Приемы безоценочного обучения учеников 1 класса | Мой кабинет. Работа №353572
При безотметочном обучении в 1 классе каждый учитель задумывается о том, как повысить интерес детей к учебе, поскольку каждый ребенок уже к началу учебного года ждет оценку своей учебной деятельности, которая стимулирует его на дальнейший успех.
У учителя возникает проблема выбора: какие приемы более доступны и интересны в работе, как лучше проследить рост успеваемости каждого ребенка.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 3
имени генерал-фельдмаршала Михаила Семеновича Воронцова г. Ейска
Муниципального образования Ейский район
«Приемы оценочной деятельности, используемые при безотметочном обучении»
Автор: Сметанина А.А.
учитель начальных классов
Ейск, 2024 г.
Приемы оценочной деятельности, используемые при безотметочном обучении.
При безотметочном обучении в 1 классе каждый учитель задумывается о том, как повысить интерес детей к учебе, поскольку каждый ребенок уже к началу учебного года ждет оценку своей учебной деятельности, которая стимулирует его на дальнейший успех.
У учителя возникает проблема выбора: какие приемы более доступны и интересны в работе, как лучше проследить рост успеваемости каждого ребенка.
В своей практике мною были использованы следующие приемы, которые, на мой взгляд, эффективны в работе.
Словесное оценивание (при устных ответах):
если оч
ень хорошо - «Умничка!», «Молодчина!», «Превосходно
»,
«Здорово!», «Замечательно!»
если есть мален
ькие недочёты – «Хорошо», «Неплохо»
В самом начале 1 класса я оценивала работы с помощью смайликов, заменяющих слова и отметки.
- улыбающийся смайлик (справляется с заданиями отлично);
- смайлик с прямым ротиком (справляется с заданием, но есть затруднения;
- грустный смайлик (нужна помощь).
Чуть позже я стала использовать прием «Светофор» - это оценивание выполнения заданий с помощью цветовых сигналов.
- Зеленый цвет обозначает, что задание выполнено правильно, без ошибок, и ученик может двигаться дальше, то есть переходить к заданию более высокого уровня. «Я все хорошо выполнил и могу идти дальше».
- Желтый цвет означает, что задание выполнено с 1-2 ошибками. Это значит, что ученику нужно вернуться к данной теме, данному виду заданий и постараться выполнить без ошибок. «Я все хорошо понял, но мне надо быть более внимательным и переделать без ошибок».
- Красный цвет означает, что задание выполнено с тремя и более ошибками. Этот ученик не усвоил проверяемую тему, ему следует заново изучить материал. «Мне нужно еще раз все повторить».
Во второй половине 1 класса на уроках русского языка чаще всего мной был применен прием "Линеечки»
Линеечки - это педагогический инструмент оценки и самооценки. Они представляют собой вертикальные отрезки с горизонтальными делениями.
Каждое деление имеет своё значение. Например:
Верхнее деление – работа выполнена аккуратно, без ошибок;
Среднее деление – работа выполнена аккуратно, но есть 1-2 ошибки или работа выполнена без ошибок, но не аккуратно;
Нижнее деление – старался, но допустил более 2 ошибок.
Ученик, оценив работу, ставит крестик около одного из делений. Обводя крестик, учитель соглашается с учеником, если не соглашается - ставит крестик на другом уровне.
Самооценка с помощью линеечки может быть двух типов:
- ретроспективная (обращенная в прошлое) и прогностическая (предсказывающая).
На моих уроках в основном была задействована ретроспективная самооценка - это оценка уже выполненной работы.
Она проще, поэтому начинать формировать самооценку следует с нее.
Ребенок оценивает себя сам сразу после выполнения до учительской проверки. Такая самооценка стимулирует ученика к самоконтролю.
Начинала я оценивание сначала с 1 критерия (п-правильность), чуть позже ввела 2 критерий (а-аккуратность), также постепенно можно добавлять и другие, например:
К – красиво
И – интересно
Т – трудно
С – старался
Х – хочу научиться этому
Д – дружно работали
Г – группой работать лучше.
Особую заботу должна вызывать та группа детей, которая обнаруживает устойчивую тенденцию к заниженной самооценке. Этим детям требуется индивидуальное подбадривание и дополнительное объяснение критериев оценок.
Дети, оценивающие себя выше, чем учитель, тоже нуждаются в дополнительном разборе критериев оценивания. Следует помнить, что тенденция к устойчивому завышению самооценки свойственна наименее развитым ученикам, не блещущим учебными успехами.
Достижения по учебным предметам мне очень хорошо помогает отследить “Карта индивидуальных достижений” (карта успехов) - это своеобразная тетрадь творчества, в которой совмещены достижения в учебе во внеурочной деятельности, она помещается в портфолио. В результате ведения этой тетради учащиеся видят свои успехи и продвижения в учебе.
Еще один прием, который мной активно применяется на уроках: в процессе обучения дети получают жетончики в виде геометрических фигурок не только за знания и умения, но и:
хорошие ответы,
добросовестное отношение к учебе, труду,
хорошее поведение,
самостоятельность, аккуратность, взаимопомощь.
В конце каждого месяца ведётся подсчёт жетончиков. Затем дети наклеивают их в тетради творчества (“Карта индивидуальных достижений”). В этот момент перед учащимися ставится задача творчески подойти к наклеиванию жетончиков. Творчество заключается в изобразительности, можно выполнить аппликацию в виде узора, фигурок людей и животных, различных предметов. Выполнение творческих работ способствует развитию задатков проектной деятельности. Детям такая работа очень интересна. Мной ведется отдельная тетрадь, в которой фиксируются результаты каждого ребенка по количеству жетончиков. В итоге видна динамика достижений в учебе.
Основной функцией самооценки и самоконтроля на начальном этапе обучения является определение учеником границ своего знания-незнания, своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые еще предстоит решить в ходе осуществления учебной деятельности.
Мной была поставлена конечная цель обучения - формирование у учащихся адекватной самооценки и развитие учебной самостоятельности в осуществлении контрольно-оценочной деятельности, что в свою очередь способствует в первую очередь развитию регулятивных УУД, а так же коммуникативных и личностных УУД.
Выводы:
- За безотметочным обучением будущее
- Происходит реальное развитие оценочных умений
- Снижается уровень общей и учебной тревожности
- Осуществляется дифференциация не только по процессу, но и по результату обучения
- Система оценивания позволяет увидеть достижения ученика в сравнении с самим собой.
Безотметочная система работает не первый год, но стереотипы побороть сложно. Дети приходят в школу за отметками, причём хорошими.
- Прежде чем учить детей самооценке, каждому из нас необходимо выучить и внедрить в практику своей работы ПРАВИЛА ОЦЕНОЧНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ.
Радуемся за успех другого, помогаем ему при неудаче.
Не высмеиваем, а шутим по доброму.
Хвалим исполнителя, критикуем исполнение.
Имеем право на сомнение и незнание, вместе находим ответ.
Умеем сами, научим другого.
Самое главное это не скупиться на похвалу.
Для младших школьников поощрение родителей имеет огромное значение. Но все ли родители хвалят своего ребенка? К сожалению, нет. Именно поэтому необходимо придерживаться этого правила, чтобы оценить старания школьника, поддержать его, повысить самооценку и усилить мотивацию к изучению предмета, ведь добрые слова дают понимание правильности собственного поведения, формируют уверенность в своих силах, чувство значимости и нужности.