«Приемы и методы развития вокальных навыков у старших дошкольников» | Давыдова Гузель Тимиргалеевна. Работа №355688
Развитие певческих навыков у дошкольников происходит в попевках, упражнениях и песнях с небольшим диапазоном.
Для достижения данной цели с дошкольниками я ставлю следующие задачи: Формирование певческой и всесторонне музыкальной культуры (вокальные навыки и умения, эстетические интересы и эмоции); развитие музыкальных способностей (умение переживать музыку, воспроизводить по слуху мелодию, развитие чувств- лада и ритма); способствовать всестороннему духовному развитию дошкольников.
В своей работе я применяю традиционные педагогические методы (наглядный, словесный, практический).
Всем известно, дошкольники обучаются через игру. Игровая методика обучения пения создавалась и оттачивалась многолетним опытом великих авторов- Г. Струве, В. Емельянова, В. Огородного, а так же педагогами - новаторами- Т.Тютюнникова, Т. Боровик.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №53 «Яблонька» города Димитровграда Ульяновской области
Тема выступления:
«Приемы и методы развития вокальных навыков у старших дошкольников»
Музыкальный руководитель высшей категории, стаж- 24 года
Давыдова Гузель Тимиргалеевна
Развитие певческих навыков у дошкольников происходит в попевках, упражнениях и песнях с небольшим диапазоном.
Для достижения данной цели с дошкольниками я ставлю следующие задачи: Формирование певческой и всесторонне музыкальной культуры (вокальные навыки и умения, эстетические интересы и эмоции); развитие музыкальных способностей(умение переживать музыку, воспроизводить по слуху мелодию, развитие чувств- лада и ритма); способствовать всестороннему духовному и физическому развитию дошкольников.
В своей работе я применяю традиционные педагогические методы (наглядный, словесный, практический).
Всем известно, дошкольники обучаются через игру. Игровая методика обучения пения создавалась и оттачивалась многолетним опытом великих авторов- Г. Струве, В. Емельянова, В. Огородного, а так же педагогами - новаторами- Т.Тютюнникова, Т. Боровик.
Перед тем как разучивать с дошкольниками песню или попевку- провожу комплекс артикуляционной и дыхательной гимнастики, которые подготавливают голосовой аппарата к пению. Это не занимает много времени, но устраняет напряженность артикуляционных мышц, разогревает мышцы языка, губ, щек, челюсти, мимику.
Далее идет разучивание с дошкольниками новой песни или попевки, для этого необходимо сначала педагогу самому показать или дать прослушать попевку или песню детям. После прослушивания - педагог задает дошкольникам вопросы, при этом внимание детей направленно на текст песни, а лишь потом разучивают по музыкальным фразам. Таким образом, дети учатся петь, но дошкольникам это очень быстро надоедает, так как быстро пропадает эмоциональное внимание. Для большего интереса необходимо сделать показ песни и ее разучивание при помощи игрового метода.
Следующий этап- предлагаю детям, стоя или сидя, дикламировть текст по фразам и выполнять движения по тексту, как бы инсценировать его.
Когда дети заинтересованы у них обостряется и накапливается внимание-то самое качество для восприятия и воспроизведения песни, попевки. Благодаря таким упражнениям отрабатывается певческая постановка корпуса с опорой .
Игровых моментов показа песни существует много, приведу некоторые:
В руках у педагога какой – то атрибут, дети стоят в кругу, педагог внутри круга и поет песн
ю(
Которую необходимо выучить) Как только песня перестала звучать, педагог останавливается. Ребенок, напротив кого педагог остановился, берет из рук его предмет и продолжает ходить под пение педагога, теперь он ведущий. На следующую паузу в пении педагога ребено
к-
ведущий останавливается и отдает предмет тому, перед кем остановился. Следующий ребенок берет из рук ведущего предмет и идет по кругу дальше и т.
д.
«Превращаем
»(
условно) всех детей в птиц, лошадок и т.п., они передвигаются по всему залу, как только они слышат сигнал( например- звук барабана),сразу собираются в определенном месте и затихают, в это время педагог начинает петь новую песню или другую ее часть. Как только пение
прекращается,
дети вновь двигаются по всему залу.
Под пение педагога дети отмечают метр песни хлопками
,
шлепками или ударными инструментами(
молоточками,
кастаньетами
,
кла
весами
и т. д.)
Разный уровень певческих способностей создает трудности в разучивании попевок и песен. Неточное пение нескольких человек плохо влияет на общее исполнение, создает трудности хорошо поющим детям. Но педагогу следует быть тактичным и стремиться поддерживать у дошкольников творчество и стимулировать их к обучению, а так же веру в свои силы. Для этого можно использовать следующий метод- разделить детей на две группы. Первая группа- «птички»( точно интонирующая), а вторая- «рыбки»( с неустойчивой интонацией). «Птички» поют вслух то, что у них правильно получается, а то что у них интонируется не точно, то они поют лишь артикулируя- т. е «рыбки». А дети- «рыбки» поют текст лишь артикулируя, без звука, таким образом у последних («рыбок») развивается внутренний слух, и происходит развитие в точном интонировании. В результате практически все дети будут чисто интонировать, но каждый в силу своей физиологии, научиться делать это в разные сроки. А итогом может быть выступление с этой песней на празднике или мероприятии.
Для развития певческих навыков необходимы множественные повторения и большая практика. Игровые методы создают радость и удовольствие в обучении пению для дошкольников. Это в очередной раз утверждает. Что дошкольники охотно поют, будучи в игровой ситуации.
Литература:
1. Кацер О. В. Игровая методика обучения детей пению//Санкт-Петербург: издательство «Музыкальная палитра», 2008
2. В. Шереметьев, статья Хоровое пение в детском саду//Справочник
старшего воспитателя дошкольного учреждения, М. 2011, №4.
3. Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка. - М.: Просвещение, 2010.