Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Приемы безоценочного обучения учеников 1 класса | Мой кабинет. Работа №353572

Дата публикации:
Автор:
Описание:

При безотметочном обучении в 1 классе каждый учитель задумывается о том, как повысить интерес детей к учебе, поскольку каждый ребенок уже к началу учебного года ждет оценку своей учебной деятельности, которая стимулирует его на дальнейший успех.

У учителя возникает проблема выбора: какие приемы более доступны и интересны в работе, как лучше проследить рост успеваемости каждого ребенка.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 3

имени генерал-фельдмаршала Михаила Семеновича Воронцова  г.  Ейска

Муниципального образования Ейский район

 

 

 

 

 

 

 

«Приемы оценочной деятельности, используемые при безотметочном обучении»

 

 

 

 

 

Автор: Сметанина А.А.

учитель начальных классов

 

 

 

 

 

 

 

Ейск, 2024 г.

Приемы оценочной деятельности, используемые при безотметочном обучении.

При безотметочном обучении в 1 классе каждый учитель задумывается о том, как повысить интерес детей к учебе, поскольку каждый ребенок уже к началу учебного года ждет оценку своей учебной деятельности, которая стимулирует его на дальнейший успех.

У учителя возникает проблема выбора: какие приемы более доступны и интересны в работе, как лучше проследить рост успеваемости каждого ребенка.

В своей практике мною были использованы следующие приемы, которые, на мой взгляд, эффективны в работе.

Словесное оценивание (при устных ответах):

если оч

ень хорошо - «Умничка!», «Молодчина!», «Превосходно

»,

«Здорово!», «Замечательно!»

если есть мален

ькие недочёты – «Хорошо», «Неплохо»

В самом начале 1 класса я оценивала работы с помощью смайликов, заменяющих слова и отметки.

- улыбающийся смайлик (справляется с заданиями отлично);

- смайлик с прямым ротиком (справляется с заданием, но есть затруднения;

- грустный смайлик (нужна помощь).

Чуть позже я стала использовать прием «Светофор» - это оценивание выполнения заданий с помощью цветовых сигналов.

- Зеленый цвет обозначает, что задание выполнено правильно, без ошибок, и ученик может двигаться дальше, то есть переходить к заданию более высокого уровня. «Я все хорошо выполнил и могу идти дальше».
 - Желтый цвет означает, что задание выполнено с 1-2 ошибками. Это значит, что ученику нужно вернуться к данной теме, данному виду заданий и постараться выполнить без ошибок.  «Я все хорошо понял, но мне надо быть более внимательным и переделать без ошибок».
 - Красный цвет означает, что задание выполнено с тремя и более ошибками. Этот ученик не усвоил проверяемую тему, ему следует заново изучить материал. «Мне нужно еще раз все повторить».

Во второй половине 1 класса на уроках русского языка чаще всего мной был применен прием "Линеечки»

Линеечки - это педагогический инструмент оценки и самооценки. Они представляют собой вертикальные отрезки с горизонтальными делениями.
Каждое деление имеет своё значение. Например:
Верхнее делениеработа выполнена аккуратно, без ошибок;
Среднее делениеработа выполнена аккуратно, но есть 1-2 ошибки или работа выполнена без ошибок, но не аккуратно;
Нижнее делениестарался, но допустил более 2 ошибок.
Ученик, оценив работу, ставит крестик около одного из делений. Обводя крестик, учитель соглашается с учеником, если не соглашается - ставит крестик на другом уровне.

Самооценка с помощью линеечки может быть двух типов:
- ретроспективная (обращенная в прошлое) и прогностическая (предсказывающая).
На моих уроках в основном была задействована ретроспективная самооценка - это оценка уже выполненной работы.
Она проще, поэтому начинать формировать самооценку следует с нее.


Ребенок оценивает себя сам сразу после выполнения до учительской проверки. Такая самооценка стимулирует ученика к самоконтролю.

Начинала я оценивание сначала с 1 критерия (п-правильность), чуть позже ввела 2 критерий (а-аккуратность), также постепенно можно добавлять и другие, например:

К – красиво

И – интересно

Т – трудно

С – старался

Х – хочу научиться этому

Д – дружно работали

Г – группой работать лучше.

Особую заботу должна вызывать та группа детей, которая обнаруживает устойчивую тенденцию к заниженной самооценке. Этим детям требуется индивидуальное подбадривание и дополнительное объяснение критериев оценок.

Дети, оценивающие себя выше, чем учитель, тоже нуждаются в дополнительном разборе критериев оценивания. Следует помнить, что тенденция к устойчивому завышению самооценки свойственна наименее развитым ученикам, не блещущим учебными успехами.

Достижения по учебным предметам мне очень хорошо помогает отследить “Карта индивидуальных достижений” (карта успехов) - это своеобразная тетрадь творчества, в которой совмещены достижения в учебе во внеурочной деятельности, она помещается в портфолио. В результате ведения этой тетради учащиеся видят свои успехи и продвижения в учебе.

Еще один прием, который мной активно применяется на уроках: в процессе обучения дети получают жетончики в виде геометрических фигурок не только за знания и умения, но и:

хорошие ответы,

добросовестное отношение к учебе, труду,

хорошее поведение,

самостоятельность, аккуратность, взаимопомощь.

В конце каждого месяца ведётся подсчёт жетончиков. Затем дети наклеивают их в тетради творчества (“Карта индивидуальных достижений”). В этот момент перед учащимися ставится задача творчески подойти к наклеиванию жетончиков. Творчество заключается в изобразительности, можно выполнить аппликацию в виде узора, фигурок людей и животных, различных предметов. Выполнение творческих работ способствует развитию задатков проектной деятельности. Детям такая работа очень интересна. Мной ведется отдельная тетрадь, в которой фиксируются результаты каждого ребенка по количеству жетончиков. В итоге видна динамика достижений в учебе.

Основной функцией самооценки и самоконтроля на начальном этапе обучения является определение учеником границ своего знания-незнания, своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые еще предстоит решить в ходе осуществления учебной деятельности.
Мной была поставлена конечная цель обучения - формирование у учащихся адекватной самооценки и развитие учебной самостоятельности в осуществлении контрольно-оценочной деятельности, что в свою очередь способствует в первую очередь развитию регулятивных УУД, а так же коммуникативных и личностных УУД.

Выводы:
- За безотметочным обучением будущее
- Происходит реальное развитие оценочных умений
- Снижается уровень общей и учебной тревожности
- Осуществляется дифференциация не только по процессу, но и по результату обучения
- Система оценивания позволяет увидеть достижения ученика в сравнении с самим собой.

Безотметочная система работает не первый год, но стереотипы побороть сложно. Дети приходят в школу за отметками, причём хорошими.
- Прежде чем учить детей самооценке, каждому из нас необходимо выучить и внедрить в практику своей работы ПРАВИЛА ОЦЕНОЧНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ.

Радуемся за успех другого, помогаем ему при неудаче.

Не высмеиваем, а шутим по доброму.

Хвалим исполнителя, критикуем исполнение.

Имеем право на сомнение и незнание, вместе находим ответ.

Умеем сами, научим другого.

Самое главное это не скупиться на похвалу.

Для младших школьников поощрение родителей имеет огромное значение. Но все ли родители хвалят своего ребенка? К сожалению, нет. Именно поэтому необходимо придерживаться этого правила, чтобы оценить старания школьника, поддержать его, повысить самооценку и усилить мотивацию к изучению предмета, ведь добрые слова дают понимание правильности собственного поведения, формируют уверенность в своих силах, чувство значимости и нужности.

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×