Приемы работы со словарными словами на уроках русского языка с детьми в начальной школе | Жукова Елена Борисовна. Работа №345486
Аннотация: Статья посвящена приемам работы со словарными словами на уроках русского языка в начальной школе. Словарные слова занимают особое место в программе начальных классов, поскольку их правописание невозможно объяснить правилами орфографии. Для успешного усвоения таких слов младшими школьниками учителю необходимо использовать различные методические приемы, включающие игровые элементы, мнемотехники, визуальные и аудиальные методы, а также систематическое повторение. В статье представлены конкретные методы, которые помогают детям легко и эффективно запоминать словарные слова, а также развивать орфографическую зоркость и грамотность.
Ключевые слова: словарные слова, начальная школа, русский язык, приемы запоминания, орфографическая зоркость, игра, мнемотехника.
ПРИЕМЫ РАБОТЫ СО СЛОВАРНЫМИ СЛОВАМИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА С ДЕТЬМИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Жукова Елена Борисовна, учитель начальных классов
ГБОУ города Москвы «Школа № 1494»
Аннотация: Статья посвящена приемам работы со словарными словами на уроках русского языка в начальной школе. Словарные слова занимают особое место в программе начальных классов, поскольку их правописание невозможно объяснить правилами орфографии. Для успешного усвоения таких слов младшими школьниками учителю необходимо использовать различные методические приемы, включающие игровые элементы, мнемотехники, визуальные и аудиальные методы, а также систематическое повторение. В статье представлены конкретные методы, которые помогают детям легко и эффективно запоминать словарные слова, а также развивать орфографическую зоркость и грамотность.
Ключевые слова: словарные слова, начальная школа, русский язык, приемы запоминания, орфографическая зоркость, игра, мнемотехника.
Работа со словарными словами является важной частью изучения русского языка в начальной школе. Словарные слова — это те слова, правописание которых не подчиняется общим орфографическим правилам, поэтому их нужно запоминать. Младшим школьникам часто бывает трудно заучивать такие слова, так как они еще только начинают осваивать правила русского языка, и для них процесс запоминания может показаться сложным и скучным. В этой связи задача учителя — сделать процесс изучения словарных слов увлекательным и доступным, используя разнообразные методики и приемы, способствующие эффективному запоминанию и развитию орфографической грамотности у детей.
Одним из эффективных приемов работы со словарными словами является использование игровых методов. Игры создают благоприятную эмоциональную атмосферу на уроке, помогают детям расслабиться и воспринимать информацию с интересом. Например, можно использовать такие игры, как «Орфографическая цепочка», где ученики по очереди называют словарные слова, каждое из которых начинается с последней буквы предыдущего слова. Такой подход помогает детям не только запоминать слова, но и развивает их внимание и память.
Еще один популярный игровой метод — это игра «Найди ошибку». Учитель пишет на доске несколько словарных слов, но в некоторых из них специально допускает ошибки. Задача учеников — найти и исправить эти ошибки. Этот метод позволяет детям активнее включаться в процесс обучения и учит их внимательно относиться к правописанию. Также можно предложить детям «составить кроссворд» из словарных слов или организовать командное соревнование, в котором школьники соревнуются в знании правописания.
Кроме игровых методов, важным инструментом для запоминания словарных слов являются мнемотехнические приемы. Мнемотехника помогает сделать сложные слова более понятными и запоминаемыми за счет создания ассоциаций. Например, если детям сложно запомнить написание слова «жираф», учитель может предложить придумать историю о том, что у жирафа есть «шарф», который он накидывает на длинную шею. Благодаря таким ассоциациям слово легче откладывается в памяти. Можно также использовать рифмованные стишки или рифмы для запоминания написания слов. Например, для слова «корова» можно придумать фразу: «Корова ела траву и пошла к дровам», чтобы запомнить букву «о» в корне.
Визуальные методы также занимают важное место в работе со словарными словами. Ученики младших классов часто лучше воспринимают информацию через картинки и зрительные образы, поэтому использование наглядных пособий может значительно облегчить процесс запоминания. Например, учитель может показать картинки с изображением предметов, названия которых являются словарными словами, и попросить детей назвать их и записать правильно. Также можно создавать наглядные карточки с изображениями и подписями, где правильное написание слова выделено ярким цветом.
Кроме того, для более глубокого усвоения словарных слов полезно использовать методику многократного повторения. Повторение позволяет закрепить изученный материал и перенести его в долгосрочную память. Для этого на уроках можно организовать регулярные словарные диктанты, где учащиеся пишут слова, которые они уже изучили, а также новые слова. При этом важно, чтобы слова повторялись через определенные промежутки времени, что помогает лучше запомнить их правописание.
Одним из приемов, который помогает развивать орфографическую зоркость у детей, является использование специальных орфографических упражнений. Например, ученикам можно предложить заполнить пропуски в словах или вставить нужные буквы в слова, написанные с пропусками. Такие задания развивают внимание к деталям и помогают детям научиться видеть орфографические особенности слов.
Не менее важно включать словарные слова в контекстную работу. Учитель может предложить детям составить предложения или короткие рассказы, используя заданные словарные слова. Это не только способствует лучшему запоминанию, но и развивает умение использовать слова в речи. Контекстуальная работа помогает ученикам осознать, что словарные слова — это не просто отдельные единицы, которые нужно запомнить, но и важная часть их активного словарного запаса.
В процессе работы со словарными словами важно также развивать у детей самостоятельность. Ученикам можно предложить вести собственные «словарные тетради», куда они будут записывать новые слова, придумывать к ним ассоциации или рисовать небольшие иллюстрации. Ведение таких тетрадей помогает детям систематизировать знания и учит их ответственности за собственное обучение.
Также полезно включать элементы интерактивного обучения. Современные технологии предоставляют учителям множество возможностей для разнообразия учебного процесса. Например, существуют различные образовательные приложения и игры для планшетов и компьютеров, которые помогают детям в игровой форме запоминать словарные слова. Такие программы часто имеют интерактивные задания, которые делают процесс обучения увлекательным и динамичным.
Таким образом, работа со словарными словами на уроках русского языка в начальной школе требует от учителя использования различных методик, направленных на активизацию мыслительной деятельности и развитие интереса к учебе у детей. Игровые методы, мнемотехника, визуальные и интерактивные инструменты помогают сделать процесс запоминания словарных слов более эффективным и интересным для младших школьников. Важно, чтобы учитель не только давал ученикам слова для заучивания, но и развивал у них орфографическую зоркость, внимание к языковым деталям и самостоятельность в изучении новых слов.
Список литературы
Андрюхова
, Л. Л. Уроки развития речи в начальной школе.
Методика и практика преподавания / Л. Л.
Андрюхова
. -
Ростов
-на-Дону:
Феникс, 2016 - 320 с.
Бобровская, Г. В. Обогащение словаря младших школьников / Г.В. Бобровская // Начальная школа - 2015 - №6. - С.76-80.
Канакина
, В. П. Особенности лексики младших школьников //
Начальная школа. - 2015 - № 6.- С. 73-74.
Рамзаева
, Т. Г. Методика обучения русскому языку в начальных
классах / Т. Г.
Рамзаева
, М. Р. Львов. - Москва: Просвещение, 2019 - 329 с.
Шаламова, М. И. Методы и приемы работы со словарными словами в начальной школе / М. И. Шаламова, Н. В.
Гамова
. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 7 (297). — С. 259-262. — URL: https://moluch.ru/archive/297/67352/ (дата обращения: 01.10.2024).