Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Приемы формирования навыка правописания безударной гласной | Надежда Николаевна Сапунова. Работа №328837

Дата публикации:
Автор:
Описание:

 Ошибки на правописание безударных гласных относятся к числу массовых ошибок обучающихся в начальной школе, поэтому вопрос формирования навыка правописания слов с безударной гласной является одним из основных в школьной практике. В данной статье представлена система работы по отработке навыка правописания безударной гласной в корне слова. Материал данной статьи будет полезен как начинающим учителям начальных классов, так и учителям - логопедам. В статье структурированы этапы работы над орфограммой по классам.Определены цели и задачи каждого этапа.  Фундаментом умений являются лингвистические знания и умения (ориентация в фонетической позиции звука, морфемной части слова). 

Тема: Приемы формирования навыка правописания безударной гласной в корне слова на логопедических занятиях

Ошибки на правописание безударных гласных относятся к числу массовых ошибок обучающихся в школе, поэтому вопрос формирования навыка правописания слов с безударными гласными является одним из основных в школьной практике.

К причинами ошибочного написания относятся:

Неточность или неполнота фонетических и морфологических знаний.

Неумение правильно проверять безударн

ую

гласн

ую

.

Отсутствие системы упражнений над орфограммой.

В процессе формирования навыка правописания, обучающиеся должны усвоить:

1) в ударном слоге произношение и написание гласных - одинаковое, а в безударном слоге часто есть расхождение между произношением и написанием, следовательно, безударные гласные в корне слова нужно проверять;

2) знать понятие о корне и об однокоренных словах. Понимать, что корни и гласная в корне однокоренных слов пишутся одинаково, поэтому проверочными словами должны быть однокоренные слова или формы одного и того же слова;

3) хорошо представлять порядок (алгоритм) своего рассуждения.

Алгоритм рассуждения:

понять лексическое значение слова;

поставить ударение в слове;

подобрать однокоренные слова разных частей речи;

выделить корень,

подчеркнуть безударную гласную в

корне слова

;

подобрать проверочное слово

из однокоренных слов

.

Если ученик пропускает какую-либо операцию или действует непоследовательно, возможно ошибочное написание слова.

Для того чтобы акцентировать внимание на предварительной проверке слова, на доске прикрепляю слова:

ПОДУМАЙ

проблема

ДОКАЖИ

проверочное слово

НАПИШИ

трскучий

треск

трескучий

поч…нить

починка

починить

Работу над орфограммой я условно разделила на 4 этапа.

1 этап - Понятие об ударении в слове, называние и обозначение гласных в ударных и безударных слогах (1 класс)

Цель работы: осознание роли ударения в слове, развитие умения распознавать ударные и безударные слоги, гласные звуки (буквы), в простых по написанию словах, которые пишутся так, как произносятся (мамаШуралампа и т.д.)

Задачи этого этапа – научить следующим действиям:

- выделять голосом ударный слог по подражанию, самостоятельно;

- воспроизводить ритм слова с выделением ударного слога (отхлопывать);

- называть ударный (безударный) слог, гласный звук, обозначать его буквой;

- узнавать слово по его слуховой схеме;

- узнавать слово по зрительной схеме;

2 этап – Формирование навыка проверки слов с безударной гласной в корне слова (2-3 класс)

Цель работы: изучение понятия «корень», «однокоренные слова»

Задачи:

-научить подбирать однокоренные слова;

-осознать единообразное написание корней, гласной буквы в корне однокоренных слов;

-находить безударный гласный, требующий проверки;

-научиться проверять гласную изменением формы слова, подбором однокоренных слов

 

На данном этапе особое внимание должно быть направлено на лексическое значение слов, подбору однокоренных слов разных частей речи.

В следующем фрагменте Вы увидите, как ребята учатся подбирать однокоренные слова, обладающие двумя признаками:

1) слова имеют близкое лексическое значение;

2) у них одинаковый корень

3 этап – Отработка навыка правописания безударной гласной в корне слова

Цель этапа: применение разных способов проверки безударных гласных

Задачи этапа:

- самостоятельно выделять «ошибкоопасное» место в слове с безударной гласной;

- последовательно выполнять действия по алгоритму рассуждения;

- применять различные способы проверки;

Существует несколько способов проверки безударной гласной.

Даю способы проверки последовательно с усложнением:

Проверка изменением формы слова

1.МНОГО: волна - волны;

2.ОДИН: дома - дом;

Подбором однокоренного слова

3.Проверка КОРНЕМ: бежать - бег;

садовый - сад;

кормить - корм;

4.БУКВОЙ Ё: ведро - вёдра;

5.УМЕНЬШИТЕЛЬНО-ЛАСКАТЕЛЬНОЕ ЗНАЧЕНИЕ: ковёр - коврик;

6.НА ВОПРОС КАКОЙ? доброта - добрый;

7.ЧТО ДЕЛАЕТ? тащил - тащит; писал – пишет;

8. ЧТО ДЕЛАЛ? Везет – вёз; метет – мёл.

4 этап – Практическое применение навыка правописания безударной гласной (4 класс)

Задача - продолжить применять навык правописания безударной гласной в корне слова при повторении учебных тем.

В 4 классе обобщаются знания учащихся о разных орфограммах, в том числе правописание безударных гласных, парных согласных и непроизносимых согласных в корне слова. Эти слова относятся к одной и той же морфеме и имеют одинаковый принцип проверки, основанный на подборе однокоренных слов или изменении формы слова, поэтому использую тексты с пропущенными безударными гласными при повторении разных орфограмм.

Например:

1. Заглавная буква в именах собственных.

2. Разделительный  ь знак.

3. Удвоенные согласные.

4. Парные согласные.

5. Непроизносимые согласные.

6. Разделительный ъ знак.

7. Мягкий знак после шипящих в именах существительных женского рода.

8. Частица не с глаголами.

Вывод: Использование разных видов заданий, игровых моментов в практической работе, способствуют накоплению словарного запаса, умению слышать орфограмму, применять способы проверки сначала в устной речи, а затем в письменной речи обучающихся.

Фундаментом выработки таких умений являются лингвистические знания и умения: ориентация в фонетической позиции и морфемной части слова.

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×