Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 18.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Приёмы формирования понятий «лево–право» младшего дошкольного возраста. | Абдураимова Снежана Валентиновна. Работа №315135

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Как показывает практика, понятия «верх» и «низ» детьми младшего дошкольного возраста усваиваются довольно легко. А вот на то, чтобы сформировать у ребёнка понятия «лево» и «право», потребуется не один день. Для этого специально организуем деятельность, соблюдая последовательность, представленную моей коллегой.

На первом этапе формируем у ребёнка умение различать правую и левую руки. В возрасте около 3 лет выражается доминирующая рука. У большинства детей такой рукой является правая. Поскольку мышление у малышей конкретное, т.е. они воспринимают конкретные предметы, которые можно увидеть собственными глазами и потрогать, создаём у ребёнка стойкие ассоциации: правая рука – это та, в которую берём карандаш или ложку. Когда ребёнок это запомнит, то сможет определить, что другая рука (которой он не держит карандаш) – левая.

Эффективные приёмы формирования понятий «лево – право» у детей младшего дошкольного возраста.

Как показывает практика, понятия «верх» и «низ» детьми младшего дошкольного возраста усваиваются довольно легко. А вот на то, чтобы сформировать у ребёнка понятия «лево» и «право», потребуется не один день. Для этого специально организуем деятельность, соблюдая последовательность, представленную моей коллегой.

На первом этапе формируем у ребёнка умение различать правую и левую руки. В возрасте около 3 лет выражается доминирующая рука. У большинства детей такой рукой является правая. Поскольку мышление у малышей конкретное, т.е. они воспринимают конкретные предметы, которые можно увидеть собственными глазами и потрогать, создаём у ребёнка стойкие ассоциации: правая рука – это та, в которую берём карандаш или ложку. Когда ребёнок это запомнит, то сможет определить, что другая рука (которой он не держит карандаш) – левая.

Для лучшего запоминания названий рук надеваем на правую руку ребёнка ленточку, пластиковый браслет, мягкую резинку для волос или другой подобный маркер. При этом несколько раз уточняем, на какой руке находится метка в процессе игры «Покажи нужную руку». На прогулке предлагаем детям игру «Какой рукой точнее, дальше?» Озвучиваем, какой рукой бросали и какой результат.

Интересны детям игры с отпечатками правой и левой руки. Для этого обводим ладошки на листе бумаги и просим определить отпечатки левой и правой ладони. Если ребёнок затрудняется с ответом, предлагаем ему приложить свои руки к отпечаткам. Предлагаем выполнить задания типа: нарисуй на правой руке браслет, раскрась ноготок указательного пальца на левой руке и другие. Для индивидуальной работы готовим изображения нескольких правых и левых ладошек в разных положениях, чтобы пальчики смотрели и вверх, и вниз, и в стороны. Задания варьируются: обвести на листе только правые руки, на всех левых руках нарисуйте часы, на всех правых – браслеты.

Если путаницы с руками уже нет, открываем ребёнку ещё один секрет: всё, что находится со стороны правой руки – тоже правое: глаз, ухо, плечо, локоть, нога. Упражнения на различение правой и левой стороны тела проводим в различных видах деятельности в ходе режимных моментов. Во время одевания на прогулку и после сна упражняем детей в выполнении действий: «Наденем носок или варежку на правую ножку или ручку, а теперь на левую».

Часто проводим игры с прищепками, шариками с липучками, мелкими игрушками. Дети выполняют задания, например, прицепить прищепку на правый рукав, шарик с липучками на левую штанину, положить мелкую игрушку в левый карман или взять в правую руку. На этапе обучения такие упражнения проводим постоянно.

Для закрепления правой и левой стороны тела как нельзя лучше подходят упражнения утренней гимнастики или динамического часа. Сначала проводим упражнения совсем простые: «Взяли флажок в правую руку, наклонились в левую сторону; взяли ленточку в левую руку и положили на правое плечо».

Затем предлагаем игры «Весёлая зарядка», «Повторяй за мной». Команды даём различные, связанные с понятием «лево – право» или с определением местонахождения частей тела.

После освоения понятий «правая и левая стороны тела», переходим к следующему этапу: определению расположения предметов по отношению к себе. На прогулке обращаем внимание на предметы и объекты вокруг, комментируя увиденное: «Справа растёт ива, а слева – ель». Во время дежурства при сервировке стола дети упражняются в дифференцировке понятий «лево – право», раскладывая ложки и вилки. Организуем разнообразные игры: «Кого ты видишь справа?», «Кто назовёт больше предметов слева?», «Передай мяч» и другие.

Закреплять полученные умения наиболее эффективно в играх. В каждой группе есть игрушки-животные. Предлагаем выставить игрушки в ряд и найти ту, которую задумал взрослый. Если ребёнок затрудняется, подсказываем ему: «левее», «правее». Также дети любят играть с конструктором. Предлагаем построить два гаража разного цвета и выполнить следующее задание: «Зелёная машина поехала налево, а синяя – направо. В гараж какого цвета заехала синяя машина, а зелёная?»

Учитывая, что все дети любят играть в прятки, устраиваем подобные игры с игрушками. Любимый зайка спрятался, а малышу нужно его найти, выполняя инструкции: три шага налево, один прямо, один направо. Здесь ребёнку уже потребуется не просто вспомнить, где лево, а где право, но и двигаться в нужном направлении.

А ещё играем так: ребёнок располагается на коврике, вокруг него раскладываются игрушки. Например, впереди – машинка, сзади – кукла, справа – зайка, слева – мишка. Рассказывается присказка: «Вперёд пойдёшь – машину найдёшь, направо пойдёшь – зайку найдёшь, назад пойдёшь – куклу найдёшь, налево пойдёшь – мишку найдёшь. Куда ты хочешь пойти? Что ты хочешь найти?». Ребёнок выбирает и озвучивает свой выбор, например: «Я хочу пойти налево и найти мишку». Игра повторяется несколько раз.

Во время игр с машинками предлагаем детям игровые поля, макеты с нарисованной дорогой, с множеством поворотов. Ребёнок катает по ней машинку, рассказывая, где в какую сторону нужно повернуть. Во время прогулки делаем акцент на предстоящем маршруте – это тоже помогает детям научиться различать право – лево. Если дорога сворачивает, описываем это словесно.

В дидактическом задании «Посмотри и сравни» детям предлагаем сравнить картинки на мольберте слева и справа.

В качестве упражнений в определении направления расположения предметов от себя используем дидактические задания типа «Раскрась правильно» (рыбок, плывущих влево – синим карандашом, а рыбок, плывущих вправо – жёлтым), «Словесный диктант» (например, справа от себя положи 2 квадрата, а слева – 3 треугольника).

Для детей 4-5 лет используем графический диктант. Это полезное упражнение для развития пространственной ориентировки на плоскости, для подготовки руки к письму и развития внимания. Для младших дошкольников используем упрощённый вариант: используем игровое поле, разделённое на 9 – 12 крупных клеток в зависимости от возрастных и индивидуальных возможностей детей. Берём 2 картинки или 2 маленькие игрушки из киндер-сюрпризов и расставляем их в разных местах игрового поля. Предлагаем помочь игрушкам встретиться, выполняя словесные инструкции типа: сколько шагов и в какую сторону должна сделать каждая фигурка.

Мы вам представили самые эффективные, на наш взгляд, приёмы формирования понятий «лево – право» у младших дошкольников в различных видах деятельности, в разных режимных моментах.

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×