Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Приёмы формирующего оценивания на уроках физики | Спирина Светлана Викторовна. Работа №342760. Номер работы: №342760

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Аннотация. Статья посвящена применению приёмов формирующего оценивания на уроках физики в средней школе. Рассматриваются основные подходы к оцениванию знаний учащихся, направленные на развитие их понимания, самостоятельности и активного участия в образовательном процессе. Приводятся конкретные примеры применения формирующего оценивания и предлагаются методики, которые способствуют активному усвоению учебного материала, развитию критического мышления и укреплению мотивации к обучению.

Ключевые слова: формирующее оценивание, физика, школьное образование, методы обучения, активное участие, критическое мышление, мотивация.

ПРИЁМЫ ФОРМИРУЮЩЕГО ОЦЕНИВАНИЯ НА УРОКАХ ФИЗИКИ

 

Спирина Светлана Викторовна, учитель физики

Филиал МОУ СОШ с. Бакуры в с. Воронцовка

 

Аннотация. Статья посвящена применению приёмов формирующего оценивания на уроках физики в средней школе. Рассматриваются основные подходы к оцениванию знаний учащихся, направленные на развитие их понимания, самостоятельности и активного участия в образовательном процессе. Приводятся конкретные примеры применения формирующего оценивания и предлагаются методики, которые способствуют активному усвоению учебного материала, развитию критического мышления и укреплению мотивации к обучению.

Ключевые слова: формирующее оценивание, физика, школьное образование, методы обучения, активное участие, критическое мышление, мотивация.

 

Формирующее оценивание — это подход к оценке, который направлен не только на проверку уровня знаний учащихся, но и на активное развитие их учебных навыков и способностей. В отличие от традиционного подхода, формирующее оценивание не ставит цель выставления итоговой отметки, а акцентирует внимание на процессе обучения и индивидуальном прогрессе каждого ученика. На уроках физики этот подход особенно важен, так как позволяет глубже понять сложные физические явления и законы через практическое взаимодействие и обсуждение.

Одним из ключевых методов формирующего оценивания является использование обратной связи. Учитель регулярно оценивает не только конечный результат работы учащихся, но и их промежуточные достижения. Например, при решении задач по кинематике или динамике можно проводить обсуждение промежуточных шагов, предлагая ученикам обосновать свои решения, выявить ошибки и найти пути их исправления. Таким образом, ученики учатся анализировать свои действия, принимать ответственность за своё обучение и работать над улучшением.

Пример использования обратной связи можно рассмотреть на уроке, посвящённом закону всемирного тяготения. Вместо обычной проверки домашнего задания учитель предлагает ученикам обменяться тетрадями и проверить решения друг друга, используя заранее подготовленные критерии. Этот процесс помогает учащимся увидеть различные подходы к решению одной и той же задачи, понять возможные ошибки и научиться аргументировать свои ответы.

Ещё одним эффективным приёмом формирующего оценивания является использование разнообразных способов контроля знаний, таких как самооценка и взаимооценка. На уроках физики это можно реализовать, например, через групповую работу над лабораторной работой. Учащиеся могут сами оценивать точность своих измерений, корректность выполнения эксперимента и анализировать результаты, следуя чётким критериям. Это способствует развитию их аналитических и исследовательских навыков, а также формирует чувство ответственности за коллективный результат.

Важным аспектом формирующего оценивания является использование вопросов, направленных на глубокое понимание материала. Учитель может задавать вопросы, требующие рассуждений и объяснений, такие как: "Почему скорость тела, двигающегося по окружности, остаётся постоянной, хотя его ускорение изменяется?" или "Как изменение силы тяжести повлияет на траекторию полёта тела?" Такие вопросы стимулируют критическое мышление, помогают понять взаимосвязь между физическими явлениями и побуждают учащихся к поиску и самостоятельному осмыслению информации.

Среди приёмов формирующего оценивания также стоит отметить применение разноуровневых заданий. Например, при изучении темы "Электрическое сопротивление" учащимся можно предложить задания, варьирующиеся по уровню сложности: от простых, требующих вычисления сопротивления проводника по формуле, до сложных, включающих анализ схем электрических цепей и поиск оптимальных способов их соединения. Это позволяет учитывать индивидуальные особенности учеников, их уровень подготовки и интерес к предмету, стимулируя всех к активному участию в уроке.

Также полезно включать в уроки физики элементы рефлексии, когда учащиеся анализируют свой опыт и делают выводы о собственных достижениях и трудностях. Например, после выполнения лабораторной работы можно предложить ученикам написать краткое эссе о том, что они узнали, какие ошибки допустили и как они могут их избежать в будущем. Этот приём способствует осознанному подходу к обучению и формирует навыки самоанализа.

В заключение, использование формирующего оценивания на уроках физики позволяет значительно повысить уровень учебной мотивации, помогает развивать критическое мышление и самостоятельность учащихся, а также способствует более глубокому пониманию учебного материала. Применяя данные методики, учитель может создать благоприятную образовательную среду, где каждый ученик будет чувствовать себя включённым в процесс обучения и стремиться к достижению успехов в учёбе.

 

Список литературы

Аужанова

, А. К. Обратная связь на уроках химии и физики / А. К.

Аужанова

, Б. Ш.

Касымова

. —

Текст :

непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 15 (149). — С. 548-550.

Достижение метапредметных результатов в рамках изучения предметов естественнонаучного блока (основное общее образование): методические рекомендации

/ Н.

А. Заграничная, Л. А. Паршутина, А. Ю.

Пентин

, А. В. Теремов. – М.: ФГБНУ «Институт стратегии развития образования», 2023. – 136

с. :

ил.

Система оценки достижений планируемых предметных результатов освоения учебного предмета «Физика

» :

методические рекомендации / М. Ю. Демидова, А. Ю.

Пентин

. –

М. :

ФГБНУ «Институт стратегии развития образования», 2023. – 99 с.: ил.

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×