Приемы формирования навыка правописания безударной гласной | Надежда Николаевна Сапунова. Работа №328837
Ошибки на правописание безударных гласных относятся к числу массовых ошибок обучающихся в начальной школе, поэтому вопрос формирования навыка правописания слов с безударной гласной является одним из основных в школьной практике. В данной статье представлена система работы по отработке навыка правописания безударной гласной в корне слова. Материал данной статьи будет полезен как начинающим учителям начальных классов, так и учителям - логопедам. В статье структурированы этапы работы над орфограммой по классам.Определены цели и задачи каждого этапа. Фундаментом умений являются лингвистические знания и умения (ориентация в фонетической позиции звука, морфемной части слова).
Тема: Приемы формирования навыка правописания безударной гласной в корне слова на логопедических занятиях
Ошибки на правописание безударных гласных относятся к числу массовых ошибок обучающихся в школе, поэтому вопрос формирования навыка правописания слов с безударными гласными является одним из основных в школьной практике.
К причинами ошибочного написания относятся:
Неточность или неполнота фонетических и морфологических знаний.
Неумение правильно проверять безударн
ую
гласн
ую
.
Отсутствие системы упражнений над орфограммой.
В процессе формирования навыка правописания, обучающиеся должны усвоить:
1) в ударном слоге произношение и написание гласных - одинаковое, а в безударном слоге часто есть расхождение между произношением и написанием, следовательно, безударные гласные в корне слова нужно проверять;
2) знать понятие о корне и об однокоренных словах. Понимать, что корни и гласная в корне однокоренных слов пишутся одинаково, поэтому проверочными словами должны быть однокоренные слова или формы одного и того же слова;
3) хорошо представлять порядок (алгоритм) своего рассуждения.
Алгоритм рассуждения:
понять лексическое значение слова;
поставить ударение в слове;
подобрать однокоренные слова разных частей речи;
выделить корень,
подчеркнуть безударную гласную в
корне слова
;
подобрать проверочное слово
из однокоренных слов
.
Если ученик пропускает какую-либо операцию или действует непоследовательно, возможно ошибочное написание слова.
Для того чтобы акцентировать внимание на предварительной проверке слова, на доске прикрепляю слова:
ПОДУМАЙ
проблема
ДОКАЖИ
проверочное слово
НАПИШИ
тр…скучий
треск
трескучий
поч…нить
починка
починить
Работу над орфограммой я условно разделила на 4 этапа.
1 этап - Понятие об ударении в слове, называние и обозначение гласных в ударных и безударных слогах (1 класс)
Цель работы: осознание роли ударения в слове, развитие умения распознавать ударные и безударные слоги, гласные звуки (буквы), в простых по написанию словах, которые пишутся так, как произносятся (мама, Шура, лампа и т.д.)
Задачи этого этапа – научить следующим действиям:
- выделять голосом ударный слог по подражанию, самостоятельно;
- воспроизводить ритм слова с выделением ударного слога (отхлопывать);
- называть ударный (безударный) слог, гласный звук, обозначать его буквой;
- узнавать слово по его слуховой схеме;
- узнавать слово по зрительной схеме;
2 этап – Формирование навыка проверки слов с безударной гласной в корне слова (2-3 класс)
Цель работы: изучение понятия «корень», «однокоренные слова»
Задачи:
-научить подбирать однокоренные слова;
-осознать единообразное написание корней, гласной буквы в корне однокоренных слов;
-находить безударный гласный, требующий проверки;
-научиться проверять гласную изменением формы слова, подбором однокоренных слов
На данном этапе особое внимание должно быть направлено на лексическое значение слов, подбору однокоренных слов разных частей речи.
В следующем фрагменте Вы увидите, как ребята учатся подбирать однокоренные слова, обладающие двумя признаками:
1) слова имеют близкое лексическое значение;
2) у них одинаковый корень
3 этап – Отработка навыка правописания безударной гласной в корне слова
Цель этапа: применение разных способов проверки безударных гласных
Задачи этапа:
- самостоятельно выделять «ошибкоопасное» место в слове с безударной гласной;
- последовательно выполнять действия по алгоритму рассуждения;
- применять различные способы проверки;
Существует несколько способов проверки безударной гласной.
Даю способы проверки последовательно с усложнением:
Проверка изменением формы слова
1.МНОГО: волна - волны;
2.ОДИН: дома - дом;
Подбором однокоренного слова
3.Проверка КОРНЕМ: бежать - бег;
садовый - сад;
кормить - корм;
4.БУКВОЙ Ё: ведро - вёдра;
5.УМЕНЬШИТЕЛЬНО-ЛАСКАТЕЛЬНОЕ ЗНАЧЕНИЕ: ковёр - коврик;
6.НА ВОПРОС КАКОЙ? доброта - добрый;
7.ЧТО ДЕЛАЕТ? тащил - тащит; писал – пишет;
8. ЧТО ДЕЛАЛ? Везет – вёз; метет – мёл.
4 этап – Практическое применение навыка правописания безударной гласной (4 класс)
Задача - продолжить применять навык правописания безударной гласной в корне слова при повторении учебных тем.
В 4 классе обобщаются знания учащихся о разных орфограммах, в том числе правописание безударных гласных, парных согласных и непроизносимых согласных в корне слова. Эти слова относятся к одной и той же морфеме и имеют одинаковый принцип проверки, основанный на подборе однокоренных слов или изменении формы слова, поэтому использую тексты с пропущенными безударными гласными при повторении разных орфограмм.
Например:
1. Заглавная буква в именах собственных.
2. Разделительный ь знак.
3. Удвоенные согласные.
4. Парные согласные.
5. Непроизносимые согласные.
6. Разделительный ъ знак.
7. Мягкий знак после шипящих в именах существительных женского рода.
8. Частица не с глаголами.
Вывод: Использование разных видов заданий, игровых моментов в практической работе, способствуют накоплению словарного запаса, умению слышать орфограмму, применять способы проверки сначала в устной речи, а затем в письменной речи обучающихся.
Фундаментом выработки таких умений являются лингвистические знания и умения: ориентация в фонетической позиции и морфемной части слова.