Приёмов формирования функциональной грамотности | Ирина Шокина. Работа №318955
Согласно «Концепции федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования» на первый план выступает «формирование умения учиться как компетенции, обеспечивающей овладение новыми компетенциями; включение содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач»
Задача формирования функциональной грамотности включена в обновлённый стандарт основного общего образования (Приказ № 287, ФГОС, III, 35.2).
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования содержит перечень личностных характеристик выпускника «портрет выпускника начальной школы» (п . 8 ФГОС НОО), среди которых зафиксированы следующие характеристики:
- любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;
- готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьёй и обществом;
- выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.
Для достижения поставленных целей необходимо использовать ссовременные педагогические технологии.
Использование приёмов формирования функциональной грамотности
на уроках математики в начальной школе
Шокина Ирина Николаевна,
учитель начальных классов
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) определяет актуальность понятия «функциональная грамотность»
Согласно «Концепции федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования» на первый план выступает «формирование умения учиться как компетенции, обеспечивающей овладение новыми компетенциями; включение содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач»
Задача формирования функциональной грамотности включена в обновлённый стандарт основного общего образования (Приказ № 287, ФГОС, III, 35.2).
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования содержит перечень личностных характеристик выпускника «портрет выпускника начальной школы» (п . 8 ФГОС НОО), среди которых зафиксированы следующие характеристики:
- любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;
- готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьёй и обществом;
- выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.
Для достижения поставленных целей необходимо использовать следующие педагогические технологии:
-проблемно-диалогическая технология освоения новых знаний;
-технология формирования типа правильной читательской деятельности;
-технология проектной деятельности;
-обучение на основе «учебных ситуаций»;
-уровневая дифференциация обучения;
-информационно-коммуникационные технологии;
-технология оценивания учебных достижений учащихся и др.
Функциональная грамотность – способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней
В современной школе сущностью функциональной грамотности становятся не сами знания, а четыре главные способности обучающегося:
1) добывать новые знания;
2) применять полученные знания на практике;
3) оценивать свое знание-незнание;
4) стремиться к саморазвитию.
Математическая грамотность - это способность человека определять и понимать роль математики в мире, в котором он живет, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину.
Учащиеся, овладевшие математической грамотностью, способны:
распознавать проблемы, которые возникают в окружающей действительн
о
сти и могут быть решены средствами математики;
формулировать эти проблемы на языке математики;
решать проблемы, используя математические факты и методы;
анализировать использованные методы решения;
интерпретировать полученные результаты с учетом поставленной проблемы;
формулировать и записывать результаты решения.
Формы и методы, которые способствуют развитию функциональной грамотности:
-групповая форма работы;
-игровая форма работы;
-творческие задания;
-тестовые задания;
-практическая работа;
-ролевые и деловые игры;
-исследовательская деятельность;
Для формирования математической грамотности в системе использую следующие задания:
Компет
ентностные задачи по математике
(В шкафу было 16 чашек с синими цветочками, чашек в горошек – на 2 меньше, чайных ложек – на 12 больше, чем чашек в горошек. Сколько одновременно человек смогут пить чай, если у каждого должна быть своя чашка и своя чайная ложка?).
Нестандартные задачи
(У него есть четыре, но если их все отрезать, то у него станет целых восемь. О чем идет речь?).
Комбинаторные задачи
(Нюше на день рождения подарили три мячика: желтый, зелёный и красный.
Нарисуйте, в каком порядке она может расположить их на полке. Друзья решили поиграть двумя мячиками. Какие из трех они могут выбрать.
Нарисуйте все возможные варианты.
Обсуждается рациональный способ действия).
Задачи повышенной трудности, логические задачи
(Если Лена купит 3альбома, то у неё останется 40 рублей. А если бы она захотела купить 5 альбомов, ей не хватило бы 200 рублей. Сколько денег у Лены?)
Р
ешение ребусов;
задания типа «Заполнить пустые места»,
«Продолжить ряд чисел»,
использование на уроке интересных фактов из истории матем
а
тики, геометрии (например, про циркуль, его изобретение)
.
Р
азличные формы работы над задачей:
з
апись двух решений на доске - одн
о
го верного и другого неверно
го; р
ешение обратных задач
; р
ешение задач
раз
личными способами; п
равильно организованный способ анализа задачи - от во
проса или от данных к вопросу; п
редставление ситуации, описанной в задаче (нарисовать "картин
ку"); с
амостоятель
ное составление задач учащ
и
мися
и др.
Одним из результатов использования методов, приёмов формирования математической грамотности является то, что ребята становятся призёрами и победителями олимпиад различного уровня.
И в заключении, хочу сказать, что только каждодневная работа учителя на уроке и образовательные технологии, которые он выбирает, формируют функциональную грамотность учащихся, соответствующую их возрастной ступени. Поэтому важнейшей в профессиональном становлении современного учителя является проблема повышения его технологической компетентности, включающей в себя глубокую теоретическую подготовку и практический опыт продуктивного применения современных образовательных технологий на уроке.