Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

«Приемы и методы дыхательной гимнастики в вокально-хоровой работе в младшем хоре» | Мой кабинет. Работа №354302

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Дыхательные упражнения способствуют развитию физической выносливости, а также ведущих качеств певческого голосообразования: яркости звука, силы и гибкости голоса, длительности звучания, широты диапазона.В процессе вокального воспитания детей в условиях хорового пения задача хормейстера заключается в том, чтобы научить их одинаковым приёмам дыхания

Муниципальное учреждение дополнительного образования

«Детская школа искусств » Казачинско – Ленского района»


 

 

 

 

 

 

 

 

Методическая разработка

на тему:

 

 

«Приемы и методы дыхательной гимнастики

в вокально-хоровой работе в младшем хоре»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Разработчик:

преподаватель

Высшей квалификационной категории

МУ ДО « ДШИ» Казачинско – Ленского района

Афанасьева Нелля Ахуньяновна

Магистральный 2023

I. Введение

II. Основные типы певческого дыхания.

III.Певческая установка хористов

IV. Методы работы над певческим дыханием.

1.Упражнения для наработки навыков дыхания через нос.

2. Упражнения на работу мышц - вдыхателей, помогающие правильному регулированию дыхания.

3. Упражнения на осознание и работу мышц, участвующих в певческом дыхании.

4.Упражнения для развития и укрепления певческого дыхания.

5.Упражнение на тренировку брюшного пресса.

6.Упражнения для работы над певческим дыханием.

7.Упражнение для развития экономного выдоха.

8.Упражнения для развития опоры дыхания.

9.Звуковые упражнения.

V.Заключение.

VI.Литература.

 









 

I.Введение
Постановка дыхания- это первый, самый необходимый этап обучения пению и постановки голоса обучающихся, это источник энергии для возникновения звука. Правильное певческое дыхание является основой вокальной техники, а также способствует укреплению здоровья.

Дыхательные упражнения способствуют развитию физической выносливости, а также ведущих качеств певческого голосообразования: яркости звука, силы и гибкости голоса, длительности звучания, широты диапазона.

Дыхание – энергетический источник голоса. Недаром итальянцы говорят: «Как вдохнёшь, так и запоёшь». Певческий вдох сопровождается активной работой мышц – вдыхателей, расширяющих рёбра, грудную клетку и диафрагму, которая опускаясь и сокращаясь, даёт свободу для наполнения воздухом лёгких.

В процессе вокального воспитания детей в условиях хорового пения задача хормейстера заключается в том, чтобы научить их одинаковым приёмам дыхания. Для этого нужно, прежде всего, убрать внешние признаки неправильных дыхательных движений, например поднятие плеч, чтобы добиться более глубокого, смешанного типа вдоха, который в пении считается наиболее целесообразным. Для пения принципиальное значение имеет не столько тип дыхания, сколько характер выдоха. Выходящее дыхание должно быть плавным, без толчков, лишнего напряжения, но и достаточно организованным. Здесь мы воспитываем мышечную память на основе анализа и самоконтроля, Вдох осуществляется при действии мышц брюшного пресса, диафрагмы и рёбер в сложном процессе голосообразования и резонирования звука.

Длительность и сила дыхания развиваются при помощи упражнений на дыхание без звуков, они помогают дыхательным мышцам осуществлять свою работу более точно, тем самым мы развиваем способность управлять мускулатурой и необходимыми мышцами. Характер вдоха, его длительность и объём диктуется музыкальной фразой и выразительными задачами. Входящее дыхание производится быстро, бесшумно, только через нос, или через нос и рот одновременно, или через нос с дальнейшим добиранием дыхания через рот. Всё зависит от физических данных поющего и музыкального произведения.

II.Основные типы певческого дыхания

В певческой практике различают четыре основных типа дыхания:

ключичный;

грудной;

брюшной;

смешанный

- грудобрюшное дыхание, осуществляемое при активной работе мышц как грудной, так и брюшной полости, а также нижнего отдела спины.

В вокальной практике наиболее целесообразным считается смешанный тип дыхания, при котором диафрагма активно участвует в его регуляции и обеспечивает его глубину.

Вдох перед пением нужно брать достаточно активно, но бесшумно и с ощущением «скрытого» зевка (неба). Вдох через нос способствует углублению дыхания, а стремление певца к сохранению положения вдоха во время фонационного выдоха, т.е. во время пения, будет способствовать появлению у него ощущения опоры звука.

При работе с хором после вдоха я рекомендую певцам сделать мгновенную задержку дыхания. Это необходимо для точности интонирования звука в момент его атаки. Чем подвижнее темп исполняемого произведения, тем быстрее должна быть скорость вдоха и короче задержка дыхания. Сначала нужно услышать звук в голове, а затем его воспроизвести.

III. Певческая установка хористов

Для сохранения необходимых качеств певческого звука и выработки внешнего поведения певцов я акцентирую их внимание на следующих правилах:

-голову держать прямо, свободно, не опуская вниз и не запрокидывая;

-стоять твёрдо на обеих ногах, равномерно распределив тяжесть тела;

-сидеть на краешке стула, также опираясь на ноги;

-корпус держать прямо, без напряжения;

-руки (если не нужно держать ноты) свободно лежат на коленях.

В процессе вокального воспитания детей в условиях хорового пения задача хормейстера заключается в том, чтобы научить их одинаковым приемам дыхания. Большая роль в развитии навыка правильного дыхания принадлежит руке дирижера. Целенаправленная работа по активизации внимания к жесту дирижера даст возможность хористам верно и одновременно организовать процесс дыхания.

IV. Методы работы над певческим дыханием

Упражнения для наработки навыков дыхания через нос

1.Поглаживая нос снизу – вверх указательными пальцами, делаем вдох, похлопывая пальцами по ноздрям – выдох.

2.Широко раздув ноздри, вдохнуть. На выдохе, наоборот, снять напряжение с мускулатуры.

3.Зажать правую ноздрю пальцем, сделать вдох левой ноздрёй. Выдыхая, производить лёгкое похлопывание по ноздре. Выполнять упражнение, поочерёдно зажимая то одну, то другую ноздрю.

4.На выдохе протяжно тянуть звук «М» или «Н» или постукивать кончиками пальцев одновременно по обеим ноздрям.

5.Зажав ноздри пальцами, сосчитать до десяти. Повторить счёт с открытыми ноздрями.

6.Широко открыть рот, дышать носом.

7.Рот открыт, вдох через нос, ноздри расширяем. Затем медленно вдыхаем воздух через рот (нёбная занавеска поднята вверх). Повторить несколько раз подряд, рот остаётся открытым.

8. «Паровоз» - работа носом: вдох – выдох. Постепенно ускоряем, как поезд набирает скорость.

Упражнения на работу мышц - вдыхателей, помогающие правильному регулированию дыхания

Следует воспроизводить движения, имитирующие виды работ: работа с рубанком, подметание метлой или косьба. Они помогают правильному регулированию дыхания, на губах ощущается тёплый выдыхаемый воздух. Осознаём конкретные ощущения, а именно:

1.Правильная осанка (ощущение опоры корпуса).

2.Ощущение мышц брюшного пресса и нижних рёбер.

3. Ощущение свободы в ротоглоточной полости.

Выдох должен:

1.Происходить без толчков ровной выдыхаемой струёй, лучше со звуком «УХ», «АХ», «ЭХ».

2.Обладать гибкостью и эластичностью, выполняться с одинаковой лёгкостью при положении стоя, сидя и лёжа.

Упражнения на осознание и работу мышц, участвующих в певческом дыхании

1.Руки на нижних рёбрах, большие пальцы назад. Наклон туловища вперёд – выдох, при одновременном нажиме руками на рёбра. Локти вперёд. Выпрямляясь, развести локти в стороны, а рёбра раздвинуть и сделать вдох. Мысленно представляя работу мехов в баяне, выполняя без наклона.

2.Встать прямо, правая рука на диафрагме, левая на рёбрах так, чтобы большой палец руки уходил под лопатку, а остальные пальцы обнимали рёбра. Сделать легко и быстро вдох через нос. Левая рука ощущает расширение рёбер сбоку и в области спины, а правой – представляем движение диафрагмы вниз. Выдох свободный, равномерный, можно со звуком «С», «Ш», «Ф».

При вдохе необходимо:

контролировать участие мышц

;

контролировать равномерность расходования входящего дыхания;

использовать небольшой объём воздуха, так как переизбыток его отражается на качестве звука.

Выдох можно варьировать:

представлять

, что дуем на свечу так, чтобы пламя не погасло;

левую руку поднести к губам, проверяя теплоту дыхания;

выдохнуть через рот, мысленно или

в

с

лух произнося поочерёдно на каждом выдохе любую из гласных

И

, Э, А, О, У;

производить фиксированный выдох, т.е. процеживать воздух

через сопротивляющиеся губы, или небольшое отверстие между губами, или между вытянутыми вперёд губами

;

Упражнения для развития и укрепления певческого дыхания.

Положите руки на рёбра (на бока, пальцами к центру груди и глубоко вдохните, не поднимайте плечи.

Руки ощутят, как расходятся рёбра под напором воздуха. Это значит, что вы взяли достаточный объём воздуха. Сбросьте дыхание, выдохните. Руки должны ощутить, как опали рёбра.

Поведите языком около корней верхних передних зубов. От зубов идёт твёрдое нёбо. Ощутите зону: корни передних резцов, твёрдое нёбо. На вдохе, контролируя руками рёбра, ощутить объём входящего воздуха, а на выдохе считаем чётким громким голосом (1,2,3,4…), стараясь при этом почувствовать ту зону у корней резцов, которую трогали языком. В эту зону мы направляем поток воздуха, и там звучит наше слово, причём ваше воображение должно вам помочь. Представьте себе, что твёрдое нёбо очень «высокое», куполом, как крыша зонта.

Такая речь на контролируемом выдохе и вдохе и называется поставленной. Нужно следить, как по мере расходования воздуха плавно, а не толчками опускаются рёбра. Это плавно выходит воздух из лёгких, расходуясь на произношение звуков, слов.

3 )Активно (через рот) берём дыхание, а на выдохе говорим слог да-да-да…..,ощущая корни передних зубов, «щёлочку» между передними зубами, через которую идёт звук. Язык дробно ударяет по твёрдому нёбу около верхних резцов. Нижняя челюсть свободная, но не падает.

4) Очень полезно в качестве тренировки заставить почувствовать певца ощущение беззвучного крика «Ау, мама». Внимание должно быть сосредоточено на ощущение диафрагмы: чем сильнее воображаемый крик, тем ощутимее он на диафрагме.

5) Интонируем слог «ой» на удобной высоте, имитируя состояние испуга. Начало звука должно быть стремительным, зафиксированным на диафрагме. Именно в этом месте находиться опора звука. После фиксации начала звука его следует продолжить, протянуть на гласную «и», ощущая плотное свободное звучание на опоре и диафрагме.

Упражнение на тренировку брюшного пресса включает две позиции:

Выпячивание живота и опущение диафрагмы.

Подтягивание живота и приподнимание диафрагмы.

Долготу удержания позиции постепенно увеличивать.

Широкое применение нашли упражнения, которые можно проводить с младшими школьниками в игровой форме.

1. «Надувание шарика» (пресс + диафрагма»)

2. «Дышим как собачка» (пресс + диафрагма») - быстрый короткий вдох и выдох, язык опускается на нижнюю челюсть.

3.«Насосики»(активно вдох через нос, выдох через рот и наоборот).

Широкое применение при обучении хоровому пению получили дыхательные упражнения по методике А.Н. Стрельниковой. Элементы данной методики можно применять в игровой форме.

Упражнения «Ладошки». Станьте прямо, спина прямая, ноги на ширине плеч. Руки нужно согнуть в локтях, локти опустить вниз, а раскрытые ладони развернуть вперед. На вдохе резко сожмите ладони в кулак, а на выдохе – медленно раскройте.

«Обними плечи». (Встаньте прямо, руки держите перед собой присогнутыми. «обнимите» себя за плечи, руки как бы бросьте с силой за лопатки. Вдох (выдох). Повторите 8 раз и отдохните. Руки менять нельзя!).

«Повороты головы». (Станьте прямо, плечи расслаблены. Поверните голову вправо и сделайте резкий вдох, голову влево – вдох. Повторите 8 раз и отдохните).

«Ушки». (Встаньте ровно, ноги слегка расставьте. Наклоните голову вправо, к плечу, коснувшись его ухом на вдохе, при подъеме головы – выдох).

В результате данных упражнений происходит тренировка лёгочной ткани, диафрагмы (дыхательный мускул), мышц гортани и носоглотки.

Упражнения для работы над певческим дыханием.

Короткий вдох через нос при выдвижении стенки живота вперёд, активизации мышц спины в районе пояса и небольшом раздвижении нижних рёбер с фиксацией внимания. Каждый обучающийся контролирует свои движения. Положив ладони рук на косые мышцы

живота. Выдох по возможности длинный и равномерный со счётом. При повторении упражнения выдох удлиняется.

Короткий и глубокий вдох через нос при выдвижении вперёд стенки живота, задержка дыхания по сигналу педагога. Мягко воспроизвести закрытым ртом звук заданной высоты в середине диапазона и тянуть его ровным и умеренным по силе голосом. Сначала звук длится 2-3 секунды, затем время звучания увеличивается. Выдох осуществляется с ощущением пен

и

я «на себя», а не из себя, т.е. певец должен стремиться сохранить состояние вдоха (зафиксировать нижние рёбра в раздвинутом состоянии). Выдох производиться ровно и постепенно (как бы дуешь на зажжённую свечу).

Для скорейшего формирования прочного навыка правильных дыхательных движений упражнения следует выполнять регулярно: на первом этапе работы - на одном занятии по несколько раз. На них уходит не более 2-3 минут.

Упражнения для развития экономного выдоха.

Известно, что чем чётче и разборчивей проговариваешь текст, тем экономнее выдох, и. наоборот, при невнятном произношении расход воздуха увеличивается, в основном за счёт возникновения излишнего придыхания.

«Тренировка губ для экономного выдоха». Для развития упругости губ полезно тренироваться на коротких «Б» и «П», которые мы будем присоединять после слогов, начинающихся с любой согласной, после которой идёт гласная «У»: «

буп

», «

вуп

», «губ», «

дуп

». Короткие «Б» и «П» нужно произносить, немного подворачивая губы внутрь, первый слог не должен быть очень коротким.

«Увеличение продолжительности выдоха на звуке». На выдохе начинать чётко выговаривать каждый звук, но не очень громко и не очень быстро:

«Как на нашем на пригорке стоят двадцать два Егорки.

Раз Егорка, два Егорка, три Егорка… и. т. д.

Следующее упражнение хорошо развивает подвижность губ. Снимает напряжение и мышечные зажимы языка и челюсти, что очень важно для хорошего звука, а также для выработки экономного выдоха. На выдохе, не спеша, то собирать губы к центру, то растягивать в улыбке. Губы всё время напряжены.

Упражнения для развития опоры дыхания.

Задача следующего упражнения: формируя гласные на правильной форме зевка, добиться плавного перехода их в долгий согласный «М-М» той же громкости и высоты. Причём звук должен быть не столько громким, сколько плотным, уверенным. (это и есть опора дыхания).

1) На выдохе проговариваем слоги: «буу-мм+ боо-мм+баа-мм+бэ-мм+быы-мм» (где + это пауза и вдох). Гласные и согласный «М» должны быть достаточно продолжительными. Но не до полного истощения дыхания. Затем звук «Б» заменить на «Ж», «З».

2) Тренировка задержки дыхания на время, сначала время минимальное, а потом постепенно увеличивается время задержки дыхания.

3) Тренировка опоры дыхания на «ПФФ». В этом упражнении воздух выпускается не ровно, а точками. Сделать вдох, затем короткий выдох «пфф», небольшая пауза, снова «пфф» и так несколько раз. Но не до полного выдоха. При этом воздушная волна как бы мягко бьёт в переднюю стенку живота. Внимание должно быть сосредоточено на глубине дыхания, работе брюшного пресса, сбережении воздуха. Потом следует пауза, вдох.

4) На выдохе произнести слоги «буууччч» - пауза возврат дыхания- «вуууччч», пауза, возврат дыхания и далее с начальными звуками «Г», «З», «Ж». Не расслаблять брюшной пресс, постепенно увеличивать частоту и длину ряда «Ч». После овладения этим упражнением на одном дыхании произнести несколько слогов с количеством «Ч» 10 и более.

5) Сохраняя позицию на протяжении всего выдоха. Произнести на «звукосочетание «бутотатэти», после паузы и вдоха поменять первый звук на «В». Это упражнение активизирует мышцы рта на опоре дыхания. Важно сохранять правильную форму зевка.

6) Это упражнение также хорошо тренирует мышцы губ и опору дыхания. Произнести на выдохе слог «бубдл» или «вубдл» и т.д. с другой начальной согласной. При этом важно, чтобы в сочетании «бдл» не было никаких дополнительных гласных.

7) Метод произнесения слов песни активным шёпотом, с чёткой артикуляцией, в ритме мелодии укрепляет дыхательные мышцы, способствует появлению ощущения опоры на дыхании, также тренирует артикуляционный аппарат.

Звуковые упражнения начинать в средней тесситуре, на среднем нюансе, выдержанный звук закрытым ртом (на мягкой атаке). Далее переходить на гласные, слоги, другие неподвижные нюансы, постепенно расширять диапазон. Пиано должно быть опёртым, стаккато на «ку», позже крещендо-диминуэндо- следить за единством принципа регулирования усиления и ослабления звука.

1) Упражнение «Поющая органная труба». Важно следить за ровностью звучания гласных, которая напрямую зависит от равномерности выдоха и положения корпуса. Очень важно распределить выдох, и. соответственно более глубоко взять вдох.

-У_О_А_Э_Ы;

-О_Э_Ы_У_А;

-А_О_У_Э_Ы и т.д.

2) Упражнение «Слоги». «Ми-Мэ-Ма-Мо-Му» на одном звуке.

Гаммообразные упражнения, начиная с секунды. Арпеджио. Скачки. Чем больше диапазон упражнений, тем они плавнее, тем больший расход требуется расход дыхания.

Правильные навыки певческого дыхания закрепляются в процессе самого пения и проверяются по характеру звука. Как уже было сказано, тип дыхания влияет на качество звука, а звук, в свою очередь, на качество певческого дыхания. И действительно, если певец будет петь тихим или громким голосом, спокойно, мягко или взволнованно, твёрдо, долго тянуть или петь отрывисто, то характер вдоха и фонационного выдоха будет соответственно меняться.

Данные дыхательные упражнения, распевки способствуют развитию межрёберно- диафрагмальных и грудных мышц, осознанию детьми значения дыхания в пении, его прямой связи со звукообразованием, звуковедением, дикцией и артикуляцией. Несомненно, певческое дыхание оказывает общеукрепляющее действие на детский организм в целом.

V.Заключение.

Воспитание правильного певческого дыхания одно из самых сложных процессов при обучении пению. Правильная постановка дыхания то прежде всего, использование полного объёма лёгких, мышц брюшного пресса и диафрагмы во время дыхания, и использование естественных резонаторов, которые усиливают и обогащают звучание голоса.

В голосе ценится тембр, объёмность, полётность, звонкость, активная подача звука. Добиться этих качеств нельзя без последовательной работы над выработкой певческого дыхания. От качества дыхания зависит характер атаки звука. Дыхание в пении как бы обратно речевому. В речи оно тратиться, естественно вытекает, и живот при этом втягивается, а в пении живот идёт несколько вперёд. В пении нельзя давать животу проваливаться, должно быть стремление удержать его и подать вперёд.

Выполнение приведённых упражнений приучает учеников понимать, что дыхание в пении должно находиться под контролем их сознания. Большую роль в приобретении хорошего дыхания играют как физические ощущения, так и сознание с целенаправленным вниманием, без которых устойчивость дыхания достигнута быть не может. В процессе обучения пению упражнения на укрепление дыхательного и голосового аппарата, свободное и правильное владение ими, неразрывно связаны между собой.

Певческое дыхание является основой вокально-хоровой техники. От его постановки во многом зависит формирование таких певческих навыков как интонация, дикция, характер исполнения музыки, вокальный строй.

 

VI Литература.

1.Велижанин Д.Н. Записки хормейстера-Тюмень: «Вектор Бук», 2002

2.Вербов А. Техники постановки голоса-М., 1962

3.Попов В.С. О развитии певческого голоса младших школьников. В кн: Музыкальное воспитание в школе, вып.16 - М., «Музыка»,1985

4.СтуловаГ.П. Дыхательные упражнения для работы с детским хором

5.Стулова Г.П. Теория и практика работы с детским хором- М., «Владос»,2002

6.Гонтаренко Н.Б. Секрет вокального мастерства Ростов-на-Дону Феникс 2008










 


 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×