными родителями?

  • Если я безработный, разве это не исключает меня как приёмного родителя?

  • Я курю. Не помешает ли это мне стать приёмным родителем?

  • У меня есть судимость. Означает ли это, что мне автоматически запрещено бытьприёмным родителем?

  • Мне за 60. Могу ли я всё ещё быть приёмным родителем?

  • Невозможно совмещать полный рабочий день с приёмным воспитанием, не так ли?

  • Могут ли гомосексуалисты быть приёмными воспитателями?

  • У меня нет никакого законченного образования. Означает ли это, что я не могу быть приёмным родителем?

  • Могут ли инвалиды стать приёмными воспитателями?

Процесс подачи заявления.
Психолого – педагогическое сопровождение устройства ребёнка в семью.

Приёмное воспитание – это важное задание. Беззащитные, уязвлённые дети будут вверены вам на воспитание.Долг государства– убедиться в том, что вы можете предложить этим детям безопасную и полную заботы обстановку. Требуется время для того, чтобы вас утвердили как приёмного родителя.
Если вы заинтересовались:

  • Узнайте как можно больше о воспитании в приёмной семье из различных источников. Свяжитесь с вашим социально-педагогическим центром.

  • Вам должны предоставить основную информацию, которая охватывает многие различные аспекты воспитания в приёмной семье. Прочитайтееё и обдумайте всё. Хотя вознаграждения и могут быть огромными, работа приёмного родителя предполагает серьёзные обязательства. Вам нужно будет обсудить многое с вашими родственниками и друзьями. Помните, воспитание приёмного ребёнка вовлечёт всех членов вашей семьи.

  • Вас будут приглашать на мероприятия, встречи, где вы получите больше информации. Вы будете приглашены на занятия, на которых вы более глубоко узнаете о воспитании приёмного ребёнка. Вы познакомитесь с другими людьми, проходящими такой же процесс.

  • У вас будет предварительное обсуждение с кем-то из официальных лиц. Они подробно объяснят вам, как будет определяться то, насколько вы подходите, чтобы стать приёмным родителем. Вас попросят заполнить подробную анкету о себе и о других членах вашей семьи. Вам объяснят, какими умениями и качествами должен обладать приёмный родитель и помогут вам обдумать, как вы сможете продемонстрировать, что вы имеете то, что требуется для этой работы. У вас могут попросить разрешение на проведение обследования ваших жилищно – бытовых условий.

  • Вы должны будете представить медицинскую справку о состоянии вашего здоровья.

  • Социальный педагог или психолог будет встречаться с вами регулярно, чтобы обсудить широкий спектр вопросов, касающихся потребностей детей, которым необходимо воспитание в приёмной семье.

  • Психолог составит отчёт, основанный на информации о Вас, значительную часть которой вы помогли собрать. В этом отчёте описываются ваши умения и области, в которых вам, возможно, понадобиться специальная подготовка или поддержка.

  • Специальная комиссия, которая несёт ответственность за утверждение новых воспитателей, обсудит отчёт. Вас могут пригласить на обсуждение.

  • Комиссия или одобряет ваше заявление или же нет. (Если нет, обсудите с психологом почему. Возможно, вы сможетеснова подать заявление в будущем).

  • Ребёнок размещён у вас. Поздравляем! Вы стали одним из тех замечательных людей, которые с гордостью называют себя приёмными родителями.

После обучения приёмный родитель сможет:

  • понять, как растут и развиваются дети и молодые люди;

  • адекватно реагировать на прошлое ребёнка и другие проблемы, включая вопросы расовой принадлежности, религию, культуру и язык;

  • реагировать на эмоциональные, физические, образовательные и медицинские потребности детей и молодых людей;

  • общаться сдетьми и молодыми людьми в соответствии с их возрастом и пониманием;

  • помочь детям справить с потерей/ и разлукой, и понять их влияние на поведение ребёнка;

  • обеспечить хороший уход, например, здоровое питание, чистоту, занятие спортом, соответствующую одежду;

  • принимать участие в мероприятиях детей, обеспечивать поощрение и поддержку, помогая им в физическом, эмоциональном и образовательном развитии;

  • помочь ребёнку развивать его увлечения и интересы, связи и дружеские отношения с людьми, проживающими в однойс ним местности;

  • быть добрым, заботливым, добросовестным и способным упорно продолжать начатое;

  • уметь выразить привязанность соответствующим образом;

  • распознать стресс у себя и других и выработать стратегию, чтобы помочь с ним справиться;

  • посещать группы поддержки и соответствующие занятия для приёмных воспитателей;

  • иметь хорошее здоровье;

  • вести запись памятных событий через фотографии и работу с историей жизни ребёнка;

  • установить границы и управлять поведением ребёнка, не прибегая к физическому или другомунеприемлемому способу наказания;

  • уважать детей и работать с ними и их семьями, не осуждая и не дискриминируя их;

  • узнать о формах насилия над детьми и о запущенности ребёнка, уметь распознать это и предпринять соответствующие действия;

  • узнать о здоровье иправилах безопасности в доме;

  • изучить законодательство о воспитании ребёнка и основных направлениях в воспитании;

  • реально оценивать свои способности.

Права приёмных родителей.

У приёмных родителей есть право на то чтобы:

  • К ним относились с вниманием, с уважением их чувства собственного достоинства, личной жизни и личного пространства.

  • Получать поддержку, которая заключается в оказании помощи по уходу за ребёнком в их собственном доме, включая искреннюю и своевременную реакцию со стороны специалистов.

  • Выразить свои предпочтения при выборе ребёнка: пол, возраст; допустимые дефекты здоровья.

  • Получить полную информацию относительно ребёнка, которая окажет влияние на их дом и семейную жизнь во время воспитания приёмного ребёнка.

  • Быть уверенным в безопасности членов их семьи.

  • Вернуть ребёнка органам опеки до истечения срока договора, если возникали проблемы в отношениях, которые он не может решить.

  • Применять педагогически проверенные (рекомендованные на курсах обучения) санкции ограничение и наказание к ребенку:

  • замечания

  • запрет на развлечение

  • лишение сладостей

  • отказ от приобретения желаемой вещи

  • наказание бездействием (останься в комнате…)

  • Предотвращать проявления дурных привычек у ребенка.

  • Предотвращать проявление жестокости, агрессии со стороны ребенка, сквернословие.

  • Препятствовать контактам ребенка с кровными родителями, если наблюдается прямое отрицательное влияние этих встреч.

  • Получать помощь, чтобы справиться с потерей и разлукой, когда ребёнок уезжает из их семьи.

  • Быть информированным обо всех правилах и процедурах работы специалистов, которые относятся к ним, как к приёмным родителям.

  • Пройти подготовку, которая укрепит их навыки и способность выполнять работу приёмного родителя.

  • Быть информированным о том, как получить помощь/ услуги и связаться со специалистами.

  • Обеспечение конфиденциальности относительно проблем, возникающих в их приёмной семье.

  • Получать оценку и информацию о том, как они справляются с ролью приёмных родителей.

Обязательства приёмных родителей.

Приемный родитель – это лицо, которому передан на воспитание ребенок (дети), находящиеся на попечении органов опеки и попечительства на основании трудового договора.
Приемные родители обязаны:

  • Осуществлять физическую, психическую и моральную защиту ребенка.

  • Я всегда буду любить и уважать моего приёмного ребёнка таким, какой он есть, а не каким я хочу, чтобы он был.

  • Предоставлять ребенку соответствующие условия проживания: отдельную комнату или угол в комнате, отдельную кровать; заботиться о здоровье.

  • Я дам моему ребёнку пространство – чтобы расти, мечтать, преуспевать и даже иногда терпеть неудачу.

  • Я установлю границы для моего приёмного ребёнка и помогу емучувствовать себя в безопасности, познакомив его с тем, что от него ожидают.

  • Не делать различий в воспитании своих детей и приемных: не унижать ребенка, не применять меры физического насилия к ребенку.

  • Я создам семейную обстановку, полную любви, и покажу моему приёмному ребёнку, что его любят, всякий раз и как только смогу.

  • Я дам ребёнку знать в случаях нарушения дисциплины, что я не одобряю, что онделает, а не кто он.

  • Я найду время для моего приёмного ребёнка и буду лелеять мгновения, проведенные вместе, осознавая как важны и мимолётны они.

  • Я не буду обременять моего приёмного ребёнка эмоциями и проблемами, с которыми он не в состоянии справиться,помня, что я - родитель, а он – ребёнок.

  • Я буду поощрять моего приёмного ребёнка познавать мир и все его возможности, направляя его в пути, прилагая усилия сделать его осторожным, а не боязливым.

  • Разъяснять ребенку временный характер пребывания в этомдоме, не допускать излишнего эмоционального привыкания.

  • Прививать ребенку уважение к своей семье, готовность вернуться домой.

  • В соответствии с рекомендациями органа опеки поддерживать контакты с биологической семьей.

  • Создавать условия для интеллектуальногоразвития ребенка, обеспечивать обучение, следить за физическим и психическим здоровьем.

  • Представлять регулярные отчеты в орган опеки и расходовании опекунских средств; в социально-педагогический центр о результате пребывания ребенка в семье (достижения, проблемы) по установленной форме.

  • Регулярно принимать у себя дома социального педагога, психолога, контролирующего ситуацию.

Права приёмного ребёнка

Приемный ребенок в семье имеет право:

  • Иметь и хранить свои личные вещи и предметы (семейные реликвии; фотографии…)

  • Иметь собственную территорию (кровать, угол для занятий и игр…)

  • Высказывать свое мнение по вопросу встречи с родственниками.

  • Знать правду о своей родной семье и собственном положении.

  • Имеет право на выбор друзей, свободу общения и уединения.

  • На выбор форм досуга (проведение свободного время) и занятий по интересам.

  • На обсуждение и участие в решении семейных проблем.

  • Имеет право покинуть приемную семью при возникновении психологической несовместимости (по решению органа опеки и попечительства).

Обязанности приемного ребенка в семье

Ребенок в семье должен:

  • Иметь некоторые постоянные хозяйственно-бытовые обязанности (в соответствии с возрастом).

  • Выполнять эпизодические (разовые) хозяйственно-бытовые поручения.

  • Соблюдать санитарно-гигиенические правила совместной жизни.

  • Уважать мнения других членов семьи.

  • Бережно относиться к вещам, предметам, уважать труд и результаты труда всех членов семьи.

  • Участвовать в решении семейных проблем.

  • Заботиться о членах семьи, которые в этом нуждаются.

Влияние, котороеоказывает ребёнок на приёмную семью

Когда вы станете приёмными родителями, изменится ваш образ жизни. Возможно не сразу, но по мере того, как будут проходить месяцы и годы, это будет оказывать на Вас влияние.
Приёмное воспитание будет оказывать влияние навас и вашу семью во многих областях:

  • ваши близкие и дальние родственники;

  • общественная работа;

  • ваша личная деятельность и деятельность ваших собственных детей.

Изменения жизни вокруг вас, колеблются от очень хороших до плохих.
Когда вы сообщите своим родственникам о том, что вы собираетесьвзять в семьюна воспитание приёмного ребёнка, вы обнаружите, что ваши родственники соответствуют двум категориям. Они или провозгласят вас святыми вашей семьи или же просто явными глупцами. Какой бы точке зрения они не отдавали свой голос, ваш выбор взять в семью приёмных детей ставит их перед различными дилеммами.
Их недоумение только усиливается, когда ребёнок ведёт себя несоответствующим образом, и вы не можете объяснить такое поведение, потому что прошлая жизнь ребёнка относится к фактам личной жизни и личного пространства.
По мере того, как проходят месяцы и годы, вы можете обнаружить, что к вам реже приходят гости, и вы меньше получаете приглашений.
Жители местности, в которой вы живёте, ваши соседи ничем не отличаются. Возможно, некоторые из них хотели бы обвинить вас за всё плохое, что происходит в окрестности/ районе, потому что вы привели"тех детей"в свой дом. Хотя большинство считает, что это замечательно, что вы можете делать то, что вы делаете, только держитеих (детей) на вашем заднем дворе.
Детям приёмных семей также необходима подготовка к встрече с новичком. Им нужно рассказать о трудностях ребёнка, которые были в его собственной семье, и о типах поведения, которые у него, вероятно, будут проявляться. Инструкции и информация помогут им относиться с сочувствием к ребёнку и свести доминимума обиду, которую он может ощущать. Они могут быть очень хорошими помощниками, откликаясь на потребности ребёнка (например, играя с ним, разговаривая, включая в свою деятельность и принимая ребёнка как того, с кем достойно быть вместе). Зная о том, каким может быть ребёнок и почему, может помочь им быть более терпимыми и понимающими, сталкиваясь с разрушительной и неприятной реакцией приёмного ребёнка.
Похвала и признание положительных действий ребёнка – или даже попыток– должны быть приняты и должны неукоснительно соблюдаться в работе с такими детьми. Так как их самооценке нанесён серьёзный ущерб, им необходимы ободрение и подтверждение того, что они могут делать всё правильно, и что это оценено.
Заботиться какое – то время о чьём-то ребёнке – это необычная ситуация, если же конечно между вами и ребёнком нет никаких родственных связей. Когда же ребёнок находится на приёмном воспитании, ситуация становится ещё более необычной.Нужно помнить о том, что забота о приёмном ребёнке будет оказывать огромное давление на возможности членов вашей семьи.
Одной любви, конечно же, не достаточно. У приёмных детей особые потребности, их больше и они стоят выше потребностей детей ваших собственных семей, и приёмные родители вынуждены быть "родителями со знаком "плюс"", то есть они должны быть способными проявить дополнительное понимание, терпение и ноу-хау.
Приёмные родители – это простые люди, которые открыли двери своего дома детям, нуждающимся в нормальной жизни. И все часто ожидают, что они будут "родителями со знаком "плюс"", недостаточно понимая, какое влияние это может оказать на собственную семью приёмных родителей.
Приёмные дети могут быть очень требовательными. Биологические дети приёмных родителей могут интересоваться, почему приёмный ребёнок получает больше внимания, чем они.
Биологические дети должны смириться с тем, что поведение, запрещённое им, допускается и разрешается приёмным детям. Биологические дети говорят о практических проблемах, например, о трудности жить в одной комнате с кем-то другим и о ревности, проблемы, которые возникают у детей одной возрастной группы.Помните,не только родители занимаются приёмным воспитание: это делает вся семья.
Приёмные родители часто говорят, что им трудно справиться не с одном каким-то определённым типом поведения, а с поведением, когда их приёмный ребёнок постоянно требует внимания. Это может привести к истощению и переутомлению приёмного родителя, и, если не оказывается поддержка, воспитатель может отдалиться от приёмного ребёнка.
Исследования неудач приёмных семей (приёмных отношений) показали, что 2/3 приёмных родителей, объяснивших причины почему они прекратили брать детей на воспитание, намекали, что были проблемы с недостатком поддержки.

Почему я вовлечён…

"Если я не могу быть со своей собственной семьёй
Я хочу, чтобы у меня была возможность жить в семейной обстановке и чтобыобо мне заботились люди, которые будут со мной, чтобы выслушать мои проблемы и помочь их мне решить".

Марша, 16лет

"Вы получаете удовлетворение, помогая детям и зная, что, возможно, вы помогли их семье снова воссоединиться, взяв ребёнка на приёмное воспитание на время пока его родителям помогают справиться с определённой проблемой…"

Саймон и Филиппа, приёмные воспитатели

"Когда к вам попадает ребёнок, неспособный делать то, что может ребёнок в его возрасте из семьи с крепкими традициями, но уезжает от вас, догнав и в чём-то даже перегнав других детей, вы ощущаете удовлетворение, несравнимое ни с чем".

Джули,приёмный воспитатель

"Самое большое вознаграждение– это видеть, что они приезжают к вам спустя долгое время после того, как они уехали из вашей семьи. И это доказывает, что они вас не забыли".

Стив, приёмный воспитатель

"Когда вы находитесь на приёмном воспитании, это заставляет вас чувствовать себя в безопасности и дает вам время разобраться в вашей жизни. Я могу продолжить свою жизнь в безопасной и счастливой обстановке".

Роб, 14 лет

"Вам нужен кто-то, кто может обеспечить стабильность, и кто с уважениемотнесётся к тому, что у вас уже есть мама и папа. Они должны уметь справиться, когда вы раздражены, и поддержат вас, когда вам трудно. Вам нужен кто-то, с кем вы можете поговорить".

Николь, 17 лет

 

Вы становитесь приёмным воспитателем

(работа в группе)

КАКИЕ КАЧЕСТВА, ПО ВАШЕМУ МНЕНИЮ, НУЖНЫ ПАТРОНАТНЫМ ВОСПИТАТЕЛЯМ?

КАКИЕ НАВЫКИ И/ИЛИ ОПЫТ ПОМОЖЕТ?

ПОДЧЕРКНИТЕКАЧЕСТВА, НАВЫКИ И ОПЫТ, КАКИМИ
ОБЛАДАЕТЕ ВЫ

ОБВЕДИТЕ В КРУЖОК ТЕ, В КОТОРЫХ ВАМ ПОНАДИБИТСЯ ПОДДЕРЖКА/ /ТРЕНИНГ

Качества, которые помогают статьприёмным воспитателем

  • ОСОЗНАНИЕ ВОПРОСА (включая самосознание)

  • ТЕРПИМОСТЬ

  • ТЕРПЕНИЕ

  • ПРЕДАННОСТЬ

  • УМЕНИЕ РАБОТАТЬ В ГРУППЕ

  • ГИБКОСТЬ

  • СОСТРАДАНИЕ

  • ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ / ЧУТКОСТЬ

  • ПОНИМАНИЕ

  • ВЫНОСЛИВОСТЬ / ЖИЗНЕСПОСОБНОСТЬ

  • УПОРСТВО

  • НАХОДЧИВОСТЬ

  • ЧУВСТВО ЮМОРА

  • ПРОНИЦАТЕЛЬНОСТЬ / ИНТУИЦИЯ

  • ВЫНОСЛИВОСТЬ

Групповая дискуссия

Задание:выберите из приведенных ниже утверждений то, которое является позитивным, негативным.
Я буду рад/рада, когда ты вырастешь и уйдешь отсюда.
Чувства приемлемы (допустимы).
Ты будешь крушением моих надежд и моей жизни.
Глупо!
Меня пугает твоя печаль.
Нет необходимости быть совершенным.
Ничего страшного, если ты боишься.
Ты можешь идти посмотреть. Я буду здесь.
Он / она медлительный/медлительная.
Почему ты никогда ничего не можешь сделать правильно.
Ты меня толкаешь к выпивке (к наркотикам).
Почему ты не можешь научиться делать всё для себя сам / сама?
Если бы не ты…
Большие мальчики не плачут.
Тебе нужна помощь.
Ты – красивая.
Ты сводишь меня с ума.
Родители никогда не ошибаются.
Ты никогда не учишься.
Если бы ты только научилась / научился думать сама / сам.
Никому не доверяй.
Ты мне доставляешь радость.
Я рад/рада, что ты – часть нашей семьи.
Мне доставляет удовольствие наблюдать, как ты растёшь.
Нет оправдания дурному настроению.
Детей надо слышать, но не видеть.
Мне нравится обнимать тебя.
Работа может доставлять радость.
Нам было трудно и у нас были проблемы, но мы с ними справились, и мы уважаем и заботимся друг о друге.
Я рад / рада, что ты – мой ребёнок.
Я люблю тебя таким / такой, как ты есть.
Мне нравится наблюдать, как ты примеряешь новые вещи.
Ты ещё пожалеешь!
Ты не злой / не злая, ты просто устал / устала.
Неуклюжий / неуклюжая! (Ты – медведь!)
Перестань мне надоедать.
Я люблю тебя.
Вспомните, что негативного говорили вам Ваши родители вдетстве.
Вывод:если ребёнку говорим только плохое, то и формируем негативные качества.
Домашнее задание к 2 занятию:

  • Продумать и вспомнить запахи, вкусы и ощущения из детства, связанные с ними.

  • Проанализировать особенности развития своего ребёнка накаждом возрастном этапе.

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×