Приемы и методы работы с детьми младшего школьного возраста на уроках музыки в общеобразовательном учреждении | Силютина Татьяна Сергеевна. Работа №343934
Аннотация. В статье рассматриваются приёмы и методы работы с детьми младшего школьного возраста на уроках музыки в общеобразовательном учреждении. Описаны основные педагогические подходы, направленные на развитие музыкальных способностей, формирование музыкального вкуса и восприятия, а также методы мотивации и активизации творческого потенциала детей через игру, движение и музыкальные задания. Особое внимание уделено роли учителя музыки в создании благоприятной атмосферы для восприятия музыки и раскрытия творческого потенциала учеников.
Ключевые слова: младший школьный возраст, уроки музыки, музыкальное развитие, приёмы работы, педагогические методы, музыкальная игра, творческая активность.
Силютина Татьяна Сергеевна, учитель музыки
МБОУ "СОШ № 128" г. Барнаул
Аннотация. В статье рассматриваются приёмы и методы работы с детьми младшего школьного возраста на уроках музыки в общеобразовательном учреждении. Описаны основные педагогические подходы, направленные на развитие музыкальных способностей, формирование музыкального вкуса и восприятия, а также методы мотивации и активизации творческого потенциала детей через игру, движение и музыкальные задания. Особое внимание уделено роли учителя музыки в создании благоприятной атмосферы для восприятия музыки и раскрытия творческого потенциала учеников.
Ключевые слова: младший школьный возраст, уроки музыки, музыкальное развитие, приёмы работы, педагогические методы, музыкальная игра, творческая активность.
Музыкальное воспитание младших школьников является важной частью общего образовательного процесса, так как способствует не только развитию музыкальных способностей, но и формированию эстетического восприятия, эмоциональной сферы, творческого мышления и коммуникативных навыков. Для успешного музыкального обучения младших школьников в общеобразовательном учреждении учителю необходимо использовать разнообразные приёмы и методы, которые учитывают особенности возраста, интересы и уровень музыкальной подготовки детей.
Игровые методы являются одним из ключевых инструментов в работе с младшими школьниками на уроках музыки. В младшем школьном возрасте игра остаётся основной формой деятельности, через которую дети лучше усваивают материал. Музыкальные игры помогают сделать процесс обучения интересным и динамичным, стимулируя активность и вовлечённость детей. Например, игра "Угадай мелодию" учит детей распознавать известные музыкальные произведения и развивает слуховое восприятие. Музыкально-ритмические игры, такие как "Танец по кругу", позволяют детям не только почувствовать ритм, но и развивать координацию движений и чувство ритмической организации.
Вокальные упражнения играют важную роль в развитии музыкального слуха, голоса и дикции. Уроки музыки в младших классах часто начинаются с разминки голоса, где дети поют простые упражнения на звукоподражание, повторяют за учителем мелодические фразы или интерпретации звуков природы. Важно, чтобы эти упражнения проводились в игровой форме, чтобы дети не испытывали напряжения и страха перед пением. Например, можно предложить детям повторять короткие музыкальные фразы с помощью звуков природы, таких как пение птиц или шум ветра, что помогает развивать слух и голос без излишнего давления на ребёнка.
Развитие ритма — одна из ключевых задач на уроках музыки. Для этого используются ритмические игры, где дети учатся чувствовать и воспроизводить ритмический рисунок. Одним из эффективных методов является игра на простых музыкальных инструментах, таких как барабаны, маракасы, треугольники. Например, игра "Повтори ритм" предполагает, что учитель задаёт ритмический рисунок, который дети должны повторить с использованием инструментов или хлопков. Это развивает у детей чувство ритма, координацию движений и умение синхронизироваться с группой.
Музыкально-двигательные игры помогают детям лучше осознавать музыкальные произведения и ритмические структуры через движение. Эти игры развивают чувство ритма, координацию и музыкальную память. Например, игра "Музыкальные шаги" предполагает, что дети двигаются в такт музыке, а учитель может менять ритм и темп, что помогает детям развивать внимание и умение адаптироваться к изменениям музыкальной структуры. Дети могут также изображать движения животных, соответствующих ритму и мелодии, что способствует не только физической активности, но и развитию творческого воображения.
Методы восприятия музыки направлены на формирование у детей музыкального вкуса и эстетического восприятия. В младших классах важно развивать у детей умение слушать музыку, понимать её настроение, характер, различать жанры и стили. Учитель может использовать метод комментариев, где после прослушивания музыкального произведения дети обсуждают свои впечатления, что они почувствовали и какие образы возникли при прослушивании. Это помогает развивать эмоциональное восприятие музыки и учит детей выражать свои чувства через слова. Например, после прослушивания классического произведения можно попросить детей нарисовать образы, которые они увидели в музыке.
Использование межпредметных связей также является эффективным методом на уроках музыки. Например, можно связать музыку с литературой, историей или изобразительным искусством, чтобы расширить кругозор детей и показать, как разные виды искусства связаны между собой. Например, при изучении музыкальных произведений композиторов разных эпох можно обсуждать исторические события, происходившие в то время, или показывать картины, которые отражают ту же эпоху, что и музыкальное произведение. Это помогает детям лучше понимать культурный контекст и развивает их интерес к музыке.
Коллективное музицирование является важным методом для формирования у детей чувства команды и развивает коммуникативные навыки. Учитель может организовывать совместные выступления, где дети исполняют простые музыкальные произведения на различных инструментах. Например, каждый ребёнок может играть на своём инструменте, создавая вместе с другими общую мелодию. Это учит детей работать в коллективе, слушать друг друга и поддерживать общий ритм.
Творческая деятельность на уроках музыки также играет важную роль. Важно предоставлять детям возможность самовыражения через музыку. Учитель может предложить детям сочинить свою мелодию, написать текст к песне или придумать музыкальное сопровождение к сказке. Например, дети могут сочинять небольшие музыкальные фразы, которые они затем исполняют на инструменте или поют в классе. Это стимулирует развитие творческих способностей и помогает детям лучше осознавать, как создаётся музыка.
Индивидуальный подход к каждому ученику важен в процессе музыкального воспитания. Не все дети одинаково быстро осваивают музыкальные навыки, поэтому учителю необходимо учитывать уровень подготовки каждого ребёнка и адаптировать задания под его возможности. Например, если у ребёнка сложности с чувством ритма, можно предложить ему более простые упражнения, а для более продвинутых учеников — задания на создание собственных ритмических рисунков.
Таким образом, для успешного музыкального воспитания младших школьников учитель должен использовать разнообразные приёмы и методы, направленные на развитие музыкальных способностей, творческого мышления и эмоционального восприятия. Игровые методы, ритмические и музыкально-двигательные игры, коллективное музицирование и творческая деятельность способствуют развитию у детей интереса к музыке и помогают им лучше понимать и чувствовать музыкальные произведения. Важно, чтобы процесс обучения был увлекательным и разнообразным, стимулируя детей к активному участию и самовыражению через музыку.
Список литературы
Груздова, И.В. Теория и методика музыкально-эстетического образования младшего школьника: электронное учеб.-метод. пособие / И.В.Груздова. – Тольятти: Изд-во ТГУ, 2017.
Методика преподавания музыки в начальных классах общеобразовательной школы. Часть I. Пение и вокальная импровизация / Суслова Н. В.; под ред. Н. В. Сусловой. М.: ФГБНУ Институт стратегии развития образования РАО, 2022. 116 с.