Приёмы мнемотехники для запоминания информации детьми на уроках литературы | Лбова Надежда Владимировна. Работа №338090
Аннотация: Статья рассматривает применение мнемотехники на уроках литературы для улучшения запоминания информации детьми. Мнемотехнические методы помогают детям легче запоминать сюжетные ходы произведений, характеристики персонажей и ключевые моменты в тексте, а также способствуют развитию их воображения и творческого мышления.
Ключевые слова: мнемотехника, память, визуализация, ассоциации, ритмика и мелодия, игры и ролевые ситуации.
Мнемотехника - это набор приемов и техник, направленных на развитие памяти и улучшение запоминания информации. Для детей использование мнемотехники на уроках литературы может стать не только способом более эффективного запоминания материала, но и инструментом развития коммуникативных навыков и креативности.
Лбова Надежда Владимировна, учитель русского языка и литературы,
МБОУ Мокро-Соленовская СОШ
Аннотация: Статья рассматривает применение мнемотехники на уроках литературы для улучшения запоминания информации детьми. Мнемотехнические методы помогают детям легче запоминать сюжетные ходы произведений, характеристики персонажей и ключевые моменты в тексте, а также способствуют развитию их воображения и творческого мышления.
Ключевые слова: мнемотехника, память, визуализация, ассоциации, ритмика и мелодия, игры и ролевые ситуации.
Мнемотехника - это набор приемов и техник, направленных на развитие памяти и улучшение запоминания информации. Для детей использование мнемотехники на уроках литературы может стать не только способом более эффективного запоминания материала, но и инструментом развития коммуникативных навыков и креативности.
Структурированные ассоциации, использование картинок и рисунков, создание связей между фактами - все это поможет детям легче запоминать главные сюжетные ходы произведений, характеристики персонажей или ключевые моменты в тексте. Такой подход также способствует развитию воображения и творческого мышления обучающихся.
Использование приемов мнемотехники на уроках литературы имеет ряд преимуществ. Во-первых, это позволяет детям активно включаться в процесс обучения и успешно усваивать сложный материал. Во-вторых, такой подход способствует формированию положительной мотивации к изучению предмета и повышению интереса к чтению классической литературы.
Основные приёмы мнемотехники для детей включают в себя различные методы и стратегии, которые помогают им запоминать информацию на уроках литературы. Вот несколько эффективных приёмов:
1. Визуализация. Ученики часто лучше запоминают визуальную информацию. Поэтому использование визуальных образов и картинок может значительно улучшить процесс запоминания. Например, можно попросить детей нарисовать картины или сцены из произведений литературы, которые они изучают. Это поможет им лучше понять сюжет и запомнить ключевые моменты произведения.
2. Ассоциации. Создание ассоциаций может существенно облегчить запоминание информации. Попросите детей придумать ассоциации или связи между ключевыми понятиями или персонажами в произведении. Например, они могут связать героя с определенным объектом или символом, чтобы лучше запомнить его роль и характеристики. Можно попросить ребенка представить, что он сам становится этим персонажем и посмотреть на ситуацию глазами героя. Такой ассоциативный подход помогает укрепить связь между информацией и ее пониманием, что способствует более успешному запоминанию.
3. Ритмика и мелодия. Обучающиеся могут лучше запоминать информацию, когда она преподносится через ритмические и музыкальные элементы. Например, создайте песню или стихотворение, в котором будут присутствовать ключевые понятия или персонажи из произведения. Это поможет детям запомнить информацию с легкостью и удовольствием.
4. Игры и ролевые ситуации. Использование игр и ролевых ситуаций может сделать процесс запоминания более интересным и запоминающимся. Попросите детей играть роли персонажей из произведения или создайте игру, в которой они должны отвечать на вопросы о произведении. Это поможет им активизировать свою память и лучше усвоить информацию.
5. Деление информации на части. Дети могут испытывать трудности с запоминанием больших объемов информации. Поэтому важно разделить информацию на более мелкие части и запоминать их поэтапно. Например, разбейте произведение на главы или эпизоды и просите детей запомнить каждую часть по отдельности.
6. Использование ключевых слов или фраз. При изучении нового литературного произведения можно выделить ключевые моменты или идеи и назвать их особыми словами или фразами. Запоминание этих ключевых слов или фраз поможет детям лучше ориентироваться в материале и быстро вспоминать нужные сведения. Например, при изучении романа можно обратить внимание на ключевые события, такие как "решительное противостояние", "непредсказуемый поворот сюжета" или "трагическое разочарование". Создание вокруг этих слов ассоциаций или образов также поможет им запомнить информацию более надежно.
Основными преимуществами использования мнемотехники для детей на уроках литературы являются:
1. Улучшение памяти: Мнемотехника позволяет детям лучше запоминать информацию, особенно сложные названия авторов, произведений и их характеристики. Например, прием "акростих" (когда первые буквы слов используются, чтобы создать запоминающую картину) может помочь запомнить и долго сохранять информацию о персонажах и сюжете литературного произведения.
2. Развитие внимания: Мнемотехника требует активного участия и концентрации внимания, что способствует его развитию у детей. Для практической работы с мнемотехникой можно использовать разнообразные упражнения, например, создавать ассоциативные картинки, располагать важные факты в определенном порядке или используя последовательность чисел.
3. Улучшение речи и коммуникативных навыков: При использовании мнемотехники дети учатся ясно и точно выражать свои мысли, оперируя сложными терминами и понятиями. Например, для запоминания ключевых понятий и определений литературных терминов может быть использована техника "карты мыслей" или "словесные ассоциации".
4. Уверенность в своих возможностях: Результаты использования мнемотехники на уроках литературы помогают ученикам повысить уровень своей успеваемости и уверенности в собственных способностях. Успешное запоминание информации и успешное прохождение тестов дают детям чувство достижения и мотивацию к дальнейшим усовершенствованиям.
Применение мнемотехники на уроках литературы позволяет ученикам улучшить свои навыки запоминания и более успешно усваивать предлагаемый материал. Использование основных приёмов мнемотехники поможет лучше запоминать информацию на уроках литературы. Постепенно, с регулярной практикой, они смогут развить свои навыки запоминания и улучшить свои результаты на уроках.
Список литературы
Булычева, М. Н. Роль мнемотехники в развитии познавательных универсальных учебных действий на уроках русского языка и литературы / М. Н. Булычева. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы LII Междунар. науч. конф. (г. Казань, июнь 2023 г.). — Казань : Молодой ученый, 2023. — С. 18-22.
Редько Л. Л. Мнемотехника для детей. — М.: Феникс, 2012