Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Приемы формирования математической грамотности на уроках математики в условиях реализации ФГОС | Лисицына Галина Михайловна. Работа №345738

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Аннотация. В статье рассматриваются приемы формирования математической грамотности у школьников в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС). Описаны ключевые задачи и особенности преподавания математики с акцентом на развитие математической грамотности. Приведены примеры методов и приемов, способствующих повышению уровня математической подготовки учащихся, их способности решать практико-ориентированные задачи и применять математические знания в различных контекстах.

Ключевые слова: математическая грамотность, ФГОС, методы обучения, компетентностный подход, задачи на практике, школьное образование, развитие мышления.

ПРИЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

 

Лисицына Галина Михайловна, учитель

МОУ «Разуменская СОШ 2» п. Разумное

 

Аннотация. В статье рассматриваются приемы формирования математической грамотности у школьников в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС). Описаны ключевые задачи и особенности преподавания математики с акцентом на развитие математической грамотности. Приведены примеры методов и приемов, способствующих повышению уровня математической подготовки учащихся, их способности решать практико-ориентированные задачи и применять математические знания в различных контекстах.

Ключевые слова: математическая грамотность, ФГОС, методы обучения, компетентностный подход, задачи на практике, школьное образование, развитие мышления.

 

Математическая грамотность является одной из важнейших составляющих общего образования, особенно в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС). В современных условиях требования к качеству математической подготовки школьников возрастают, и одной из центральных задач преподавания становится не только передача теоретических знаний, но и формирование у учащихся навыков применения математики в реальной жизни. Математическая грамотность предполагает умение использовать математические знания для решения широкого круга задач, встречающихся в повседневной жизни, на работе или в дальнейшей учебной деятельности.

ФГОС ставит перед школами задачу сформировать у учащихся математические компетенции, позволяющие им успешно применять полученные знания и умения на практике. Таким образом, перед учителем математики стоит необходимость поиска эффективных приемов и методов, которые помогут достигнуть этих целей.

Математическая грамотность охватывает несколько аспектов, среди которых важнейшими являются: понимание и решение практических задач, способность к математическим рассуждениям, умение находить и интерпретировать информацию, а также способность к аналитическому и логическому мышлению. В условиях ФГОС на первый план выходит компетентностный подход, который предполагает не только овладение знаниями, но и развитие умения их применять.

Преподавание математики в соответствии с ФГОС требует интеграции математической теории с практическими задачами, что способствует формированию у учащихся навыков использования математических знаний в различных жизненных ситуациях. Например, задачи, которые предлагаются на уроках, должны быть близки к реальным ситуациям, с которыми могут столкнуться школьники вне учебного процесса. Это может быть расчет личных финансов, анализ данных из окружающего мира, планирование времени и ресурсов.

Важным аспектом в формировании математической грамотности является развитие навыков рассуждения. Учащиеся должны не просто находить правильный ответ, но и понимать, каким образом они его получают, какие логические шаги необходимы для решения задачи. Таким образом, учебный процесс должен способствовать развитию у школьников способности к математическому мышлению, формированию самостоятельности в решении задач и навыков аргументации своих выводов.

Одним из эффективных методов формирования математической грамотности является применение междисциплинарных задач, которые требуют от школьников интеграции знаний из разных областей. Это позволяет учащимся не только решать математические задачи, но и применять полученные знания в контексте других предметов, таких как физика, биология или экономика. Такой подход способствует развитию у школьников гибкости мышления и помогает лучше понимать значение математики в различных сферах жизни.

Другим важным приемом является работа с текстовыми задачами, которые ориентированы на реальные жизненные ситуации. Важно, чтобы учащиеся умели переводить условия задачи из текста в математическую модель, а также интерпретировать полученные результаты с учетом контекста. Этот навык необходим для решения задач, связанных с анализом данных, принятием решений на основе математических расчетов и прогнозированием.

Важную роль в развитии математической грамотности играет также использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Работа с цифровыми инструментами, такими как калькуляторы, графические редакторы или программы для построения математических моделей, помогает школьникам лучше осознавать возможности математики и ее прикладное значение. Кроме того, применение ИКТ способствует развитию у учащихся навыков работы с большими объемами данных и анализом информации.

Учителю математики необходимо уделять особое внимание развитию у учащихся умения задавать вопросы, проводить обсуждения и выстраивать логические связи между различными математическими понятиями и фактами. Одним из эффективных приемов является организация учебных дискуссий, в ходе которых учащиеся учатся обсуждать способы решения задач, предлагать различные подходы и обосновывать свою точку зрения. Это развивает критическое мышление и способствует формированию умений аргументировать свои математические выводы.

Также важно поощрять учащихся к самостоятельному решению задач с последующей рефлексией. Учитель может использовать задания, предполагающие различные способы решения, что стимулирует детей к поиску альтернативных подходов и развитию творческого подхода к математическим проблемам.

Учитель математики играет ключевую роль в процессе формирования математической грамотности школьников. Он должен не только передавать теоретические знания, но и создавать условия для их практического применения. Важно, чтобы учитель стимулировал учащихся к самостоятельному анализу, рассуждению и поиску решений, а не ограничивался лишь проверкой правильности ответа.

Формирование математической грамотности у школьников в условиях реализации ФГОС требует использования разнообразных приемов и методов, направленных на развитие у учащихся способности применять математические знания в различных жизненных ситуациях. Компетентностный подход, практико-ориентированные задачи, междисциплинарные связи и использование информационных технологий являются ключевыми инструментами в этом процессе. Учитель математики должен не только передавать знания, но и развивать у школьников умения анализировать, рассуждать и применять математику в повседневной жизни, что является основой для успешного освоения предмета и его практического применения в будущем.

 

Список литературы

1. Казакова Р. А. Развитие функциональной грамотности на уроках математики [Текст]:учебно-методическое пособие / Р. А. Казакова, О. И. Кравцова; науч.ред. С. Ф. Хлебунова.-Ростов н/Д: Изд-во ГБУ ДПО РО РИПК и ППРО, 2017.

2. Рослякова Л. А. Подходы и задания, способствующие формированию функциональной грамотности обучающихся на уроках математики / Л. А. Рослякова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 16 (463). — С. 339-341.

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×