Приемы и способы повышения мотивации на уроках русского языка и литературы | Юдина Татьяна Леонидовна . Работа №338268
Аннотация. Статья рассматривает важность мотивации в обучении русскому языку и литературе. Автор подчеркивает, что мотивация оказывает влияние на интерес и результативность учащихся. Для повышения мотивации предлагается использовать разнообразные методы, такие как стимулирование личной значимости учащихся, создание соревновательной атмосферы и использование разнообразных форм работы. Важно понимать мотивационные факторы каждого ученика и адаптировать подход к ним.
Ключевые слова: мотивация, русский язык, литература, учащиеся, методы обучения, стимулирование, соревновательная атмосфера, разнообразие заданий.
ПРИЕМЫ И СПОСОБЫ ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ
Юдина Татьяна Леонидовна,
учитель русского языка МОУ «СШ №11 города Макеевки»
Аннотация. Статья рассматривает важность мотивации в обучении русскому языку и литературе. Автор подчеркивает, что мотивация оказывает влияние на интерес и результативность учащихся. Для повышения мотивации предлагается использовать разнообразные методы, такие как стимулирование личной значимости учащихся, создание соревновательной атмосферы и использование разнообразных форм работы. Важно понимать мотивационные факторы каждого ученика и адаптировать подход к ним.
Ключевые слова: мотивация, русский язык, литература, учащиеся, методы обучения, стимулирование, соревновательная атмосфера, разнообразие заданий.
Мотивация является ключевым фактором в обучении русскому языку и литературе. Она влияет на интерес и вовлеченность учащихся в учебный процесс, способна повысить их эффективность и результативность. Однако, в реалиях классной комнаты мотивация может быть неравномерной у разных учащихся. Поэтому, важно использовать разнообразные приемы и способы, которые помогут повысить мотивацию на уроках русского языка и литературы.
Один из путей повышения мотивации учащихся — это стимулирование их личной значимости в изучении русского языка и литературы. Учитель может проводить индивидуальные беседы с учениками, выяснять их различные мотивы и интересы в области русского языка и литературы. Затем, основываясь на этих данных, планировать уроки и задания, которые будут отвечать индивидуальным потребностям и интересам каждого ученика. Примером может быть привлечение текстов из современной литературы или современных произведений искусства, которые близки ученикам и могут вызывать их эмоциональную отзывчивость.
Еще один способ повысить мотивацию учеников на уроках русского языка и литературы — это создание соревновательной атмосферы. Учитель может разделить учащихся на группы и предложить им выполнить задания в конкурентной форме. Это позволит ученикам почувствовать себя частью команды и дать дополнительную мотивацию для активной работы. Дополнительным стимулом может быть награждение победителей, как символ признания их усилий. Важно, чтобы соревнование было здоровым и не превращалось в стрессовую ситуацию для учеников.
Одним из ключевых моментов в повышении мотивации на уроках русского языка и литературы является использование разнообразных методов и форм работы. Уроки должны быть интересными и разнообразными, чтобы поддерживать внимание и интерес учащихся. Учитель может использовать игры, ролевые игры, творческие проекты, дискуссии и дебаты. Включение интерактивных и практических заданий поможет учащимся ощутить практическую значимость изучаемых материалов, что сильно повысит их мотивацию.
Понимание мотивационных факторов является ключевым для успешной работы с учащимися на уроках русского языка и литературы. Педагогам важно определить, какие факторы мотивации влияют на каждого конкретного ученика, чтобы адаптировать свой подход и сделать уроки более интересными и привлекательными для них.
Одним из способов определить мотивационные факторы учащихся является наблюдение. Внимательное наблюдение за поведением и отношением ученика к урокам может помочь педагогу понять, что именно мотивирует ученика. Например, если ученик активно участвует в уроке, задает вопросы или инициирует дискуссии, это может говорить о его внутренней мотивации к изучению русского языка и литературы. С другой стороны, если ученик пассивен и не проявляет интереса к предмету, это может свидетельствовать о низкой мотивации.
Другим способом определения мотивационных факторов является беседа с учащимися. Педагог может обратиться к ученикам с вопросами о том, что их мотивирует изучать русский язык и литературу, какие аспекты предмета им интересны, а также о том, как они ощущают свою мотивацию на уроках. Это поможет педагогу лучше понять индивидуальные потребности каждого ученика и адаптировать свой подход.
Также стоит учитывать внешние факторы, которые могут оказывать влияние на мотивацию учащихся. Например, семейная обстановка, групповая динамика или оценки, получаемые за предмет, могут существенно влиять на мотивацию учеников. Педагогу важно иметь представление об этих факторах и учитывать их при планировании и проведении уроков.
Понимание мотивационных факторов и их влияния на учащихся помогает педагогам создавать условия для эффективного обучения. Заложение интересных и разнообразных заданий, использование игровых элементов, инициирование обсуждений и выражение уважения к мнению учащихся — все это может повысить мотивацию учеников и сделать уроки более интересными.
Русский язык и литература предлагают огромное разнообразие видов деятельности: чтение, анализ текстов, написание сочинений, драматическое чтение и многое другое. Важно создавать различные типы заданий, которые позволяют учащимся проявить свои способности и творческий потенциал. Например, можно предложить учащимся написать эссе на заданную тему, создать свой собственный текст или даже провести дебаты на определенную литературную тему. Такие задания будут включать учащихся в активную деятельность и мотивировать их к самостоятельному изучению материала.
Современные учащиеся привыкли к использованию технических средств и смартфонов, поэтому можно активно применять интерактивные уроки с использованием мультимедийных материалов. Например, можно показывать видеоролики, слушать аудиозаписи, играть в интерактивные упражнения и тесты. Это делает обучение более интересным и занимательным для учащихся, что способствует повышению мотивации.
Таким образом, стимулирование мотивации учащихся на уроках русского языка и литературы возможно через создание интересной и стимулирующей учебной среды. Разнообразие материалов, организация групповых проектов, использование игровых элементов, учет интересов учащихся и поощрение их достижений — все это поможет учащимся найти в изучении русского языка и литературы практическую пользу и интерес.
Список литературы
1. Борисова, Л. В. Учение с увлечением. Чем можно удивить обучающихся 5–6 классов на уроках русского языка и литературы / Л. В. Борисова, С. Н. Дударева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 51 (185). — С. 204-206.
2. Осипов В.Е., Зимонин И.Н. Мотивация образовательной деятельности как нелинейный системный процесс // Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история. 2013. № 25. С. 67 –73.