Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 24.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Приемы ликвидации неуспеваемости в начальной школе в условиях Семилукской специальной общеобразовательной школы | Лукавцева О.М., Дрожжина С.С.. Работа №351877

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Учителя начальных классов делятся многолетним опытом работы со слабоуспевающими детьми в КОУ ВО "Семилукская специальная общеобразовательная школа". Даны основные характеристики понятия "неуспеваемости" младших школьников, нектороые приемы работы с детьми, имеющими отставание в развитии, педагогическую запущенность.

КОУ ВО «Семилукская специальная общеобразовательная школа»

 

Приемы ликвидации неуспеваемости в начальной школе в условиях Семилукской специальной общеобразовательной школы

 

Лукавцева О.М. – учитель начальных классов

Дрожжина С.С. – учитель начальных классов

 

 

Специфика нашей школы состоит в том, что мы – учителя начальной школы – работаем с детьми из семей социального риска, детьми, имеющими статус ОВЗ, детьми, у которых нет дошкольной подготовки. Родители зачастую ведут асоциальный образ жизни, мало интересуясь школьными успехами своих детей. Факторы риска получить неуспевающего ученика очень велики: отягощенная наследственность, патология беременности или родов у матери, хронические заболевания у родителей, неблагоприятные экологические ситуации, алкоголизм родителей, неполная семья, неблагоприятный психологический микроклимат в семье. Отсюда и педагогическая запущенность, отсутствие мотивации к учебе, слабые знания в начальной школе. Однако в нашей работе есть и положительные стороны. Самая важная: малая наполняемость классов: от 5 до 10 человек. Это дает нам возможность уделять каждому ребенку максимум внимания, искать его слабые стороны – пробелы в учебе, ликвидировать эти пробелы и дать ученику необходимый уровень знаний. Преодоление неуспеваемости, на наш взгляд, - важнейшая задача теоретической и практической педагогики.

Что же такое неуспеваемость? Неуспеваемость – это отставание в учебе, при котором за отведенное время учащийся не овладевает на удовлетворительном уровне знаниями, предусмотренными учебной программой, а также весь комплекс проблем, который может сложиться у ребенка в связи с систематическим обучением (как в группе, так и индивидуально).

Существуют дети, относящиеся к группам риска. Неуспеваемость таких детей в основном обусловлена повышенной возбудимостью или утомляемостью, трудностями в коммуникации, неумение сосредоточиться и удержать внимание Если вовремя не помочь, не провести коррекционные воздействия, ребёнок станет неуспешным, неуспевающим. Наша актуальная задача – «не потерять», «не упустить» учащихся с низкими учебными возможностями.

Особенности неуспевающих учащихся

низкий уровень знаний, как следствие этого низкий уровень интеллектуального развит

ия

отсутствие познавательного интереса

не сформированы элементарные организационные навыки

учащиеся требуют индивидуального подхода с психологической и педагогической (в плане обучения) точки зрения

нет опоры на родителей как союзников учителя

дети, в

основном, из асоциальных семей

отсутствие адекватной самооценки со стороны учащихся

частые пропуски уроков, что приводит к отсутствию системы в знаниях и как следствие этого - низкий уровень интеллекта

Отставание ученика в усвоении конкретного учебного предмета можно обнаружить по следующим признакам:

1. Низкий уровень умственного развития.

Причины:

Педагогическая запущенность.

Частые заболевания.

Пропуски занятий.

Органические нарушения центральной нервной системы и головного мозга.

Проявляется:

Не умеет

устанавливать причинно-следственные связи.

Учитывать все признаки предмета или явления.

Видеть общее.

2. Несформированность учебных навыков.

Ребенок не умеет:

работать с текстом;

выделять главное, существенное;

не может организовать свое время и

распределить усилия и т. д.

3. Дефицит внимания с гиперактивностью.

Характеризуется:

отвлекаемостью;

подвижностью;

неусидчивостью и т. д.

4. Отсутствие познавательного интереса.

Обусловлено:

с ребенком никто не занимался, не развивал его познавательные спо

собности;

ему мало что интересно, он не посещает кружки и секции, не читает книг, а предпочитает пустое время препровождение.

5. Несформированность произвольной сферы.

Проявляется в том, что ученик делает то, что ему нравится и не способен прилагать волевые усилия для выполнения учебных задач.

6. Конфликтные отношения

со сверстниками;

учителями;

отказ от усилий в учебной деятельности.

7. Низкий познавательный интерес

Не срабатывают карательные меры (двойки, наказания и т. д.)

Нуждается:

в поддержке

показа

того, что он состоятелен в других видах деятельности

Полезно включить занимательные задачи и головоломки, интересные рассказы, обеспечить “эффект новизны” при решении учебных задач.

8. Низкий уровень развития словесно-логического мышления

Необходимо делать большой упор на наглядность в решении и изложении учебного материала, обеспечивая реализацию принципа доступности учебного материала.

9. Низкая работоспособность проявляется:

В утомляемости

Истощаемости

Медленном темпе работы

Из приведённого выше краткого обзора можно сделать следующие выводы:

- чтобы предотвратить неуспеваемость, надо своевременно выявлять образовавшиеся пробелы в знаниях, умениях и навыках учащихся и организовать своевременную ликвидацию этих пробелов.

- нужно установить правильность и разумность способов учебной работы, применяемых учащимися, и при необходимости корректировать эти способы.

- нужно систематически обучать учащихся общеучебным умениям и навыкам.

- нужно так организовать учебный процесс, жизнь учащихся в школе и в классе, чтобы вызвать и развить у учащихся внутреннюю мотивацию.

Наши приемы в работе со слабоуспевающими детьми в начальной школе:

«Незаконченное предложение»

. Учащимся раздают листы с незаконченными предложениями и объясняют, что каждый должен самостоятельно зак

ончить их. 

«Изготовление самодельных наглядных пособий»

. В начале изучения темы учащиеся получают перечень наглядных пособий, которые они могут изготовить. 

Творческие задачи

. Ученикам можно предложить составить кроссворд, сканворд, загадки, ребус,

используя понятия по теме урока. 

«Ситуация успеха»

. Перед слабоуспевающим учеником ставят посильные и выполнимые задачи, где он может проявить инициативу и заслужить признание одноклассников и учителя.

Дифференцированное обучение

. Слабоуспевающих ученик

ов прикрепляют к сильным. В таких парах дети занимаются на уроках, после уроков, даже на переменах.

Использование карточек, памяток, карточек-помощников

. Они повышают интерес детей к работе на уроке и помогают систематически учитывать уровень знаний школь

ника, характер его затруднений в изучении учебного материала. 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×