Приёмы работы с одаренными детьми (из опыта работы) | Габидуллина Гюзелия Габдулхаковна. Работа №349987
Эта статья о приемах работы с одаренными детьми.Самая главная задача учителей на первой этапе выявить среди учащихся одаренных детей. Первый шаг в работе с такой категорией детей – это диагностика, выявление одаренных, мотивированных, творческих детей. Наблюдение за школьниками проводим во время урочной и внеурочной деятельности.
Габидуллина Г.Г.
учитель биологии 1 категории
Приёмы работы с одаренными детьми (из опыта работы)
I этап - увлечь! Выявление одаренных детей.
Самый первый шаг в работе с такой категорией детей – это диагностика, выявление одаренных, мотивированных, творческих детей. Наблюдение за школьниками проводим во время урочной и внеурочной деятельности. В ходе наблюдений один учащийся поразил своей памятью, второй - умением рассказывать стихотворения, третий - удивил своей речью, четвёртый - способностью быстро и без ошибок решать математические задачи, пятый - предрасположенностью к спортивным успехам, у шестого - золотые руки.
Тот факт, что данные учащиеся были выделены с первых уроков, помогали нам развивать их в определенном, характерном для каждого направлении и прибавляли шансов достичь максимального уровня их развития.
II этап – раскрыть! Направления работы с одаренными детьми на уроке.
Основной прием – индивидуализация заданий. Для эффективной организации работы на этом этапе важно не только иметь богатый инструментарий для формирования у детей базовых предметных знаний. Важно иметь широкий арсенал индивидуальных, нестандартных, творческих заданий или заданий повышенной сложности.
С целью развития информационно коммуникативных компетенций у учащихся, активно работаем с компьютером, тем самым формируем более высокий уровень самообразовательных навыков, умений ориентироваться в потоке информации, умение выделять главное, обобщать, делать выводы. Часто на уроке и при подготовке конкурсных и олимпиадных заданий обращаемся к виртуальным словарям и энциклопедиям, сайтам с онлайн тестами. Используем средства Интернет и материалы мультимедийной продукции для творческой работы.
Следует признать нецелесообразным в условиях школы выделение одарённых учащихся в особые группы. Эти дети должны обучаться в классах вместе с другими детьми. Это позволяет создать условия для дальнейшей социальной адаптации одаренных детей и для максимально возможного развития всех учащихся.
III этап – развить! Внеурочная деятельность как средство развития одарённости.
Когда способности ребенка становятся очевидными, возникает необходимость их максимального развития. В рамках введения ФГОС второго поколения такая задача решается на внеурочных занятиях.
Самой распространенной формой организации внеурочной деятельности учащихся по интересам являются дополнительные занятия и кружки, система внеурочной проектно-исследовательской деятельности, которой присущи элементы творчества, новизны, формирования банка идей, приобретения опыта творчества.
Цель этих объединений по интересам – увлечь ребенка в определенной сфере науки, привести в действие программу творческих открытий, расширить спектр деятельности.
Одним из средств развития способностей является участие в олимпиадах и конкурсах. Подготовку к решению олимпиадных заданий проводим индивидуально.
Учащиеся с удовольствием участвуют и побеждают как в школьных, муниципальных конкурсах, так и во всероссийских, международных дистанционных интеллектуальных конкурсах: «Золотое руно», «Русский медвежонок», «КИТ», «Инфознайка» «Лисёнок».
При обучении одаренных детей отдельно уделяем внимание научно-исследовательской деятельности учащихся, которая способствует формированию сознания, самосознания и индивидуальности человека, а также формированию мотивации к получению новых знаний.
Задачи научно-исследовательской работы:
актуализация исследовательской потребности учащихся;
вовлечение учащихся в проектно-исследовательскую деятельность;
помощь в выработке индивидуальной стратегии познания;
создание условий, стимулирующих познавательную активность;
повышение результативности изучения предмета;
развитие личностных,
метапредметных
и
надпредметых
умений
учащихся через проектно-исследовательскую деятельность.
Принимая участие в школьной и муниципальных научно-практических конференциях, учащиеся имеют возможность проявить не только свои интеллектуальные способности, но и умение грамотно представить свою работу, выступать перед аудиторией, отстаивать свою точку зрения. Главными направлениями по работе с ними является индивидуальный подход и работа в группах, созданных на основе отбора по уровню знаний и способностей.
Хотелось бы отметить, что работа педагога с одаренными детьми — это сложный и никогда не прекращающийся процесс. Он требует от учителя личностного роста, хороших, постоянно обновляемых знаний в области психологии одаренных детей и их обучения, а также тесного сотрудничества с психологами, другими учителями и обязательно с родителями, необходим постоянный рост мастерства педагогической гибкости, умения отказаться оттого, что еще сегодня казалось творческой находкой и сильной стороной.