Приемы работы с обучающимися с ОВЗ на уроках географии | Иванец Татьяна Федоровна. Работа №345226
Аннотация. Статья посвящена рассмотрению эффективных приемов работы с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) на уроках географии. Представлены ключевые аспекты адаптации учебного материала, создание инклюзивной среды и использование специальных методик. Рассматриваются примеры интеграции обучающихся с ОВЗ в образовательный процесс через индивидуальные подходы и дифференцированные задания.
Ключевые слова: ОВЗ, инклюзивное образование, география, адаптация учебного материала, дифференцированное обучение, индивидуальный подход, мотивация.
ПРИЕМЫ РАБОТЫ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ С ОВЗ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ
Иванец Татьяна Федоровна, учитель географии
МОУ «Антушевская средняя школа», с. Антушево
Аннотация. Статья посвящена рассмотрению эффективных приемов работы с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) на уроках географии. Представлены ключевые аспекты адаптации учебного материала, создание инклюзивной среды и использование специальных методик. Рассматриваются примеры интеграции обучающихся с ОВЗ в образовательный процесс через индивидуальные подходы и дифференцированные задания.
Ключевые слова: ОВЗ, инклюзивное образование, география, адаптация учебного материала, дифференцированное обучение, индивидуальный подход, мотивация.
Образование детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) – одна из важных задач современной школы. Инклюзия предусматривает создание условий, при которых обучающиеся с ОВЗ могут на равных участвовать в образовательном процессе, не испытывая дискомфорта или изоляции. На уроках географии это требует специального подхода, адаптации учебного материала и применения методов, способствующих более глубокому усвоению знаний и развитию навыков.
Одним из важнейших принципов работы с обучающимися с ОВЗ является адаптация учебного материала. Например, текстовые материалы и учебники могут быть сложными для понимания некоторыми детьми с нарушениями речи или зрения. В этом случае важно использовать схемы, карты, иллюстрации и видеоматериалы, которые помогут визуализировать изучаемые темы. При объяснении географических процессов, таких как движение литосферных плит или круговорот воды, можно использовать модели или интерактивные симуляции, которые помогают лучше понять материал через наглядные примеры.
Индивидуальный подход к каждому обучающемуся с ОВЗ – ключевой элемент успешного обучения. В зависимости от особенностей здоровья, преподаватель должен учитывать не только темп усвоения материала, но и способности к восприятию информации. Например, для обучающихся с нарушениями слуха важна четкая артикуляция, использование жестов, а также возможность читать текстовую информацию на экране. Для детей с нарушениями зрения полезными окажутся тактильные карты и крупный шрифт в учебных материалах. Важно помнить, что задания должны быть адаптированы не только по сложности, но и по форме выполнения.
На уроках географии особое внимание следует уделять групповым формам работы. Обучающиеся с ОВЗ часто чувствуют себя изолированными, и задачи, выполняемые в группе, могут помочь им лучше интегрироваться в коллектив. Например, в ходе обсуждения экологических проблем региона можно организовать работу в парах или небольших группах, где каждый обучающийся будет выполнять посильные задания. В таких группах обучающиеся могут обмениваться идеями, помогать друг другу, а педагог, в свою очередь, может наблюдать за процессом и корректировать работу групп в зависимости от их успехов.
Дифференцированные задания – важный инструмент в работе с детьми с ОВЗ. Например, при изучении климатических зон планеты, одни обучающиеся могут анализировать данные о температуре и влажности, другие – работать с картами и обозначать зоны на контурной карте. Это позволит каждому выбрать задание по своим возможностям, одновременно поддерживая общую учебную цель. Преподаватель должен предлагать задания разного уровня сложности, чтобы каждый обучающийся чувствовал себя вовлеченным в работу.
Технологии поддержки также играют важную роль в обучении детей с ОВЗ на уроках географии. Например, использование интерактивных досок и компьютеров открывает широкие возможности для демонстрации видеороликов, 3D-моделей, интерактивных карт, которые помогают создать наглядную и доступную для понимания учебную среду. Обучающимся с нарушениями опорно-двигательного аппарата могут быть полезны планшеты или ноутбуки, позволяющие работать с цифровыми материалами, не требующими значительных физических усилий.
Одним из эффективных приемов работы с обучающимися с ОВЗ является мотивирующая поддержка. Важно создавать положительный эмоциональный фон на уроке, поддерживать уверенность обучающихся в их способностях и подчеркивать их успехи. Например, при успешном выполнении задания можно предложить краткую публичную похвалу или дополнительное задание, которое подчеркивает успехи ребенка. Это помогает детям с ОВЗ почувствовать свою значимость и укрепить интерес к предмету.
Примером интеграции может служить ситуация, когда на уроке географии обучающиеся обсуждают тему "Человек и природа". Обучающиеся с ОВЗ, обладающие особыми знаниями или интересами в экологической сфере, могут подготовить небольшой доклад или презентацию на тему защиты окружающей среды. Такая деятельность не только подчеркивает их вклад в работу класса, но и помогает остальным обучающимся лучше понять их интересы и способности.
Немаловажную роль играет сотрудничество с родителями обучающихся с ОВЗ. Преподаватель должен регулярно информировать родителей о достижениях и возможных трудностях ребенка, а также предлагать способы поддержания его интереса к учебному процессу. Родители могут помочь адаптировать домашние задания, предложить идеи для занятий или выступить в качестве партнёров в создании комфортной образовательной среды.
Таким образом, использование различных приемов работы с обучающимися с ОВЗ на уроках географии помогает создать инклюзивную образовательную среду, в которой каждый ребенок чувствует себя важной частью коллектива. Это способствует не только лучшему усвоению учебного материала, но и развитию социальных и коммуникативных навыков, столь необходимых для успешной интеграции детей с ОВЗ в общество.
Список литературы
Лукина Е
.
В
.
Развитие познавательных процессов как компонентов УУД у учащихся с ОВЗ в процессе инклюзивного образования на уроках географии. Методическое пособие // Вестник науки и образования. 2018. №4 (40).
Михайлова, Е. Д. Современные цифровые средства обучения географии при работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья / Е. Д. Михайлова. —
Текст :
непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 22 (521). — С. 593-595.
Остапчук, Л. В. Индивидуальная работа с обучающимися с ОВЗ / Л. В. Остапчук. —
Текст :
непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 49 (339). — С. 414-416.