Приемы и методы активизации познавательной деятельности учеников на уроках физики. | Мой кабинет. Работа №341466
Проблемы, выявления и разработка методов и средств активизации познавательной деятельности учащихся при изучении курса физики. Главная цель системы работы учителя по активизации познавательной деятельности - развитие творческих способностей учеников. Достижение этой цели позволит решить ряд задач физического образования, а именно:
1. Самостоятельное пополнение багажа знаний, то есть умение самостоятельного поиска дополнительной информации, ее анализ и усвоение.
2. Будущее профессиональное направление, то есть подготовка учеников к производственной деятельности, творческий подход к усвоению новой профессии.
3. Воплощение в жизнь своих научно-технических решений.
Главный путь развития познавательных способностей учеников - это практическая деятельность. Итак, развитие творческих познавательных способностей школьников - цель работы учителя, а применение разнообразных приемов активизации является средством достижения этой цели. Но при применении этих приемов и методов необходимо учитывать их соответствие к имеющемуся уровню развития познавательных способностей учеников.
Приемы и методы активизации познавательной деятельности учеников на уроках физики.
Куприянов С.Л., учитель,
МОБУ ООШ с. Курорта (п. Красноусольский)
Глобальные социальные изменения, происходящие в современном обществе, требуют от человека расширения кругозора, развития его творческих способностей, умения разбираться в растущем потоке информации, способности быстро и успешно овладевать новыми технологиями, самостоятельно принимать решения и быстро адаптироваться к постоянно меняющимся социально-экономическим условиям общественной жизни.
Традиционная направленность общего образования на усвоение системы не вполне удовлетворяет требованиям воспитания самостоятельных, инициативных и ответственных членов общества, способных взаимодействовать в решении социальных, производственных и экономических задач. Знания и умения, как результаты образования необходимы, но недостаточны, чтобы в настоящее время быть успешными в информационном обществе. Сегодня необходимо усиление самостоятельной деятельности школьников, развитие их личных качеств, творческих способностей и интересов, умений самостоятельно добывать новые знания в условиях быстро меняющегося мира, способности применять усвоенные знания на практике для решения реальных жизненных проблем. Школа должна не только создавать интеллектуальный потенциал страны, но и обеспечивать условия формирования свободной, критически мыслящей личности, осознающей и развивающей свои способности, способной найти свое место в жизни и реализовать себя. Эти целевые установки на подготовку учащихся общеобразовательной школы нашли свое место в Федеральных государственных образовательных стандартах (ФГОС).
В настоящее время явно обозначились определенные противоречия между современными требованиями к качеству усвоения определенных знаний, уровню логического мышления, к умению использовать полученные знания не только в учебной деятельности, но и в реальной жизни.
Все вышеуказанные причины определили проблему, которая заключается в выявлении и разработке методов и средств активизации познавательной деятельности учащихся при изучении курса физики.
Главная цель системы работы учителя по активизации познавательной деятельности - развитие творческих способностей учеников. Достижение этой цели позволит решить ряд задач физического образования, а именно:
1. Самостоятельное пополнение багажа знаний, то есть умение самостоятельного поиска дополнительной информации, ее анализ и усвоение.
2. Будущее профессиональное направление, то есть подготовка учеников к производственной деятельности, творческий подход к усвоению новой профессии.
3. Воплощение в жизнь своих научно-технических решений.
Главный путь развития познавательных способностей учеников - это практическая деятельность. Итак, развитие творческих познавательных способностей школьников - цель работы учителя, а применение разнообразных приемов активизации является средством достижения этой цели. Но при применении этих приемов и методов необходимо учитывать их соответствие к имеющемуся уровню развития познавательных способностей учеников.
Развитие познавательных способностей учеников - это комбинированный процесс, который состоит из отдельных действий (решение задачи, чтение учебника, слушание объяснений учителя), а сами эти действия можно разложить на отдельные операции, в качестве которых действуют главные психические процессы (восприятие, воображение, мышление, память и другие).
Среди всех познавательных психических процессов самым главным является мышление. Оно является непременной частью всех других познавательный процессов и часто определяет их характер и качество. Таким образом, активизировать познавательную деятельность учащихся в процессе обучения - это значит, прежде всего, активизировать их мышление. Кроме того, развивать познавательные способности учащихся - это значит сформировать у них мотивы обучения. Эта задача связана с задачей развития мышления и является предпосылкой ее решения.
Следовательно, приемы и методы активизации познавательной деятельности учеников в процессе обучения, которые использует учитель, должны предусматривать постепенное и целенаправленное развитие мышления учеников и одновременное формирование у них мотивов обучения.
Развитие мышления учеников.
В мыслительной деятельности школьников выделяют три уровня:
1. Понимание - аналитико-синтетическая деятельность, направленная на усвоение готовой информации, которую сообщает учитель или книга.
Глубокое понимание учениками нового материала является условием усвоения ими знаний и одновременно критерием развития их мышления, их познавательных способностей. Именно в процессе понимания ученик усваивает опыт проведения логических суждений, анализа, синтеза, абстракции и обобщения, опыт выполнения разных мыслительных операций. Повторяя суждения, приведенные в учебнике, рассказ учителя, ученик усваивает приемы мыслительной деятельности. Поэтому глубокое понимание материала школьниками является предпосылкой самостоятельного решения ими познавательных задач.
2. Логическое мышление - процесс самостоятельного решения познавательных задач.
На этом уровне познавательной деятельности ученики должны самостоятельно анализировать изучаемые объекты, сравнивать их свойства, строить обобщенные выводы, их доказывать и обосновывать, уметь классифицировать объекты по определенному признаку, выводить формулы и др. поэтому учитель для организации мыслительной деятельности учеников должен подбирать такие задания, которые бы предусматривали выполнение хотя бы одного из приведенных выше действий.
Приемами развития мышления учеников на уроках физики есть: эвристическая беседа, эвристические лабораторные работы, логико-поисковые задания, некоторые приемы работы с учебником и др. Развитию логического мышления способствуют разного рода физические задачи, лабораторные работы, работы с дидактическим материалом.
3. Творческое мышление (научное творчество) школьника проходит в три этапа:
1 этап - постановка или возникновение проблемной ситуации, ее первоначальный анализ.
2 этап - поиск пути решения проблемы (анализ, проведение опытов, наблюдений и т.п.).
3 этап - испытание найденного пути решения проблемы.
Характерные черты творческого мышления:
- критичность мышления;
- скорость актуализации необходимых знаний;
- способность к высказыванию интуитивных суждений
- способность к решению задач в условиях неполной детерминированности (то есть незнания или неполного знания того, какие действия надо произвести).
В процессе обучения к творческим задачам целесообразно отнести те, принцип выполнения которых ученикам явно не известен и требует от них самостоятельной формулировки.
Формирование мотивов обучения
Среди всех мотивов обучения самым действенным является интерес ученика к предмету, которым ученик руководствуется в своей деятельности, то есть интерес имеет личностную ценность. Интерес - самый мощный возбудитель активности, под его влиянием все психические процессы проходят особенно интенсивно, а деятельность становится более продуктивной.
Под познавательным интересом к предмету понимают избирательную направленность психических процессов человека на объекты и явления окружающего мира, при котором наблюдается стремление личности заниматься именно этой деятельностью.
В процессе формирования у школьников познавательного интереса можно выделить несколько этапов:
1 этап - любопытство - это не устойчивый, ситуативный интерес, который является естественной реакцией человека на любой интересный факт.
2 этап - любознательность - более высокая стадия интереса, когда ученик проявляет интерес к определенной теме или явлению.
3 этап - устойчивый интерес к предмету, при котором ученик понимает структуру, логику курса, методы поиска и доказательства, которые используют в данном курсе, самостоятельно решает проблемные и нестандартные задачи. Одним из средств возбуждения и поддержки познавательного интереса является создание в процессе обучения проблемных ситуаций и на их основе поисковой деятельности.
Практические приемы возбуждения у учеников познавательного интереса к физике:
1. Приведение примеров развития науки в связи с событиями современности.
2. Использование биографических данных выдающихся ученых для расширения изучаемого материала.
3. Создание искусственных ситуаций, например, описание мира, в котором устранены сила притяжения или трения, рассмотрение последствий прекращения вращения Земли или изменения наклона ее оси.
4. Использование физических парадоксов.
5. Рассмотрение физических явлений, с которыми ученики сталкиваются в повседневной жизни.
6. Проведение физических опытов, в которых используются бытовые предметы.
7. Решение интересных прикладных задач.
8. Использование на уроке технологий интерактивного обучения.
Заключение.
Исходя из вышеизложенного, формирование интереса школьников к предмету – комплексный процесс, который предусматривает использование разнообразных приемов в системе средств развивающего обучения, а также во многом зависит от стиля отношений между учителем и учениками.
Практическим основанием активизации познавательной деятельности учеников является, прежде всего, развитие мышления учеников до уровня творческого мышления (научного творчества), показателями сформированности которого являются: критичность мышления, скорость актуализации необходимых знаний, способность к высказыванию интуитивных суждений, способность к решению задач в условиях неполной детерминированности (то есть незнания или неполного знания того, какие действия надо произвести).
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
П
р
и
каз
Министерства просвещения
Российской Федерации
от 31 мая 2021 г. N 287
,
«
Федеральный государственный образовательный стандарт
основного общего образования
»,
https://base.garant.ru/401433920/.
Немов Р.С. Психология. - М, Просвещение, 1995г.,
т.3.
Выготский Л. С. Педагогическая психология - М., 1991.
Соколова Н.Ю. Как активизировать познавательную деятельность учащихся? //Педагогика. – 2001. - №7.
Мечинская Н. А. Педагогические проблемы активности личности в обучении - М., 1973.