«Приемы обыгрывания режимных моментов и педагогических ситуаций». | Хабарова Ольга Викторовна. Работа №339659
Цель: обогатить опыт педагогов в использовании педагогических приемов организации режимных моментов и педагогических ситуаций; обосновать их значимость для создания эмоционально-положительного фона в группах ДОУ.
Задачи:
предложить педагогам ДОУ проанализировать различные педагогические ситуации, возникающие при организации режимных моментов, привести примеры их решения.
Тренировать педагогов в использовании художественного слова, игровых ситуаций для решения педагогических ситуаций, возникающих при организации режимных моментов.
Педагогическая гостиная «Приемы обыгрывания режимных моментов и
педагогических ситуаций».
Подготовила: О. В. Хабарова, воспитатель д/с № 66
Цель: обогатить опыт педагогов в использовании педагогических приемов организации режимных моментов и педагогических ситуаций; обосновать их значимость для создания эмоционально-положительного фона в группах ДОУ.
Задачи:
п
редложить педагогам ДОУ проанализировать различные педагогические ситуации, возникающие при организации режимных моментов, привести
примеры их
решения.
Тренировать педагогов в использовании художественного слова, игровых ситуаций для решения педагогических ситуаций, возникающих при организации режимных моментов.
Программа гостиной:
Решение педагогических ситуаций.
Подведение итогов гостиной.
Под режимом принято понимать научно обоснованный распорядок жизни, предусматривающий рациональное распределение во времени и последовательность различных видов деятельности и отдыха.
У ребенка, приученного к распорядку, потребность в еде, сне, отдыхе наступает через определенные промежутки времени и сопровождается ритмическими изменениями в деятельности всех внутренних органов. Организм как бы заблаговременно настраивается на предстоящую работу, поэтому она не вызывает утомления.
Режимом дня предусматривается организация совместной с педагогом и самостоятельной деятельности детей как в режимных моментах, так и между ними. Вариативность организации различных видов детской деятельности в каждый из режимных моментов достаточно высокая. Выбор деятельности зависит от возраста детей, их интересов, сезонности, событийности и др. В ежедневном планировании, опираясь на план организации различных видов детской деятельности в режиме дня, воспитатели определяют виды детской деятельности, формы их организации, методы и приемы.
Зафиксируем принципиально важные позиции или подходы, которые помогут грамотно систематизировать задачи психолого-педагогической работы в каждом из организационных моментов режима (распорядка) дня.
В дошкольном образовательном учреждении нормативным основанием для разработки проекта по организации режимных моментов в каждой возрастной группе является режим дня. Предлагаемое проектирование организации режимных моментов базируется на идее организации бытовой, повседневной деятельности детей как условия формирования их общей культуры и развития личностных качеств. Исходя из этого, в режиме дня выделим следующие режимные моменты:
1.Утренний прием.
2.Утренняя гимнастика.
3.Организация питания (завтрак, обед, полдник, ужин).
4. Непосредственно образовательной деятельности.
5. Прогулки.
6. Сон.
7.Уход домой.
Решение программных образовательных задач решается не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов.
Требования к режиму определяются психофизиологическими особенностями возраста ребенка, задачами воспитания, окружающими условиями. Режим должен учитывать возрастные особенности детей, быть постоянным (хотя есть отличия в построение режима дня в разное время года), учитывается время пребывания ребенка в детском саду, и время работы родителей. При проведении режимных процессов следует придерживаться следующих правил:
1. Организация режимных моментов должна быть направлена на формирование общей культуры и развитие личностных качеств ребенка.
2. Организация каждого из режимных моментов должна обеспечивать всестороннее развитие ребенка.
3. В ходе организации режимных моментов должно обеспечиваться единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста.
4. Организация режимных моментов должна «строиться с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей»
Для организации режимных моментов необходима положительная установка. Режимные моменты в детском саду организованы таким образом, чтобы у детей всегда было время на активные игры, занятия и полноценный отдых.
Для хорошей мотивации в разные режимные моменты можно использовать игровые приемы:
а) Внесение игрушек
б) Создание игровых ситуаций
в) Обыгрывание игрушек, предметов
г) Сюрпризные моменты, эмоциональность
д) Внезапность появления, исчезновение
е) Изменение местонахождения игрушек, предметов
ж) Интригующие обстановки.
з) Приход или встреча сказочного героя.
Рассмотрим различные варианты игровых способов взаимодействия, которые строятся на основе детских видах деятельности в режимных моментах:
1.Игры - инсценировки в режимных моментах. Игры-инсценировки - это игровые ситуации, которые побуждают детей к положительным формам общения, формируют чувства сопереживания, отзывчивости, желание оказать помощь. В свободной деятельности дети используют различные виды театров: кукольный, настольный, теневой. Всё это способствует развитию связной речи, формированию у детей коммуникативных навыков (умения распределять роли, договариваться о выполнении главной роли, считаться с интересами и желаниями друг друга).
2.Сказка в режимных моментах. Необходимо выстраивать образовательный процесс, используя принцип интеграции образовательных областей. И здесь сказка снова приходит нам на помощь. Можно включать сюжеты сказок в различные режимные моменты: умываемся, одеваемся, засыпаем, просыпаемся вместе со сказкой.
3.Сюрпризные моменты в режиме дня. В содержание данного вида деятельности включается информация, освоенная детьми в процессе учебной работы и обновленная введением неожиданных условий, необычных пособий и способов организации.
4.Ситуации общения. Ситуации общения и накопления положительного социально-эмоционального опыта носят проблемный характер и заключают в себе жизненную проблему, близкую детям дошкольного возраста, в разрешении которой они принимают непосредственное участие. Такие ситуации могут быть реально-практического характера (оказание помощи малышам, старшим, условно-вербального характера (на основе жизненных сюжетов или сюжетов литературных произведений) и имитационно-игровыми. В ситуациях условно-вербального характера воспитатель обогащает представления детей об опыте разрешения тех или иных проблем, вызывает детей на задушевный разговор, связывает содержание разговора с личным опытом детей. В реально-практических ситуациях дети приобретают опыт проявления заботливого, участливого отношения к людям, принимают участие в важных делах («Мы сажаем рассаду для цветов», «Мы украшаем детский сад к празднику» и др.). Ситуации могут планироваться воспитателем заранее, а могут возникать в ответ на события, которые происходят в группе, способствовать разрешению возникающих проблем.
5.Художественное слово помогает: - развивать у ребёнка представления о том, что полезно и вредно для его здоровья; - развивать у детей первоначальное представление о частях своего тела и элементарных способах обеспечения сохранности своего организма; - формировать умение самостоятельно устранять непорядок в одежде - развивать культурно - гигиенические навыки и так далее.
6.Личностно-ориентированное взаимодействие с ребенком во время проведения различных режимных моментов. При организации личностно-ориентированного взаимодействия педагогу необходимо определить круг трудностей, который испытывает ребенок в режимных моментах, и их причины. Причин может быть большое количество:
-в ситуации кормления: ребенок отказывается от приема пищи или какого-либо ее вида; ребенок не хочет пользоваться прибором; ребенок играется во время еды и тому подобное;
-в ситуации переодевания: ребенок не любит переодеваться, плачет; ребенок сопротивляется, снимает шапку, отталкивает взрослого; ребенок капризничает, требует другую одежду и прочее;
-в ситуации укладывания спать: ребенок отказывается ложиться в кровать, капризничает; ребенок долго не засыпает, зовет маму, требует играть, читать; ребенок тяжело засыпает и тяжело просыпается; ребенок рано просыпается и мешает другим детям и тому подобное;
- при осуществлении туалета: ребенок отказывается садиться на горшок; ребенок не просится на горшок; ребенок не любит умываться, причесываться, чистить зубы и тому подобное.
Несколько способов решения проблем, которые возникли:
- включение режимной процедуры в игру;
- переключение внимания ребенка;
- предоставление права выбора (еды, одежды и тому подобное);
- поощрение самостоятельности ребенка;
- слежение за темпом его действий;
- ласковые уговоры и тому подобное
Любые способы решения проблемы требуют от взрослого особых усилий, терпения и творческого подхода. Они позволяют ребенку испытывать положительные эмоции, чувство уверенности, доверия взрослому, способствуют развитию самостоятельности.
Такие способы, как принуждение, угроза, запрет, наказание, могут оказаться эффективными с точки зрения взрослого, однако с точки зрения переживаний ребенка, все они вызывают эмоциональный дискомфорт, обиду, испуг, недоверие взрослому.
Предлагаю вам рассмотреть ряд педагогических ситуаций, найти возможные решения, обсудить их.
Ситуация 1
Дети, выйдя на прогулку в зимний день, сразу начали брать снег в ладони, бегать и кидать снег.
Вопрос: как организовать детей в этой ситуации и привлечь внимание детей к наблюдению на прогулке?
Предложенные решения:
1 вариант: воспитатель громко загадывает загадку «Он пушистый, серебристый, но рукой его не тронь, станет капелькою чистой, как поймаешь на ладонь? Что это?». Некоторые дети обязательно подойдут, воспитатель предложит им рассмотреть снежинки, читая стихотворение: Снег кружится, снег кружится, белая вся улица, собрались мы все в кружок, завертелись как снежок. Воспитатель предлагает покружится как снежинки, присесть. А затем проводит наблюдение за снегом, задает вопросы.
2 вариант: воспитатель задает вопрос детям: «А кто оставил такие следы? Медвежонок проходил?», затем обращает внимание детей на следы на снегу, определяем, чьи следы. Затем переходим к наблюдению по плану прогулки.
Ситуация 2
Ребенок во время одевания на прогулку не хочет самостоятельно одевать колготки, говоря, что не умеет их одевать. Хотя при маме делает это самостоятельно.
Вопрос: Как поступить воспитателю?
Предложенные решения:
Вариант 1: воспитатель может предложить надеть колготки в игровой форме: «Представь, что колготки – это тоннели, а ножки поезд, который едет по тоннелю. Чу х-чух!».
Вариант 2:воапитатель предлагает организовать мини-соревнования по надеванию колготок «Кто быстрее?»
Вариант 3.воспитатель вводит в процесс одевания ребенка художественной слово, например:
Вот колготки, посмотри,
Они сшиты изнутри,
Ты, дружочек, не зевай,
Налицо их надевай.
Что смеёшься? Не шучу.
Как надеть их, научу.
На своё лицо не надо
Нам колготки надевать……
Ситуация 3
В группу детского сада недавно поступил ребенок. До этого в детский сад он не ходил. После игры с машинкой оставил ее посередине комнаты.
Вопрос: Как должна поступить воспитательница в данной ситуации?
Предложенное решение:
Вариант 1:воспитатель в спокойной обстановке объясняет правила группы и показывает, куда нужно убрать игрушку.
Вариант 2: воспитатель просит детей взять «шефство» над новеньким: познакомить с правилами группы, показать, где у каждой игрушки «домик».
Ситуация4
Каждое утро, когда папа приводит мальчика (5 лет) в детский сад, ребёнок устраивает истерику "на пустом месте", прячется в личный шкафчик для одежды и сидит там, не желая выходить. Папа относится к этому факту, как к проявлению характера, и попросту уходит, оставляя ребёнка в шкафу, и предупредив воспитателя. Воспитателю это, естественно, не нравится, потому что надо оставлять остальных детей и идти за этим ребёнком в раздевалку. Оставить его там нельзя, потому что воспитатель несёт ответственность за жизнь и здоровье ребёнка
Вопрос: Как быть?
Предложенное решение:
Вариант 1: отправить в раздевалку друзей мальчика, чтобы они пригласили его в игру;
Вариант 2: подготовить что-то очень интересное – опыт, фокус, игру и предложить посмотреть;
Вариант 3: предложить папе придумать ритуал прощания с ребенком «по-мужски» - похлопать друг друга, стукнуть кулак об кулак и др.
Ситуация 5
Ребенок (6 лет), придя в музыкальный зал, насупился, сложил руки в замок, отказывается петь и выполнять музыкально-ритмические упражнения, объясняя тем, что у него плохое настроение.
Вопрос: Что может предпринять музыкальный руководитель в этой ситуации? Возможно ли здесь использовать художественное слово, присказку? Приведите пример.
Предложенное решение:
Вариант 1: возможно применить художественное слово, например: Нехочуха все ревет, не танцует, не поет, мы его развеселим, ему скучать мы не дадим. Возможно использовать игры «Поймай смешинку», «Передай улыбку другу», «Коммуникативное приветствие песенкой».
Вариант 2: некоторых детей целесообразно оставить в покое и, как правило, они сами изменят свое настроение в ходе занятия и включатся в деятельность.
Подведение итогов гостиной
Уважаемые педагоги, мы с вами рассмотрели ряд ситуаций, обсудили ваши предложения, разнообразные решения.