«Приемы работы с текстом в рамках деятельностного подхода в обучении» | Мой кабинет. Работа №351626
Особенностью стандарта нового поколения является соединение системного и деятельностного подхода в обучении.
Задача учителя сегодня — включить самого ученика в учебную деятельность, организовать процесс самостоятельного овладения детьми новыми знаниями, применения полученных знаний в решении познавательных, учебно-практических и жизненных проблем. Для решения этой задачи используется технология системно-деятельностного подхода.
Системно-деятельностный метод – основной инструмент деятельности педагога. Ученик теперь главный деятель на уроке. Во главе и в центре учебного процесса находится познавательная деятельность ученика, активная и как можно более самостоятельная.
Как же научить школьника самостоятельно работать на учебном занятии? Как обучить осознанному восприятию сути содержания учебного текста?
МБОУ Самарская ООШ № 2 Азовского района
Учитель начальных классов: Коцубинская Нина Александровна
25.03.2021г.
«Приемы работы с текстом в рамках деятельностного подхода в обучении»
« Единственный путь,
ведущий к знанию –
это деятельность»
Б. Шоу
Особенностью стандарта нового поколения является соединение системного и деятельностного подхода в обучении.
Задача учителя сегодня — включить самого ученика в учебную деятельность, организовать процесс самостоятельного овладения детьми новыми знаниями, применения полученных знаний в решении познавательных, учебно-практических и жизненных проблем. Для решения этой задачи используется технология системно-деятельностного подхода.
Системно-деятельностный метод – основной инструмент деятельности педагога. Ученик теперь главный деятель на уроке. Во главе и в центре учебного процесса находится познавательная деятельность ученика, активная и как можно более самостоятельная.
Нужно организовать урок так, чтобы дети самостоятельно овладевали новыми знаниями и самостоятельно же применяли эти знания в решении разнообразных проблем: познавательных, учебно-практических, жизненных.
Как же научить школьника самостоятельно работать на учебном занятии? Как обучить осознанному восприятию сути содержания учебного текста?
Работа с текстом является одной из главных задач на любом уроке.
Чтобы чтение стало продуктивным, ученики должны занимать активную позицию, осуществляя разнообразные мыслительные операции. При работе над текстом важно применять различные приёмы чтения, преследующие разные цели.
Я хочу рассказать о некоторых приемах работы, которые использую.
Приём «антиципации», предвосхищения, интуитивного предвидения возможных будущих событий. Учащимся предлагается прочитать название и предположить, о чём пойдёт речь в тексте? (Например, А.И.Введенский «Учёный Петя»). После чтения выясняют, совпали ли предположения с содержанием? Читатель превращается в своеобразного соавтора. Он сам «продолжает» авторский текст, сам мысленно «пишет» продолжение.
Строя гипотезу, ученик привлекает запас своих знаний по данному вопросу. Благодаря этому он заранее входит в круг обсуждаемых проблем, а затем активно сравнивает то, что высказано в тексте, с тем, что он знает из прошлого своего опыта.
Приём «кластер» — это графическая организация материала, показывающая смысловые поля того или иного понятия. (Слово кластер – в переводе означает пучок, созвездие.) Заключается в том, что ученик записывает в центре листа ключевое понятие, а от него рисует стрелки-лучи в разные стороны, они соединяют это слово с другими понятиями, от которых в свою очередь лучи расходятся далее. (Например, обобщающий урок по теме «Русские народные сказки»)
Приём «синквейн» - позволяет делать краткие выводы по результатам обработки представленной информации, подготавливает к исследовательской работе в будущем.
Это стихотворение из пяти строк, в котором автор выражает свое отношение к проблеме:
1 строка – одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна;
2 строка – два прилагательных, характеризующих ключевое слово;
3 строка – три глагола, показывающие действия понятия;
4 строка – короткое предложение, в котором отражено авторское отношение к понятию;
5 строка – резюме: одно слово, обычно существительное, через которое автор выражает свои чувства и ассоциации, связанные с понятием.
Использовать синквейн удобно на уроках литературного чтения для составления характеристики героя.
Например, лебедушка
добрая, заботливая.
летает ,заботится ,спасает
она спасла своих детей
мать
Чтение «Ловушка». Читаю стихотворение, заменяя некоторые слова и выражения. Дети замечают и исправляют ошибки в чтении.
Приём – «Чтение с остановками».
На начальной стадии урока учащиеся по названию текста определяют, о чём пойдёт речь в произведении. На основной части урока текст читается по частям. После чтения каждого фрагмента ученики высказывают предположения о дальнейшем развитии сюжета. Данная стратегия способствует выработке у учащихся внимательного отношения к точке зрения другого человека и спокойного отказа от своей, если она недостаточно аргументирована или аргументы оказались несостоятельными.
Приём «Написание творческих работ»
Провожу на этапе закрепления изученной темы. Например, детям предлагаю написать продолжение понравившегося произведения из раздела или самому написать сказку или стихотворение. Так же можно, чтобы дети самостоятельно придумали окончание сказки или изменили, которое написал автор.
Очень часто провожу следующую работу. Перед коллективным разбором какого-то произведения даю домашнюю работу: 1. Составить 2-3 вопроса по содержанию, чтобы проверить, как понят текст. 2. Найти дополнительную информацию в словарях, энциклопедиях. 3. Подготовить небольшое выступление о творчестве писателя.
В последнее время большое значение уделяется методу проектов, который способствует развитию творчества учащихся. Такие задания можно задать на дом. Важно отметить, что работа должна быть систематической, но следует избегать перенасыщенности от разнообразия приемов.
Таким образом, действия учеников становятся более активными, творческими и самостоятельными, а роль учителя всё более сводится к «режиссированию» этой активной, познавательной деятельности учащихся. Творчески раскрепощённые и эмоционально настроенные дети глубже чувствуют и понимают прочитанное.