Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Приёмы формирования функциональной грамотности на уроках в начальной школе | Винник Марина Юрьевна. Работа №347271

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Аннотация. В статье рассматриваются современные подходы к формированию функциональной грамотности у младших школьников. Акцент делается на необходимость использования различных приёмов, способствующих развитию способности учеников применять полученные знания в практической деятельности. Автор анализирует педагогические методы и стратегии, направленные на формирование у учащихся навыков самостоятельного мышления, критического анализа и решения жизненных задач.

Ключевые слова: функциональная грамотность, начальная школа, критическое мышление, образовательные технологии, практическое применение знаний.

 

ПРИЁМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

 

Винник Марина Юрьевна, учитель начальных классов

МБОУ СОШ № 20, п. Забойский

 

Аннотация. В статье рассматриваются современные подходы к формированию функциональной грамотности у младших школьников. Акцент делается на необходимость использования различных приёмов, способствующих развитию способности учеников применять полученные знания в практической деятельности. Автор анализирует педагогические методы и стратегии, направленные на формирование у учащихся навыков самостоятельного мышления, критического анализа и решения жизненных задач.

Ключевые слова: функциональная грамотность, начальная школа, критическое мышление, образовательные технологии, практическое применение знаний.

 

Функциональная грамотность в современном образовательном процессе рассматривается как способность ученика не просто владеть базовыми навыками чтения, письма и счёта, но и умение применять эти знания в реальных жизненных ситуациях. В условиях постоянно меняющегося мира перед школой встаёт задача не только передать детям определённый объём знаний, но и подготовить их к самостоятельному и успешному функционированию в различных сферах жизни. В этом контексте учителя начальной школы играют ключевую роль в создании условий для формирования функциональной грамотности у младших школьников.

Формирование функциональной грамотности — это многоуровневый процесс, включающий развитие у детей навыков критического мышления, умения анализировать информацию, искать решения проблем, а также осознавать и принимать ответственность за свои действия. Начальная школа является важным этапом, на котором у учащихся закладываются базовые основы этих навыков, которые впоследствии будут развиваться и углубляться. Поэтому необходимо организовать учебный процесс таким образом, чтобы он способствовал не только академическому развитию, но и практическому применению знаний.

Одним из ключевых приёмов формирования функциональной грамотности является использование проблемно-ориентированного обучения. Этот метод предполагает активное вовлечение учащихся в процесс поиска решений различных задач, основанных на реальных жизненных ситуациях. Примером такого подхода может служить математическое задание, где ученики должны рассчитать бюджет для покупки товаров или решить, каким образом лучше организовать процесс распределения ресурсов. Важно, чтобы задания были связаны с повседневной жизнью, так как это помогает детям осознавать значимость получаемых знаний и их полезность вне школьных стен.

Критическое мышление также является важным компонентом функциональной грамотности. На уроках в начальной школе учитель может создавать условия для того, чтобы учащиеся учились оценивать полученную информацию, сопоставлять разные точки зрения, выявлять факты и мнения. Для этого можно использовать такие приёмы, как обсуждение различных вариантов решения задачи или анализа текста, где дети должны выделить основную мысль, определить, какие факты подкрепляют авторскую позицию, а какие могут быть оспорены. Эти навыки анализа и оценки информации помогают детям более уверенно принимать решения, осознавая возможные последствия своих действий.

Ещё одним значимым приёмом является внедрение проектного обучения, где учащиеся могут применять полученные знания на практике в ходе выполнения коллективных или индивидуальных проектов. Например, при изучении окружающего мира ученики могут разрабатывать проекты, связанные с экологией, изучать влияние деятельности человека на природу и предлагать свои идеи по улучшению экологической ситуации. Проектное обучение способствует не только развитию познавательной активности, но и формированию навыков работы в команде, что также является важным аспектом функциональной грамотности.

Развитие коммуникативных навыков у младших школьников также играет значительную роль в формировании функциональной грамотности. Учитель может организовывать уроки таким образом, чтобы дети могли активно взаимодействовать друг с другом, участвовать в дискуссиях, делиться своими мнениями и опытом. Этот подход позволяет учащимся развивать навыки эффективного общения, умение выражать свои мысли и слушать других, что особенно важно для успешной социализации и будущей профессиональной деятельности.

Неотъемлемой частью формирования функциональной грамотности является воспитание самостоятельности у младших школьников. Учитель должен поощрять инициативу учеников, создавая ситуации, в которых дети будут решать задачи и принимать решения самостоятельно. Например, можно предлагать учащимся выбирать способы выполнения заданий или искать дополнительные источники информации для выполнения проектов. Это помогает детям не только осознавать свою ответственность за результаты, но и развивает у них уверенность в своих силах и способность к самоорганизации.

Важной задачей учителя начальной школы является создание атмосферы, в которой каждый ученик чувствует себя включённым в процесс обучения. Индивидуальный подход позволяет учителю учитывать особенности каждого ребёнка, что способствует более эффективному усвоению материала и развитию навыков, необходимых для формирования функциональной грамотности. Учитель должен уметь находить баланс между теоретическим и практическим обучением, предоставляя детям возможность применять полученные знания в различных контекстах.

Таким образом, формирование функциональной грамотности в начальной школе является важным шагом в подготовке учащихся к жизни в современном мире. Использование проблемно-ориентированного обучения, развитие критического мышления, внедрение проектной деятельности и воспитание самостоятельности — всё это способствует созданию условий, в которых дети не только получают знания, но и учатся применять их на практике. В условиях нового времени школа должна стать местом, где у детей формируются не только академические навыки, но и способности к самостоятельному мышлению, принятию решений и осознанию своей роли в обществе.

 

Список литературы

1. Карамышева Е. В. Формирование функциональной грамотности у учащихся начальной школы на уроках русского языка / Е. В. Карамышева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 2 (449). — С. 452-454.

2. Формирование и оценка функциональной грамотности учащихся: Учебно-методическое пособие / И. Ю. Алексашина, О. А. Абдулаева, Ю. П. Киселев; науч. ред. И. Ю. Алексашина. — СПб.: КАРО, 2019 —160 с.

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×