ПРИЁМЫ РАБОТЫ НАД ТЕКСТОВОЙ ЗАДАЧЕЙ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В 5 – 6 КЛАССАХ НА ЭТАПЕ АНАЛИЗА ЕЁ УСЛОВИЯ | Притчина Анна Павловна. Работа №349617
Статья посвящена актуальной проблеме обучения учащихся 5-6 классов решению текстовых задач. Автор данной статьи рассматривает применение приёмов анализа условия текстовой задачи учащимися в 5 - 6 классах. В качестве примера представлена работа с текстовыми задачами из учебников «Математика 5 класс» и «Математика 6 класс» Г. В. Дорофеева.
А. П. Притчина,
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Дубровинская средняя общеобразовательная школа»,
с. Дубровное
ПРИЁМЫ РАБОТЫ НАД ТЕКСТОВОЙ ЗАДАЧЕЙ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В 5 – 6 КЛАССАХ НА ЭТАПЕ АНАЛИЗА ЕЁ УСЛОВИЯ
Аннотация. Статья посвящена актуальной проблеме обучения учащихся 5-6 классов решению текстовых задач. Автор данной статьи рассматривает применение приёмов анализа условия текстовой задачи учащимися в 5 - 6 классах. В качестве примера представлена работа с текстовыми задачами из учебников «Математика 5 класс» и «Математика 6 класс» Г. В. Дорофеева.
Ключевые слова: текстовая задача, этапы решения текстовой задачи, приёмы работы над текстовой задачей, анализ условия текстовой задачи.
A. P. Pritchina,
Municipal state educational institution "Dubrovinskaya secondary school",
Dubrovnoye
Methods of working on a text problem in math lessons in grades 5-6 at the stage of analyzing its conditions
Annotation. The article is devoted to the actual problem of teaching students of grades 5-6 to solve text problems. The author of this article examines the application of techniques for analyzing the conditions of a text problem by students in grades 5-6. As an example, work with text tasks from textbooks "Mathematics 5th grade" and "Mathematics 6th grade" by G. V. Dorofeev is presented. Keywords: text problem, stages of solving a text problem, techniques for working on a text problem, analysis of the conditions of a text problem.
Усвоение школьниками математического содержания, формирование умений и навыков и достижение развивающих целей образовательного процесса во многом зависит от умения решать текстовые задачи. Данное умение даёт возможность применять знания, полученные в процессе изучения математики, при решении вопросов, возникающих в течение жизни человека.
Задачи являются основой для развития логического мышления, формирования межпредметных связей. Поэтапное обучение решению задач способствует развитию мыслительной деятельности учащихся. Текстовые задачи изучаются в школьном курсе математики, а также они включены в контрольно-измерительные материалы государственной итоговой аттестации (ГИА) и единого государственного экзамена (ЕГЭ).
Стоит отметить, что, чаще всего, выпускники школ так и не способны решить любую задачу. В процессе обучения решению школьники сталкиваются с рядом трудностей, таких как: неумение переводить предложенные текстовые задачи на математический язык; неумение правильно выражать величины, которые нужно найти; неумение находить рациональный способ решения текстовой задачи и т.д.
• решением задачи называют результат, то есть ответ на требование задачи;
• решением задачи называют процесс нахождения этого результата, то есть вся деятельность человека, решающего задачу, с момента начала чтения задачи до окончания решения;
• решением задачи называют лишь те действия, которые производят над условиями и их следствиями на основе общих положений математики для получения ответа задачи.
В своей статье термин «решение задачи» применим как процесс нахождения результата, то есть вся деятельность человека, решающего задачу, с момента начала чтения задачи до окончания решения. Для того чтобы эта деятельность была успешной, необходимо хорошо ориентироваться в том материале, с которым непосредственно предстоит иметь дело. Кроме того необходимо хорошо оперировать инструментами и методами, с помощью которых возможно выполнить данную работу.
Умение решать задачи не находится в прямой зависимости от количества решенных задач, поэтому в психолого-дидактических и методических исследованиях отдается предпочтение непосредственно приёмам обучения общим подходам к задаче, ее анализу. Нужно научиться такому подходу, при котором задача выступает в роли объекта тщательного изучения, а её решение выступает в роли объекта конструирования и изобретения.
Для успешного решения текстовых задач обучающиеся должны уметь:
– быстро читать и извлекать необходимую информацию из незнакомого текста;
– соотносить информацию из различных частей текста, сопоставлять текстовые и внетекстовые фрагменты;
– проводить анализ и обобщение прочитанного;
– применять информацию из текста при решении практических задач;
– соотносить собственные знания с информацией, полученной из текста;
1. Анализ текста задачи.
2. Поиск решения задачи.
3. Реализация плана решения с обоснованием.
4. Проверка решения задачи и запись ответа.
На этапе анализа условий задачи используются следующие приёмы:
правильное чтение и слушание задачи
(смысловое чтение)
;
представление ситуации, описанной в задаче;
постановка специальных вопросов по содержанию задачи и поиск ответов на них;
моделирование ситуации, описанной в задаче.
Рассмотрим применение данных приёмов на примере анализа условия задач, представленных в учебниках «Математика 5 класс» и «Математика 6 класс» Г. В. Дорофеева.
Правильное чтение и слушание задачи
(смысловое чтение)
.
Данный приём называют также смысловым чтением или чтением «с карандашом».
Учитель на первом этапе ознакомления с определённым типом задачи сам читает условие, выразительно прочитывая каждое слово, соблюдая все знаки препинания и расставляя логические ударения, то есть, выделяя голосом все числовые данные и логические отношения. Далее задачи читают сами учащиеся один – два, а иногда и большее число раз, но постепенно их надо приучать к запоминанию задачи с одного чтения, так как в этом случае они будут читать задачу более сосредоточенно.
Представлен
ие ситуации, описанной в задаче
.
Также можно предложить учащимся заменить велосипедистов на реальных людей, например товарищей из класса, а пункт отправки – заменить населённым пунктом, в котором проживают учащиеся. Например «Ребята представьте, что Вова и Артём решили подготовиться к соревнованиям и отправились из села Дубровное на велосипедах в разных направлениях. Вова поехал в сторону села Кирово, а Артём поехал в сторону села Новые Пески…». Таким образом, учащиеся будут реально представлять себе смысл данной задачи о движении в противоположных направлениях.
Постановка специальных
вопросов и поиск ответов на них
.
Приём постановки вопросов очень важен, так как от правильно сформулированной системы вопросов зависит быстрота и правильность нахождения пути решения, установления основных зависимостей в задаче.
Данный приём применяется в процессе решения текстовой задачи практически всегда. Рассмотрим данный приём на примере решения нескольких задач.
– О ком идёт речь в задаче? (о рабочем и ученике)
– В чём заключается их работа? (они выполняют заказ)
– Какую часть заказа может выполнить рабочий за 1 час? ( часть заказа)
– Какую часть заказа может выполнить ученик за 1 час? ( часть заказа)
– Как можно вычислить какую часть заказа могут выполнить за 1 час рабочий и ученик, если будут работать вместе? (сложить часть заказа, выполненную за 1 час рабочим и часть заказа, выполненную за 1 час учеником)
– Если за 1 час рабочий и ученик вместе выполнят часть заказа, то за сколько часов они смогут выполнить весь заказ? (за 2 часа)
Задача достаточно трудоёмкая, расположенная в части «Б» учебника, в которой располагаются по задумке автора задачи более сложные, чем в части «А».
Учитель начинает анализ задачи с вопросов:
– Какой вид движения указан в задаче? (движение по реке)
– Как изменяется взаимное расположение лодки и плота (вопрос, наводящий на возникновение в рассуждениях детей понятия «скорость сближения»)? (они сближаются)
– Чему равно расстояние между лодкой и плотом изначально? (изначальное расстояние - 9 км)
– Через какой промежуток времени они встретились? (они встретились через 0,5 часа)
– Одинаковым ли было время в пути до места встречи лодки и плота? (да).
Последний вопрос наводит на размышление о необходимости нахождения скорости сближения. После чего учитель снова задаёт вопросы:
– Может ли у плота быть собственная скорость? (нет)
– Что тогда показывает скорость плота? (скорость плота показывает скорость течения реки)
После данных вопросов выясняется, что плот плывёт по течению, а лодка против течения, значит, на лодку воздействует сила течения реки, уменьшая собственную скорость лодки. Учащиеся продолжают решение: находят скорость сближения, скорость течения реки, а затем собственную скорость лодки.
Моделирование ситуации, описанной в задаче.
Приём моделирования позволяет переводить задачи из словесной формы в графическую (рисунки, схемы, таблицы) или знаковую (краткая запись задачи, таблицы) формы.
Для построения схемы учащимся необходимо при помощи учителя провести анализ задачи. Учитель задаёт следующие вопросы:
– Автомобиль и автобус ехали по одной дороге? (да)
– Как мы можем изобразить дорогу? (отрезком)
– Изображаем дорогу отрезком.
Рис.1. Изображение дороги
– От одной или от разных остановок начали своё движение автобус и автомобиль? (от одной остановки)
– Изображаем остановку вертикальным отрезком примерно посередине уже изображённой дороги.
Рис.2. Изображение дороги с остановкой
– В одну или в разные стороны начинают своё движение автобус и автомобиль? (в разных направлениях)
– Направление движения автобуса и автомобиля изображаем стрелками, выходящими от остановки в разных направлениях.
Рис.3. Изображение направления движения
– Одинаковые ли у автобуса и автомобиля скорости? (нет)
– Подпишем над каждой стрелкой скорости автомобиля и автобуса.
На рисунке 4 представлена итоговая схематическая модель данной задачи.
Рис.4. Схема к задаче «на движение»
в противоположных направлениях
Данная схема облегчает понимание для учащихся термина «скорость удаления» и упрощает процесс решения задачи.
Схему данной задачи учитель предлагает строить учащимся с конца. Количество лет учащиеся изображают отрезками, расположенными друг под другом, учитывая указанные в условии задачи данные. Обязательно в схеме нужно отобразить всю основную информацию из текста задачи.
– Для того, чтобы запись не была громоздкой, присвоим каждому имени коды: Андрей – А, Борис – Б, Василий – В.
– Ребята, предлагаю первым отрезком изобразить количество лет самого младшего мальчика. Кто это по вашему мнению? (Василий)
– Как вы думаете, кого мы изобразим отрезком чуть длиннее предыдущего? Кто старше Василия, но не самый старший? (Борис)
– Кого осталось изобразить самым длинным отрезком? (Андрея)
– Ребята, обратите внимание, что отрезки должны начинаться на одном уровне.
На рисунке 5 представлена схематическая модель задачи.
Рис.5. Схема к задаче на «уравнивание»
В схеме уравнивается количество лет, и тогда ясно, что общее количество лет увеличилось ровно на столько, насколько мы уравняли года. Далее задача решается арифметическим методом.
Решение:
40+2+(2+1)=45
(л) получилось лет в итоге уравнивания всех мальчиков по годам
45:3=15
(л.) лет Андрею
15-2=13
(л) лет Борису
13-1=12
(л) лет Василию
Проверка: 15+13+12=45
45=45 Верно
Ответ: 15; 13; 12.
Задачи на части, на работу, на дроби анализируются также на основе схематической модели.
Представленные выше приёмы позволяют обучить учащихся наиболее сложному этапу решения текстовых задач - анализу условия задачи. Использование данных приёмов способствует развитию внимания, воображения и мыслительных умений учащихся.
Список используемых источников:
Виноградова
, Е.
П. Математика Часть III [Электронный ресурс] :
учеб. пособие
/ Е.П. Виноградова.
– 2-е изд., стер. – М. : Флинта, 2014. –
212 с. –
URL
:
https://biblioclub.ru/index.php?page=book_view_red&book_id=439527&page_id=116 (
дата обращения :
20.
0
1.2023
). – Режим доступа : для зарегистр. пользоват
е
лей.
Математика. 5
класс: учеб. для общеобразоват. организаций /Г. В. Дорофеев, И. Ф. Шарыгин, С. Б. Суворова и др.; под ред. Г. В. Дорофеева, И. Ф. Шарыгина. – 4-е изд.– М.: Просвещение, 2016. – 287 с.
– Текст : непосредстве
н
ный.
Математика. 6
класс: учеб. для общеобразоват. организаций /Г. В. Дорофеев, И. Ф. Шарыгин, С. Б. Суворова и др.; под ред. Г. В. Дорофеева, И. Ф. Шарыгина. – 4-е изд.– М.: Просвещение, 2016. – 287 с.
– Текст : непосредстве
н
ный.
Методические
рекомендации по подготовке выпускников к ОГЭ по математике (на основе анализа результатов пробного экзамена в форме ОГЭ 2020 года) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://iroso.ru/storage/app/media/novosti/2020/4/rekomendatsii-po-podgotovke-
vypusknikov-k-oge-matematika-na-osnove-analiza-rezultatov-monito
ringovykh-rabot-2020-goda.pdf (дата обращения :
19.02.2023
)
.
Стефанова
, Н.
Л. Методика и технология обучения математике. Курс лекций: пособие для вузов / под научн. ред. Н.
Л. Стефановой,
Н.
С. П
од
ходовой. – М.: Др
офа, 2008. - 416 с.
– Текст : непосредственный.
Стойлова
, Л.
П. Математика: Учебник для студ. высш. пед. учеб. з
а
ведений / Л.П. Стойлова. – М.: Издательский центр «Акаде
мия», 2012. – 424 с.
– Текст : непосредственный.
Царёва
, С. Е. Обучение решению задач / С. Е. Царёва. – Текст :
электронный // Начальная школа. –
1997. – №
11 –
URL
: https://pedlib.ru/katalogy/katalog.php?id=1&find_me=!%D6&page=1 (дата обр
а
щения: 11.02.2023).
Учитель математики: Притчина А.П.