Приемы ликвидации неуспеваемости в начальной школе в условиях Семилукской специальной общеобразовательной школы | Лукавцева О.М., Дрожжина С.С.. Работа №351877
Учителя начальных классов делятся многолетним опытом работы со слабоуспевающими детьми в КОУ ВО "Семилукская специальная общеобразовательная школа". Даны основные характеристики понятия "неуспеваемости" младших школьников, нектороые приемы работы с детьми, имеющими отставание в развитии, педагогическую запущенность.
КОУ ВО «Семилукская специальная общеобразовательная школа»
Приемы ликвидации неуспеваемости в начальной школе в условиях Семилукской специальной общеобразовательной школы
Лукавцева О.М. – учитель начальных классов
Дрожжина С.С. – учитель начальных классов
Специфика нашей школы состоит в том, что мы – учителя начальной школы – работаем с детьми из семей социального риска, детьми, имеющими статус ОВЗ, детьми, у которых нет дошкольной подготовки. Родители зачастую ведут асоциальный образ жизни, мало интересуясь школьными успехами своих детей. Факторы риска получить неуспевающего ученика очень велики: отягощенная наследственность, патология беременности или родов у матери, хронические заболевания у родителей, неблагоприятные экологические ситуации, алкоголизм родителей, неполная семья, неблагоприятный психологический микроклимат в семье. Отсюда и педагогическая запущенность, отсутствие мотивации к учебе, слабые знания в начальной школе. Однако в нашей работе есть и положительные стороны. Самая важная: малая наполняемость классов: от 5 до 10 человек. Это дает нам возможность уделять каждому ребенку максимум внимания, искать его слабые стороны – пробелы в учебе, ликвидировать эти пробелы и дать ученику необходимый уровень знаний. Преодоление неуспеваемости, на наш взгляд, - важнейшая задача теоретической и практической педагогики.
Что же такое неуспеваемость? Неуспеваемость – это отставание в учебе, при котором за отведенное время учащийся не овладевает на удовлетворительном уровне знаниями, предусмотренными учебной программой, а также весь комплекс проблем, который может сложиться у ребенка в связи с систематическим обучением (как в группе, так и индивидуально).
Существуют дети, относящиеся к группам риска. Неуспеваемость таких детей в основном обусловлена повышенной возбудимостью или утомляемостью, трудностями в коммуникации, неумение сосредоточиться и удержать внимание Если вовремя не помочь, не провести коррекционные воздействия, ребёнок станет неуспешным, неуспевающим. Наша актуальная задача – «не потерять», «не упустить» учащихся с низкими учебными возможностями.
Особенности неуспевающих учащихся
низкий уровень знаний, как следствие этого низкий уровень интеллектуального развит
ия
отсутствие познавательного интереса
не сформированы элементарные организационные навыки
учащиеся требуют индивидуального подхода с психологической и педагогической (в плане обучения) точки зрения
нет опоры на родителей как союзников учителя
дети, в
основном, из асоциальных семей
отсутствие адекватной самооценки со стороны учащихся
частые пропуски уроков, что приводит к отсутствию системы в знаниях и как следствие этого - низкий уровень интеллекта
Отставание ученика в усвоении конкретного учебного предмета можно обнаружить по следующим признакам:
1. Низкий уровень умственного развития.
Причины:
Педагогическая запущенность.
Частые заболевания.
Пропуски занятий.
Органические нарушения центральной нервной системы и головного мозга.
Проявляется:
Не умеет
устанавливать причинно-следственные связи.
Учитывать все признаки предмета или явления.
Видеть общее.
2. Несформированность учебных навыков.
Ребенок не умеет:
работать с текстом;
выделять главное, существенное;
не может организовать свое время и
распределить усилия и т. д.
3. Дефицит внимания с гиперактивностью.
Характеризуется:
отвлекаемостью;
подвижностью;
неусидчивостью и т. д.
4. Отсутствие познавательного интереса.
Обусловлено:
с ребенком никто не занимался, не развивал его познавательные спо
собности;
ему мало что интересно, он не посещает кружки и секции, не читает книг, а предпочитает пустое время препровождение.
5. Несформированность произвольной сферы.
Проявляется в том, что ученик делает то, что ему нравится и не способен прилагать волевые усилия для выполнения учебных задач.
6. Конфликтные отношения
со сверстниками;
учителями;
отказ от усилий в учебной деятельности.
7. Низкий познавательный интерес
Не срабатывают карательные меры (двойки, наказания и т. д.)
Нуждается:
в поддержке
показа
того, что он состоятелен в других видах деятельности
Полезно включить занимательные задачи и головоломки, интересные рассказы, обеспечить “эффект новизны” при решении учебных задач.
8. Низкий уровень развития словесно-логического мышления
Необходимо делать большой упор на наглядность в решении и изложении учебного материала, обеспечивая реализацию принципа доступности учебного материала.
9. Низкая работоспособность проявляется:
В утомляемости
Истощаемости
Медленном темпе работы
Из приведённого выше краткого обзора можно сделать следующие выводы:
- чтобы предотвратить неуспеваемость, надо своевременно выявлять образовавшиеся пробелы в знаниях, умениях и навыках учащихся и организовать своевременную ликвидацию этих пробелов.
- нужно установить правильность и разумность способов учебной работы, применяемых учащимися, и при необходимости корректировать эти способы.
- нужно систематически обучать учащихся общеучебным умениям и навыкам.
- нужно так организовать учебный процесс, жизнь учащихся в школе и в классе, чтобы вызвать и развить у учащихся внутреннюю мотивацию.
Наши приемы в работе со слабоуспевающими детьми в начальной школе:
«Незаконченное предложение»
. Учащимся раздают листы с незаконченными предложениями и объясняют, что каждый должен самостоятельно зак
ончить их.
«Изготовление самодельных наглядных пособий»
. В начале изучения темы учащиеся получают перечень наглядных пособий, которые они могут изготовить.
Творческие задачи
. Ученикам можно предложить составить кроссворд, сканворд, загадки, ребус,
используя понятия по теме урока.
«Ситуация успеха»
. Перед слабоуспевающим учеником ставят посильные и выполнимые задачи, где он может проявить инициативу и заслужить признание одноклассников и учителя.
Дифференцированное обучение
. Слабоуспевающих ученик
ов прикрепляют к сильным. В таких парах дети занимаются на уроках, после уроков, даже на переменах.
Использование карточек, памяток, карточек-помощников
. Они повышают интерес детей к работе на уроке и помогают систематически учитывать уровень знаний школь
ника, характер его затруднений в изучении учебного материала.