ПРИЕМЫ РАБОТЫ НАД ОРФОЭПИЧЕСКИМИ НОРМАМИ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ | Селимова Саида Махачевна. Работа №362109
Селимова Саида Махачевна
магистрант 2 года обучения
ФНК ДГПУ, Россия.
научный руководитель: Сантуева Э.З.,
к.ф.н., доцент, ФНК ДГПУ, Россия.
ПРИЕМЫ РАБОТЫ НАД ОРФОЭПИЧЕСКИМИ НОРМАМИ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ
Русский язык, как и всякий другой язык, является орудием мысли и в то же время средством ее формирования: работа по развитию мышления учащихся содействует обогащению и совершенствованию их языка, а работа по обогащению и совершенствованию языка учащихся, в свою очередь, содействует развитию их мышления.
Литературный язык объединяет всех говорящих по-русски, он нужен для преодоления языковых различий между ними. А это значит, что у него должны быть строгие нормы: не только лексические - нормы употребления слов, не только грамматические, но и нормы орфоэпические. Различия в произношении мешают людям при общении, переключая их внимание с того, о чем говорится, на то, как говорится.
Для успешной работы по развитию звуковой стороны речи учащихся важно представлять конкретный уровень орфоэпической грамотности учащихся начальных классов, знать их типичные произносительные ошибки, а также характер проявления ошибок в двух видах речевой деятельности детей: говорении и чтении.
В современных учебниках «Русского языка» для 1-4 классов В.П.Канакиной, В.Г.Горецкого содержится достаточный материал по орфоэпии. Языковой материал учебников позволяет выделить:
-работу по формированию речевого этикета;
-работу по формированию произносительной культуры речи;
-ознакомление с литературными нормами образования слов, словосочетаний и предложений;
- редактирование текстов, предложений;
-подбор слов, составление словосочетаний и предложений для выражения определённой мысли. Условными обозначениями выделены слова и выражения «Говори правильно». В конце учебников содержится орфоэпический словарик «Произноси слова правильно». А также упражнения на постановку ударения и запоминания слов из этого словарика.
Например, 2 класс, «Запомни, какой слог ударный:
Положить, положил, положила, положили, положит, положи».
«Хотеть – хочет, хотим, хотят».
Есть и упражнения, содержащие задания и языковой материал по формированию культуры речевого общения.
Из практики своей работы хочу отметить, что, хотя вопросы совершенствования произносительной культуры речи младших школьников основательно разработаны и достаточно полно представлены в учебниках русского языка, но в практике школьного обучения должного внимания формированию произносительной культуры речи учащихся не уделяется.
Основными причинами этого я считаю:
- отсутствие системы в работе по культуре речи вообще и над произношением слов в частности:
- однообразие приёмов работы со словарными словами;
- преобладание коллективных форм организации деятельности учащихся при отсутствии индивидуального подхода.
Для совершенствования культуры речи учащихся целенаправленно и в системе, учителям начальных классов следует применять на уроках русского языка следующие виды работ: речевые разминки, стилистические диктанты, индивидуальные карточки, которые являются эффективным средством предупреждения речевых ошибок.
Речевые разминки включают в себя систему специальных упражнений тренировочного характера, которые надо проводить не реже 2-х раз в неделю. Содержание этих разминок определяется уровнем речевого развития класса и изучаемым грамматико-орфографическим материалом.
По характеру речевых операций, выполняемых учащимися, выделяются несколько типов упражнений:
1. Выбор одной их двух или более возможностей.
Задания:
-Вставьте пропущенные слова, избегая повторов и пользуясь словами для справок.
-Выберите одно из слов, указанных в скобках.
-Закончите предложения, выбрав самые точные слова из записанных ниже.
-Составьте словосочетания, подобрав к каждому из существительных прилагательное из данных ниже.
2. Трансформация, сопровождаемая выбором.
Задания:
-Поставьте существительное в форму родительного падежа множественного числа: Карандаш, чулок, дело, сапог, ключ, носок.
-Замените глагол существительным: дружить с соседями, любить родителей, сочувствовать товарищу.
-Образуйте, где возможно, форму 1-го лица единственного числа:
победить, посадить, убедить, наследить.
3.Конструирование единиц более высокого уровня из единиц более низкого уровня.
Задания:
-Составьте все возможные существительные с приставками: про-,
над-, от-, в-,
с корнями: мыв-, рыв-, шив-,
с суффиксами: к-, а-,
с окончаниями: -е, -а, нулевое.
4. Работа с текстами, содержащими речевые ошибки (редактирование).
Задание:
-Найдите в тексте речевые ошибки и запишите отредактированный вариант. (Такие задания могут выполняться коллективно, в процессе обсуждения и индивидуально по карточкам).
Таким образом, речевые разминки позволяют сочетать фронтальную работу и индивидуальную.
Осознанная работа учащихся над звуковым оформлением собственной речи требует отчётливого разграничения ими правильного и неправильного в произношении. Поскольку это маленьким детям довольно сложно определить, то им необходима умелая консультация учителя.
Отметим, что предложенная типология заданий орфоэпического характера, ее систематическое использование в школьной практике существенно повысят уровень коммуникативной культуры и помогут учителю формировать коммуникативную компетенцию учащихся средней школы.
В качестве методических рекомендаций мне хотелось бы посоветовать каждому учителю, иметь свою копилку речевых погрешностей учащихся, а также систематически применять на уроках русского языка:
1. Речевые разминки.
2. Стилистические диктанты.
3. Индивидуальные карточки.
Они позволят не только устранить, но и предупредить речевые ошибки.
Устранение речевых ошибок в связи с усвоением грамматического материала, почти не требуя дополнительного времени, не только повысит культуру речи учащихся, но и поможет им глубже усвоить сами грамматические понятия, подведёт к осознанию роли изучаемых грамматических единиц в речи, в живом общении между людьми. Заинтересованность ребенка в улучшении своей звучащей речи появится и будет расти по мере приобретения определенных знаний и умений, входящих в понятие произносительно-слуховой культуры. Под произносительно- слуховой культурой понимается отчетливость и ясность произношения, умение расчленять слова на отдельные звуки, сопоставлять их с буквами, навык легко и быстро находить лексическое ударение, соблюдение правильного литературного произношения. Формирование этой культуры– существенное условие, определяющее успех развития устной речи детей в начальных классах.
Систематическое включение в уроки русского языка элементов работы над культурой речи, исправление речи учащихся, ознакомление их с нормой и этикой, анализ допущенных речевых ошибок и исправление их, анализ образцов и подражание им, тренировка учащихся в выразительной речи, создание атмосферы культуры речи – всё это постепенно формирует у учащихся хорошую речь, которая служит им средством интеллектуальной деятельности и общения, показателем их образованности и развития.
Список использованной литературы:
1. Валгина Н. С., Розенталь Д. Э., Фомина М. И. Современный русский язык М., «Высшая школа», 2002.
2. Горбачевич К.С. Нормы современного русского литературного языка, М., «Просвещение»,1981.
3. Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык. Учебник, 2023г.
4. Костин Н.А. Методика преподавания русского языка в начальной школе. – Советские учебники. – 2022.
5. Львов М.Р., Рамзаева Т. Г., Светловская Н. Н. Методика обучения русскому языку в начальных классах. М., «Просвещение», 1987.
Селимова Саида Махачевна
магистрант 2 года обучения
ФНК ДГПУ, Россия.
научный руководитель: Сантуева Э.З.,
к.ф.н., доцент, ФНК ДГПУ, Россия.
ПРИЕМЫ РАБОТЫ НАД ОРФОЭПИЧЕСКИМИ НОРМАМИ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ
Русский язык, как и всякий другой язык, является орудием мысли и в то же время средством ее формирования: работа по развитию мышления учащихся содействует обогащению и совершенствованию их языка, а работа по обогащению и совершенствованию языка учащихся, в свою очередь, содействует развитию их мышления.
Литературный язык объединяет всех говорящих по-русски, он нужен для преодоления языковых различий между ними. А это значит, что у него должны быть строгие нормы: не только лексические - нормы употребления слов, не только грамматические, но и нормы орфоэпические. Различия в произношении мешают людям при общении, переключая их внимание с того, о чем говорится, на то, как говорится.
Для успешной работы по развитию звуковой стороны речи учащихся важно представлять конкретный уровень орфоэпической грамотности учащихся начальных классов, знать их типичные произносительные ошибки, а также характер проявления ошибок в двух видах речевой деятельности детей: говорении и чтении.
В современных учебниках «Русского языка» для 1-4 классов В.П.Канакиной, В.Г.Горецкого содержится достаточный материал по орфоэпии. Языковой материал учебников позволяет выделить:
-работу по формированию речевого этикета;
-работу по формированию произносительной культуры речи;
-ознакомление с литературными нормами образования слов, словосочетаний и предложений;
- редактирование текстов, предложений;
-подбор слов, составление словосочетаний и предложений для выражения определённой мысли. Условными обозначениями выделены слова и выражения «Говори правильно». В конце учебников содержится орфоэпический словарик «Произноси слова правильно». А также упражнения на постановку ударения и запоминания слов из этого словарика.
Например, 2 класс, «Запомни, какой слог ударный:
Положить, положил, положила, положили, положит, положи».
«Хотеть – хочет, хотим, хотят».
Есть и упражнения, содержащие задания и языковой материал по формированию культуры речевого общения.
Из практики своей работы хочу отметить, что, хотя вопросы совершенствования произносительной культуры речи младших школьников основательно разработаны и достаточно полно представлены в учебниках русского языка, но в практике школьного обучения должного внимания формированию произносительной культуры речи учащихся не уделяется.
Основными причинами этого я считаю:
- отсутствие системы в работе по культуре речи вообще и над произношением слов в частности:
- однообразие приёмов работы со словарными словами;
- преобладание коллективных форм организации деятельности учащихся при отсутствии индивидуального подхода.
Для совершенствования культуры речи учащихся целенаправленно и в системе, учителям начальных классов следует применять на уроках русского языка следующие виды работ: речевые разминки, стилистические диктанты, индивидуальные карточки, которые являются эффективным средством предупреждения речевых ошибок.
Речевые разминки включают в себя систему специальных упражнений тренировочного характера, которые надо проводить не реже 2-х раз в неделю. Содержание этих разминок определяется уровнем речевого развития класса и изучаемым грамматико-орфографическим материалом.
По характеру речевых операций, выполняемых учащимися, выделяются несколько типов упражнений:
Выбор одной их двух или более возможносте
й.
Задания:
-Вставьте пропущенные слова, избегая повторов и пользуясь словами для справок.
-Выберите одно из слов, указанных в скобках.
-Закончите предложения, выбрав самые точные слова из записанных ниже.
-Составьте словосочетания, подобрав к каждому из существительных прилагательное из данных ниже.
2. Трансформация, сопровождаемая выбором.
Задания:
-Поставьте существительное в форму родительного падежа множественного числа: Карандаш, чулок, дело, сапог, ключ, носок.
-Замените глагол существительным: дружить с соседями, любить родителей, сочувствовать товарищу.
-Образуйте, где возможно, форму 1-го лица единственного числа:
победить, посадить, убедить, наследить.
3.Конструирование единиц более высокого уровня из единиц более низкого уровня.
Задания:
-Составьте все возможные существительные с приставками: про-,
над-, от-, в-,
с корнями: мыв-, рыв-, шив-,
с суффиксами: к-, а-,
с окончаниями: -е, -а, нулевое.
4. Работа с текстами, содержащими речевые ошибки (редактирование).
Задание:
-Найдите в тексте речевые ошибки и запишите отредактированный вариант. (Такие задания могут выполняться коллективно, в процессе обсуждения и индивидуально по карточкам).
Таким образом, речевые разминки позволяют сочетать фронтальную работу и индивидуальную.
Осознанная работа учащихся над звуковым оформлением собственной речи требует отчётливого разграничения ими правильного и неправильного в произношении. Поскольку это маленьким детям довольно сложно определить, то им необходима умелая консультация учителя.
Отметим, что предложенная типология заданий орфоэпического характера, ее систематическое использование в школьной практике существенно повысят уровень коммуникативной культуры и помогут учителю формировать коммуникативную компетенцию учащихся средней школы.
В качестве методических рекомендаций мне хотелось бы посоветовать каждому учителю, иметь свою копилку речевых погрешностей учащихся, а также систематически применять на уроках русского языка:
Речевые разминки.
Стилистические диктанты.
Индивидуальные карточки.
Они позволят не только устранить, но и предупредить речевые ошибки.
Устранение речевых ошибок в связи с усвоением грамматического материала, почти не требуя дополнительного времени, не только повысит культуру речи учащихся, но и поможет им глубже усвоить сами грамматические понятия, подведёт к осознанию роли изучаемых грамматических единиц в речи, в живом общении между людьми. Заинтересованность ребенка в улучшении своей звучащей речи появится и будет расти по мере приобретения определенных знаний и умений, входящих в понятие произносительно-слуховой культуры. Под произносительно- слуховой культурой понимается отчетливость и ясность произношения, умение расчленять слова на отдельные звуки, сопоставлять их с буквами, навык легко и быстро находить лексическое ударение, соблюдение правильного литературного произношения. Формирование этой культуры– существенное условие, определяющее успех развития устной речи детей в начальных классах.
Систематическое включение в уроки русского языка элементов работы над культурой речи, исправление речи учащихся, ознакомление их с нормой и этикой, анализ допущенных речевых ошибок и исправление их, анализ образцов и подражание им, тренировка учащихся в выразительной речи, создание атмосферы культуры речи – всё это постепенно формирует у учащихся хорошую речь, которая служит им средством интеллектуальной деятельности и общения, показателем их образованности и развития.
Список использованной литературы:
Валгина
Н. С., Розенталь Д. Э., Фомина М. И. Современный русский язык М., «Высшая школа»,
2002
.
Горбачевич
К.С.
Нормы сов
ременного русского литературного языка, М., «Просвещение»,1981.
Канакина
В.П., Горецкий В.Г. Русский язык. Учебник, 2023г.
Костин Н.А. Методика преподавания русского языка в начальной школе. – Советские учебники. – 2022.
Львов М.Р.,
Рамзаева
Т. Г.,
Светловская
Н. Н. Методика обучения русскому языку в начальных классах
.
М., «Просвещение», 1987.