Приёмы формирования читательской грамотности в детей начальной школы | Воробьёва-Семененко Татьяна Юрьевна. Работа №351558
Аннотация. В статье рассматривается проблема формирования читательской грамотности у младших школьников как ключевого навыка, необходимого для успешного обучения и личностного развития. Раскрываются методы и приёмы, способствующие развитию навыков осмысленного чтения, анализа текста и работы с информацией. Особое внимание уделено приемам активизации интереса к чтению, обучению поиску информации и её интерпретации в соответствии с требованиями ФГОС НОО.
Ключевые слова: читательская грамотность, начальная школа, текст, ФГОС НОО, навыки чтения, осмысленное чтение, критическое мышление, образовательные технологии.
ПРИЁМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ У ДЕТЕЙ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ
Воробьёва-Семененко Татьяна Юрьевна, учитель
ГБУОО Запорожской области "Средняя общеобразовательная школа"
пгт. Куйбышево
Аннотация. В статье рассматривается проблема формирования читательской грамотности у младших школьников как ключевого навыка, необходимого для успешного обучения и личностного развития. Раскрываются методы и приёмы, способствующие развитию навыков осмысленного чтения, анализа текста и работы с информацией. Особое внимание уделено приемам активизации интереса к чтению, обучению поиску информации и её интерпретации в соответствии с требованиями ФГОС НОО.
Ключевые слова: читательская грамотность, начальная школа, текст, ФГОС НОО, навыки чтения, осмысленное чтение, критическое мышление, образовательные технологии.
Читательская грамотность — это способность понимать, интерпретировать и оценивать письменные тексты, а также использовать их в личных, учебных и общественных целях. Для младших школьников формирование этого навыка играет ключевую роль, так как именно в начальной школе закладывается база для успешного освоения всех предметов.
ФГОС НОО подчёркивает значимость развития читательской грамотности как метапредметного навыка, который требует активного взаимодействия с текстами различных видов. Учитель начальных классов должен использовать методы и приёмы, помогающие детям не только читать, но и понимать текст, выделять главное, анализировать и применять информацию на практике.
Формирование читательской грамотности начинается с мотивации к чтению. Для этого учитель может:
- организовать тематические книжные уголки в классе;
- проводить литературные викторины, конкурсы чтецов;
- рекомендовать книги, соответствующие интересам и возрасту детей;
- использовать современные цифровые ресурсы, такие как интерактивные библиотеки и приложения для чтения.
Для формирования читательской грамотности важно знакомить детей с разными видами текстов: художественными, научно-популярными, инструкциями, таблицами, схемами. Это помогает развивать навык адаптации к различным форматам информации.
Пример задания: "Прочитайте инструкцию к настольной игре. Какие шаги нужно выполнить, чтобы начать игру?"
Дети должны не просто прочитывать текст, но и понимать его содержание. Для этого используются следующие приёмы:
- Приём "Предсказание": перед чтением текста учащиеся прогнозируют, о чём пойдёт речь, на основе заголовка или иллюстраций.
- Приём "Вопросы по тексту": дети составляют вопросы к прочитанному, отвечают на них или задают вопросы друг другу.
- "Чтение с остановками": после каждой части текста обсуждаются события, задаются вопросы на понимание.
Навыки анализа текста формируются через:
- Составление планов и кратких пересказов. Дети учатся выделять главные мысли и структурировать информацию.
- Сравнение героев или событий. Например: "Чем похожи и чем различаются герои сказок о животных?"
- Работа с ключевыми словами. Учитель предлагает выделить важные слова в тексте и объяснить их значение для понимания содержания.
Важным компонентом читательской грамотности является умение находить нужную информацию в тексте. Этому способствует работа с таблицами, схемами, оглавлениями и указателями.
Пример задания: "Найдите в тексте, в каком году произошло событие, описанное в третьем абзаце."
Творческие задания помогают учащимся лучше усваивать содержание текста. Например:
- Нарисовать иллюстрацию к прочитанному рассказу.
- Написать продолжение истории.
- Создать сценарий для инсценировки текста.
Рассмотрим методы и приёмы для формирования читательской грамотности.
1. Проектная деятельность стимулирует интерес к чтению и учит детей работать с информацией. Пример: проект "Моя любимая книга", в рамках которого дети готовят презентацию о своём любимом произведении.
2. Игра помогает превратить процесс чтения в увлекательное занятие. Например:
- Игра "Кто я?": дети читают описание героя и угадывают, кто это.
- "Чтение-детектив": после прочтения текста нужно найти подсказки для разгадки тайны.
3. Использование цифровых ресурсов, таких как обучающие приложения, электронные книги и онлайн-игры, делает чтение более привлекательным для детей.
Приведем практические примеры заданий:
1. Упражнение "Найди ошибку". Учитель даёт текст с преднамеренными ошибками, а дети ищут и исправляют их. Это развивает внимательность и понимание прочитанного.
2. Составление кластера. После чтения текста дети группируют информацию по темам, выделяя ключевые слова и идеи.
3. Ролевая игра "Интервью с героем". Один из учеников изображает героя текста, а остальные задают ему вопросы.
4. Упражнение "Три вопроса". Дети записывают три вопроса, которые у них возникли после прочтения текста, и обсуждают их в классе.
Учитель играет важную роль в развитии читательской грамотности у младших школьников. Для этого необходимо:
- использовать разнообразные формы работы с текстами;
- развивать интерес к чтению через игры, проекты, творческие задания;
- систематически отслеживать успехи учащихся, помогать преодолевать трудности;
- создавать условия для обсуждения и анализа текстов.
В заключение отметим, что формирование читательской грамотности у младших школьников — это сложный, но важный процесс, который требует системной работы учителя.
Использование разнообразных методов и приёмов, таких как осмысленное чтение, творческие задания, работа с текстами различных типов, позволяет эффективно развивать навыки чтения, анализа и интерпретации информации.
Читательская грамотность — это не только основа успешного обучения, но и инструмент, который помогает детям развивать мышление, находить решения в сложных ситуациях и становиться успешными в жизни. Задача учителя — сделать чтение увлекательным и осмысленным процессом, который станет важной частью жизни каждого ученика.
Список литературы
1. Атаджанова, Л. Ш. Применение педагогических технологий на уроках русского языка / Л. Ш. Атаджанова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 24 (314). — С. 392-394.
2. Кузнецова, М.И. Читательская грамотность / М.И. Кузнецова, Ю.Н. Гостева, Г.А. Сидорова [и др.] // под ред. Г. С. Ковалевой. М: ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», 2022. 360 с.
3. Формирование читательской грамотности (Из опыта работы педагогов Липецкой области) / под редакцией Е.Е. Пановой. – Липецк: ГАУДПО ЛО «ИРО», 2020. – 116 с.