Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 27.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Приёмы повышения техники чтения. | Ванеева Зинаида Николаевна. Работа №309927

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Чтение – это неисчерпаемый источник обогащения знаниями, универсальный способ развития познавательных и речевых способностей ребенка. Именно обучение чтению является важнейшим условием для формирования мыслительных способностей.

    Овладение навыком чтения предполагает, прежде всего, осознанность чтения. Ребёнок учится не только правильно произнести читаемое слово, но и понимать его смысл. Собственно, чтение осуществляется ради того, чтобы извлечь определенное содержание, заключенное в читаемом тексте.

    Нарушения чтения оказывает отрицательное влияние на весь процесс обучения, на психическое и речевое развитие ребенка. Чтение - это очень тяжёлый труд для ребёнка, сделать его более продуктивным – задача современного педагога. Как сделать, чтобы обучение чтению не превратилось в горькую пытку? Нам бы хотелось поделиться некоторыми методами и приёмами в этом не простом деле.

Приёмы повышения техники чтения через организацию деятельностного подхода в образовательном процессе начальной школы
Подготовила:
ВанееваЗинаида Николаевна,
учитель начальных классов,
“Чтение - это окошко, через которое
дети видят и познают мир и самих себя”.
В. А. Сухомлинский
Чтение – это неисчерпаемый источник обогащения знаниями, универсальный способ развития познавательных и речевых способностей ребенка. Именно обучение чтению является важнейшим условием для формирования мыслительных способностей.
Овладение навыком чтения предполагает, прежде всего, осознанность чтения. Ребёнок учится не только правильно произнести читаемое слово, но и понимать его смысл. Собственно, чтение осуществляется ради того, чтобы извлечь определенное содержание, заключенное в читаемом тексте.
Нарушения чтения оказывает отрицательное влияние на весь процесс обучения, на психическое и речевое развитие ребенка. Чтение - это очень тяжёлый труд для ребёнка, сделать его более продуктивным – задача современного педагога. Как сделать, чтобы обучение чтению не превратилось в горькую пытку? Нам бы хотелось поделиться некоторыми методами и приёмами в этом не простом деле.
Навык чтения – это и то, чему учат и одновременно то, посредством чего ученик учится сам. Навык чтения относится к числу сложнейших психофизиологических образований. В нём уникально сплелись элементы и свойства, относящиеся к мыслительной и речевой деятельности.
В настоящее время увеличилось количество детей, имеющих соматическую ослабленность. В школах увеличилось количество учеников, которые испытывают те или иные трудности в обучении. Эти трудности способствуют появлению боязни и отвращения к учёбе, снижению социальной активности и, как результат, снижение успеваемости. Учащиеся испытывают разнообразные трудности в обучении, в частности при изучении русского языка и чтения, как одной из его составляющей. По мнению ряда исследователей психофизиологической основой трудностей чтения являются: замедленный темп приёма и переработки информации, трудность установления ассоциативных связей между зрительным, слуховым и речедвигательным центрами, участвующими в акте чтения, низкий темп протекания мыслительных процессов, лежащих в основе осмысления воспринимаемой информации, слабость самоконтроля. И вследствие этого дети, как правило, оказываются не готовы к началу обучения, в том числе и к учебной деятельности на уроках чтения.
Поэтому, понимая значимость обучения чтению в образовании, воспитании и развитии детей, мы постоянно ищем пути повышения качества обучения на своих уроках.
Цель моих уроков чтения– вызвать интерес к чтению, научить детей воспринимать художественную литературу, заложить основу формирования грамотного чтения и подготовить учащихся к систематическому изучению литературы в среднем звене.
Самым первым шагом в нашей работе было изучение трудов основоположников педагогики, психологии, логопедии, что позволило выработать научный подход к организации работы с нашими детьми, определить тактику и стратегию работы.
Организуя обучение, мы не выходили из рамок требований современной программы к знаниям, умениям и навыкам учащихся начальной школы, однако сочли необходимым усилить мотивационную сторону обучения.
В процессе работы я формирую навыки осознанного чтения и умения самостоятельной работы с текстом с помощью способов, действий, активно влияющих на основные параметры чтения, создаю условия для реализации практических действий учащихся с учебным материалом.
Условия управления процессом формирования навыков чтения.
1.Необходимо опираться на развитие таких важнейших психических процессов, как воспитание, внимание, память, мышление.
2.Навык чтения значительно укрепляется, совершенствуется, если параллельно с ним развиваются и другие виды речевой деятельности; аудирование, говорение и письмо,
3.Формирование полноценного навыка чтения необходимо рассматривать как за дачу не только специального урока - урока чтения, но и как одну из задач уроков математики, природоведения, русского языка. Осуществляя межпредметную связь, мы не только совершенствуем навык чтения, но и способствуем усвоению других учебных дисциплин.
4.Занятия по чтению необходимо строить так, чтобы содержание, формы и методы работы на уроке формировали положительную мотивацию, интерес к чтению и книге вообще.
5.Необходимо преодолеть наметившийся крен в техническую сторону урока чтения в ущерб художественной.
Технические упражнения по формированию навыков чтения выносить на отдельный короткий этап урока (как устный счёт на занятиях по математике) и для этого подбирать или составлять тексты и другой речевой материал, не имеющий большой художественной ценности, а основное время урока отводить чтению и работе над плановым художественным произведением как над произведением искусства слова.
1.Огромную роль в формировании положительного отношения к чтению играетпроцесс обучения грамоте. Дифференцированный подход к учащимся в этот период, разноуровневое обучение - важнейшее педагогическое условие руководства процессом формирования навыков чтения.
2.Разнообразная внеклассная работа с книгой, помощь родителей и библиотекарей - важные стимуляторы роста техники чтения и интереса к книге в младшем школьном возрасте.
При проведении уроков чтения необходимо учитывать:
Взаимосвязь и взаимодействие чтение вслух и молча
Помимо совершенствования чтения в процессе анализа произведения (работа с текстом) нужно проводить ряд упражнений, которые оказывают воздействие на основные параметры чтения
Необходим настрой детей перед уроком
Урок всегда начитается с разминки, с постановки дыхания, далее идёт артикуляционная гимнастика, так как она имеет важную роль в формировании правильного произношения звуков, проводить артикуляционную гимнастику нужно на каждом уроке 1-2 минуты.
Используем упражнения для нижней челюсти, для губ, для языка.
Далее можно использовать чистоговорки, рифмовки, скороговорки. Эти упражнения улучшают не только звукопроизношение, но и способствуют технике чтения.
ШО-ШО-ШО всё будет хорошо. (троекратное повторение слога в начале помогает правильно произнести его в конце фразы)
Далее усложняем ШПРИ – ШПРЯ – ШПРА – ШПРО – ШПРЕ – ШПРЮ – ШПРУ – НАЧИНАЕМ МЫ ИГРУ.
Достичь поставленных целей можно с помощью технологических элементов: упражнений, тренингов, объединяющихся в следующие группы.
Подготовка школьниковк развитию речи на умении работать по указанию, копировать рисунок, выбор парных слов, запоминание показанных предметов, слушание и рассказывание.
1.Частота упражнений (важна не длительность, а частота. Память человека устроена так, что запоминается не то, что постоянно перед глазами, а то что мелькает: тоесть, то нет).
2.Жужжащее чтение (ученики читают одновременно несколько минут).
3.Ежеурочные пятиминутки чтения (на каждом уроке читаем любимую книгу).
4.Чтение перед сном.
5.Режим щадящего чтения (когда ребёнок прочитывает небольшой отрывок и затем отдыхает).
6.Развитие оперативной памяти.
7.Стимулирование желания читать (ежедневный учёт успехов).
Достичь поставленных целей можно с помощью техно логических элементов: упражнений, тренингов, объединяющихся в следующие группы.
Для развития скорости и гибкости (умения менять скорость чтения в зависимости от содержания) используется упражнение
“Буксир”
Суть упражнения “Буксир” заключается в чтении в паре. Взрослый читает “про себя” и пальцем следит по книге. А ребенок читает вслух, но по пальцу взрослого. Таким образом, он должен поспевать за его чтением.
Второй вариант упражнения “Буксир” заключается в одновременном чтении взрослого и ребенка вслух. Взрослый читает в пределах скорости ребенка, который должен подстроиться под его темп. Затем взрослый замолкает и продолжает читать “про себя”, ребенок следует его примеру. Затем снова идет чтение вслух. И если ребенок правильно “уловил” темп чтения, то “встретится” с ним на одном слове.
Многократное чтение
Школьнику предлагается начать чтение и продолжать его в течение одной минуты. После этого ученик отмечает, до какого места он дочитал. Затем следует повторное чтение этого же отрывка текста. После этого ученик снова замечает, до какого слова он дочитал, и сравнивает с результатами первого прочтения. Естественно, что во второй раз он прочитал на несколько слов больше /кто-то на 2 слова, кто-то на 5, а кто-то на 15/. Увеличение темпа чтения вызывает положительные эмоции у ребенка, ему хочется читать еще раз. Однако более трех раз не следует этого делать! Избегайте утомления. Закрепите ситуацию успеха. Похвалите ребенка.
Чтение в темпе скороговорки
Дети отрабатывают четкое и правильное, а главное – быстрое чтение текста. Окончания слов не должны “проглатываться” ребенком, а должны четко проговариваться. Упражнение длится не более 30 секунд.
Выразительное чтение с переходом на незнакомую часть текста
Школьник читает отрывок текста, затем ребенку объясняем так: “Теперь, снова читай текст, но чуть-чуть медленнее, зато красиво, выразительно”. Ваш ученик прочитывает отрывок до конца, но взрослый не останавливает его. Ребенок переходит на незнакомую часть текста.И вот здесь происходит маленькое чудо. Оно состоит в том, что ребенок, несколько раз прочитавший один и тот же отрывок текста выработавший уже здесь повышенный темп чтения, при переходе на незнакомую часть текста продолжает читать ее в том же повышенном темпе.Его возможностей надолго не хватает, но если ежедневно проводить такие упражнения длительность чтения в повышенном темпе будет увеличиваться. Через две-три недели чтение ребенка заметно улучшится.
Следующее упражнение называется
“Бросок – засечка”
Его цель – развитие зрительного умения ориентироваться в тексте. Заключается оно в следующем:
Ребенок кладет руки на колени и начинает читать текст вслух по команде “Бросок”. Когда раздается команда “Засечка” читатель отрывает голову от книги, закрывает глаза и несколько секунд отдыхает, руки при этом остаются на коленях. По команде “Бросок” ребенок должен отыскать глазами то место в книге, на котором он остановился и продолжить чтение вслух. Это упражнение может длиться около 5 минут.
Для повышения верхней границы индивидуального диапазона скорости чтения применяется упражнение
“Молния”
Его смысл - в чередовании чтения в комфортном режиме с чтением на максимально доступной ребенку скорости чтения молча с чтением вслух. Переход на чтение в максимально ускоренном режиме осуществляется по команде учителя “Молния!” и продолжается от 20 секунд /вначале/ до 2 минут /после освоения упражнения/. Тренировки могут проводиться по несколько раз на каждом занятии чтением, при этом в качестве дополнительного стимулятора можно использовать метроном.
Детям всегда хочется посоревноваться – кто быстрее читает. В этом случае полезно упражнение
“Спринт”
Если к ребенку пришли одноклассники, предложите им отыскать в книге одинаковый отрывок и по команде начать читать одновременно вслух, кто быстрее, правильно проговаривая окончания слов. По сигналу - Стоп, дети пальчиком показывают, кто где остановился.
При этом упражнении маленькие читатели учатся еще вниманию и сосредоточенности. Ведь рядом другие дети читают вслух и мешают сосредоточиться. Ребенку нужно быть внимательным и не отвлекаться на посторонний шум. А это умение нужно развивать.
Любимый у учащихся вид чтения – ролевое чтение, вызывает массу чувств, эмоций. Предложите его, когда у вашего ребенка одноклассники. Устройте Радиоспектакль.
В современной педагогике разработан комплекс упражнений для формирования навыка чтения и понимания текстов. Авторами этих разработок стала группа педагогов и психологов: Заика Е.В., Нечаева Н.В., Кудина Г.Н., Новлянская З.Н., Ладыженская Т.А., Симановский А.Э.
Вот некоторые из них:
Чтение текста с прикрытой верхней частьюстрочки:
В этом упражнении есть секрет – упражнение с хитринкой. Дело в том, что любой сколько-нибудь смышленый ребенок заметит, что когда читается верхняя строчка по половинкам букв, в это время нижняя полностью открыта, и сообразит, что гораздо выгоднее успеть быстро прочитать ее, пока она открыта, чтобы потом, когда ее закроют быстро выдать готовый результат. Многие дети быстро переходят на эту стратегию, а это именно то, что нужно для увеличения скорости чтения!
Это упражнение формируют сразу несколько значимых учебных качеств:
Чтение про себя (т.к. это надо скрыть);
Словесно-логическую память (т.к. необходимо удержать в памяти сразу несколько слов и сохранять их несколько секунд).
Распределение внимания и умение выполнять одновременно как минимум 2 задачи (чтение заданной строчки вслух и чтение нижележащей строчки про себя).
Большую часть времени школьник должен читать про себя, молча. Это и понятно. Вслух читать трудно, усталость приходит раньше.
Очень эффективныйприём из системы Федоренко и Пальченко;
1.многократное чтение
2.чтение в темпе скороговорки
3.чтение с переходом на незнакомую часть текста.
После того, как начало нового текста прочитано учителем, детям предлагается начать чтение всем одновременно и продолжить его в течение одной минуты. После этого учащиеся отмечают, где закончили.
Затем повторное чтение этого отрывка. При этом, после того как прошла одна минута, учащиеся опять делают в учебнике пометку (там, где закончили читать). Затем сравнивают с результатом первого прочтения. Естественно, что второй раз они прочитают на несколько слов больше. Это вызывает у детей положительные эмоции и им хочется читать ещё. Однако, более трёх раз не следует читать один и тот же отрывок.
Затем, изменяем, характер упражнения, то есть, читаем этот отрывок в темпе скороговорки. Здесь не уделяем внимание не выразительности, а отрабатываем артикуляцию чётко проговаривая окончания. Это упражнение длится 30 секунд.
Затем переходим к третьему упражнению. Учитель ставит перед детьми задачи: "Сейчас мы будем читать красиво, выразительно". Здесь учащиеся прочитывают знакомую часть текста до конца и учитель их не останавливает, они переходят на незнакомую часть текста.
Секрет этого упражнения в том, что ребёнок, несколько раз прочитал один и тот же отрывок, выработал повышенный темп, а при переходе на незнакомую часть продолжает её читать в том же темпе. Этого хватает ненадолго, но при систематическом использовании этих упражнений длительность чтения в повышенном темпе увеличивается
Так же эффективен приём с воображаемым магнитофоном. Сильный ученик читает отрывок, а слабый ученик следует за ним (как бы записывает на плёнку). Затем учитель говорит: '"Магнитофон включён". Слабый ученик должен сам прочитать этот не большой текст.
Небольшой объём, предварительная ориентация в нём зрительно и на слух помогают слабому ученику успешно справиться с заданием, вызывает интерес к не му, способствует появлению некоторой уверенности в своих силах.
При работе с текстом можно использовать различные виды работы с текстом:
БУКСИР – учитель читает текст, дети читают про себя тот же текст. Проверка- внезапная остановка на каком либо слове и повторение его. Дети должны остановиться на этом же месте, показать слово, на котором остановились.
КТО БЫСТРЕЕ? – учитель читает начало, конец или середину предложения, дети должны отыскать это предложение и прочитать.
ЧТЕНИЕ ЗА ДИКТОРОМ – учитель читает, дети читают за ним, учитель должен периодически менять темп чтения.
МНИМОЕ СЛОВО – учитель в ходе чтения неправильно прочитывает некоторые слова, дети должны его исправить.
ЭСТАФЕТА - начинает читать текст учитель, прочитав несколько строк он передаёт эстафету ученику. Ученик, прочитав несколько предложений, называет имя следующего ученика, который продолжить чтение.
Упражнения, которые можно использовать в работе.
Предлагаемые упражнения проводятся на каждом уроке в течение 5-6 минут, но это не значит что надо использовать все упражнения сразу. Можно взять 2-3 упражнения на один урок. Все упражнения можно разделить на несколько групп:
развитие речевого аппарата
расширение оперативного поля зрения
развитие смысловой догадки
развитие внимания, памяти, мышления в процессе восприятия текста
преодоление трудностей понимания в различных условиях восприятия текста.
1. Дифференциация сходных слогов и слов:
ла-ра, за-са.
2. Чтение слогов и слов по подобию:
ма-са-ла,Маша - Дима - Паша, бочка - почка - точка - дочка.
3. Чтение слогов и слов с подготовкой:
о-то-сто-стол, о-ор-бор-сбор-сборник.
4. Чтение слов, написание которых отличается одной двумя буквами или поряд ком их расположения.
сомпар
сонбар
сокдар
соршар
сыржар
Столбики таких слов легко прочитываются детьми, т.к. относительно новыми для них в прочитываемом слове всякий раз оказывается одна - две буквы.
5. Чтение слов с одинаковой концовкой или началом.
тонмис
нанмас
балетмарка
зарнор
нялап
6. Чтение слов с одинаковыми гласными.
сады
мина
гора
рады
липа
кора
лапы
киса
нора
вазы
лиса
пора
фары
пила
опора
шары
сила
шпора
7. Чтение родственных слов, отличающихся друг от друга одной из морфем:
кот - котик - котище - котенок - котята - кошачий
мост - мостик - мостики - мостить - мостовая - мосток; мосточек.
1.Чтение слов, имеющих одинаковую приставку, но разные корни:
прошел - проделал - прочитал.
2.Чтение зашумлённых слов
3.Чтение слов наложенных друг на друга
4.Чтение только второй половины слова:
СТИОСТИСОСТИБЕНСТИНОСТИСТИ
Какое получилось слово? (особенности)
12.Чтение слов и предложений, записанных наоборот:
АНИШАМ (машина)АКЛОП (полка)АЛОКШ (школа)
! ЬТАТИЧ ЬТЕМУ ОШОРОХ КАК
5.Словесная лесенка
ма
мал
мала
марка
маркиз
6.Сколько спряталось слов?
ВОЛЧИШКОТКРЫТОЛЩЕНОКНОЧЬ
14.Найди слова, в которых спрятался слог –КРА:
краскакрот
икракран
красотакрапива
красныйкроткий
украл краб
15.Прочитай зашифрованные слова, найди лишнее, которое не подходит по смыслу: (на основе этого упражнения можно зашифровывать главных героев читаемых произведений, а также можно зашифровывать словарные слова на уроках русского языка) (упражнения из книги Эдигей Увлечение чтением)
ИТККИТКУАЛААКУЛАЛЕДФИНЬДЕЛЬФИНЯЛИЛИЛИЛИЯ
Так при чтении сказки Два мороза я зашифровала главных героев:
АВД ОРМОЗАдва мороза ПЕЦКУкупецВОДРОСЕКдровосек
16. Изограф – Какое слово зашифровано?
17. Чтение текстов с деформированными словами.
Береги здоровье.
Чистота – ЛОАЗГ РОДОЗЯВЬ. Борись с грязью и пылью. Чаще чисти ЁОВС ТЬЕАЛП и обувь. Обязательно ВЕТРИПРОВАЙ НАКОМТУ. Помни: солнце, воздух и вода – твои ИЕШЧУЛ ЗЬЯРУД.
18. Выполни математические действия и прочитай слово:
СОМ+БАЛ-ОМ+КО-С+Н= БАЛКОН (аналогично можно давать такие задания на уроках русского языка – словарные слова).
19. Зашифрованное слово:
Из каждого слова взять только первые слоги (второй слог, последний слог)
КОЛОС, РОТА, ВАЗА (КО-РО-ВА)
ЗМЕЯ, РАМА (Я-МА)
СОЛОМКА, ПОРА, МЕЛЬ ( КА-РА-МЕЛЬ)
Усложнённое задание (без указания слогов)
САПОГИ, ПАРАШЮТ, ФАНТАЗИЯ (СА-РА-ФАН)
20. Прочитай слово, используя только буквы русского алфавита.
WОRКNНZО (ОКНО)
21.Прочитай слова без лишнего слога
тюсалень леонапард лягушлика дязател инжидюк
кастфурюля скотывородка повабурёшка серчавиз
кадыпуста уктюроп петщерушка саголат ребядис
пефонал карерандаш альцыбом ручщока портрыфель
косдятюм брюлаки плавытье футсыболка юблика
сажипоги туфдули тапчуки ботинрыки сандапели
метцыро автомобус трамрявай тролфилейбус такфуси
строикутель профодавец кондимытер офижуциант
22.Читай только первые слоги. Какие слова получились?
канат лентяй дачарисунок
сани ракета фантазия
концерт феникс тарелка
фикус аллея карандаш
таблетка лимон царевна
кабинетпират танцы
калина лейка доска коптильня
театрлеопард фонтан
шахтёр магазин тысяча
соловей барабан камень
23.Слово упало и разлетелось на кусочки.
Помогите - вновь из букв его сложите:
оядлео лушкяга змлнеякиа
фрноаь сзтекроа пиодмор
сзакка уебинчк пдосонулх
кхнуя склоьуса сжнниека
птальо иукгшри бдлеуьзор
пгоири пкудоша согеивнк
алатс мреавуй пцогвуиа
Развитие техники чтения тормозится из-за слаборазвитой оперативной памяти.
Что это значит? Часто можно наблюдать такую картину. Ребенок читает предложение, состоящее из 6-8 слов. Дочитав до третьего – четвертого слова – забыл первое слово. Поэтому он не может увязать все слова воедино. Необходимо в этом случае поработать над оперативной памятью.
Делается это с помощью, так называемыхзрительных диктантов, тексты которых разработаны и предложены профессором И.Т. Федоренко.
Тексты зрительных диктантов Федоренко (скачать в формате.doc) (30 Kb)
В каждом диктанте имеются шесть предложений. Наращивание длины предложения происходит постепенно, по одной - две буквы.
Как лучше проводить зрительные диктанты? Диктант накрывается листом картона. Лист подвигают вниз, ребенок в течение определенного времени (от 4 до 8 секунд) читает молча это предложение и старается запомнить. По истечении времени взрослый накрывает это предложение вторым листом картона и предлагает ученику записать его в тетради.
Затем следует экспозиция, чтение и запоминание второго предложения. После того, как оно стерто, снова следует записать его в ученических тетрадях.
Если ребенок плохо запоминает предложения, набор следует повторить снова. Если на следующий день картина повторяется, надо повторить в третий раз, а может быть, и в четыре дня подряд. Только после того, как ребенок успевает запомнить текст, пишет его самостоятельно, можно переходить к следующему набору.
Занятия чтением должны вызывать положительные эмоции и создавать хорошее настроение у ребенка.
Всячески поддерживайте, одобряйте и хвалите, особенно неуверенного в себе ребенка.
В заключение подчеркну, что постоянно применяя описанные в этой статье учительские секреты, результаты техники чтения Вашего ребенка будут ощутим
Список литературы:
Душка Н. Д. Синквейн в работе с дошкольниками, Журнал Логопед No 5 2005г.
Л.Н.Засорина Е.М.Плюснина Развивающее чтение - Санкт-Петербург 1998г.
С.Н.Костромина Л.Г.Нагаева Как преодолеть трудности в обучении чтению. Москва 1989г.
В.А.Бородина С.М.Бородин Учим… читать Лениздат 1985г.
Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×