Приемы развития орфографической зоркости на уроках русского языка у учащихся начальных классов | Чащина Любовь Александровна. Работа №345433
Приемы развития орфографической зоркости на уроках русского языка у учащихся начальных классов
Приемы развития орфографической зоркости на уроках русского языка у учащихся начальных классов
Приемы развития орфографической зоркости на уроках русского языка у учащихся начальных классов
Приемы развития орфографической зоркости на уроках русского языка у учащихся начальных классов
Приемы развития орфографической зоркости на уроках русского языка у учащихся начальных классов
Приемы развития орфографической зоркости на уроках русского языка у учащихся начальных классов
Приемы развития орфографической зоркости на уроках русского языка у учащихся начальных классов
Приемы развития орфографической зоркости на уроках русского языка у учащихся начальных классов
Приемы развития орфографической зоркости на уроках русского языка у учащихся начальных классов
Приемы развития орфографической зоркости на уроках русского языка у учащихся начальных классов
Приемы развития орфографической зоркости на уроках русского языка у учащихся начальных классов
Приемы развития орфографической зоркости на уроках русского языка у учащихся начальных классов
Мастер-класс «Приёмы развития орфографической зоркости на уроках русского языка у учащихся начальных классов»
Венгерина Л.И.
учитель начальных классов
МБОУ СОШ № 1 г. Оханска
Ход мастер-класса
1. Демотиватор.
2. Распределение участников мастер-класса на группы.
3. Задания для участников группы.
4. Игра «Убей муху» (проверка знаний)
5. Рефлексия. На каждую букву слова «сказка» напишите те качества, которые пригодились вам сегодня.
Учителей начальных классов, и меня волнует проблема грамотного письма учащихся. Как сделать так, чтобы количество ошибок уменьшалось, а письмо стало бы осознанным и грамотным? Хорошо, когда ребенку «дано» от Бога: правила чувствует интуитивно и пишет правильно. Но таких обучающихся - единицы. Больше детей, которые знают правила, а пишут неграмотно. Вывод напрашивается сам: ученики должны знать правила и уметь их применять. В чем же причина неумелого применения правил? Очевидно, в неумении видеть нужную орфограмму. Считаю, в современной школе одной из главных задач обучения русскому языку школьников является формирование орфографической грамотности, которая составляет основу языковой культуры, обеспечивая точность выражения мысли и взаимопонимания в письменном общении. Все вы, уважаемые коллеги, владеете приемами работы по развитию орфографической зоркости.
Я взяла на себя смелость показать вам некоторые приемы, которые кажутся мне интересными и эффективными. Буду рада, если вы увидите что-то новое для себя. Над темой “Развитие орфографической зоркости младших школьников” работаю 3 года. Хотелось бы поделиться своими наработками, т. е. провести Мастер-класс, для того, чтобы привлечь вас уважаемые коллеги к совместной работе.
Есть замечательные слова Анатоля Франса.
«Учиться надо только весело.
Чтобы переварить знания,
Надо поглощать их с аппетитом!»
Сегодня я хочу поделиться с вами своим опытом. Мне нужна будет ваша помощь. А чтобы наша работа была интересной и продуктивной, давайте познакомимся с условиями нашей мастерской:
участвуй.
будь открыт и активен;
высказывай свою точку зрения в диалоге;
учись, делись опытом, твори, выдумывай, пробуй;
будь готов к совместному творчеству;
создай настроение радости и поддержки.
- Вы готовы принять данные условия? Как вы думаете, у нас получится?
Итак, все готовы к сотрудничеству.
Перед вами на слайде буквы.
- Какие мысли приходят вам в голову при виде этих букв? (а, о, е, и, я; б, п, в, ф, г, к, д, т, ж, ш, з, с)
(- орфограммы корня; эти буквы могут являться опасным местом в разных частях слова)
- Правильно, эти буквы могут являться опасным местом в разных частях слова, в основных тринадцати орфограммах начальной школы.
№п/п
Орфограмма
1
Безударные гласные в корне (проверяемые и непроверяемые)
2
Звонкие и глухие согласные
3
Непроизносимые согласные
4
Разделительный ь
5
Разделительный ъ
6
Раздельное написание предлогов, слитное написание приставок
7
Заглавная буква в именах собственных
8
Заглавная буква в начале предложения
9
Сочетания жи, ши, ча, ща, чу, щу
10
ь на конце имен существительных после шипящих
11
Безударные окончания имен существительных
12
Правописание окончаний имен прилагательных -ого,
-его
13
Правописание безударных личных окончаний глаголов
-Я расскажу вам, как учу детей видеть эти опасные места и предупреждать ошибки, вы обязательно попробуете сами всё это проделать.
- Для начала познакомимся с графическим изображением орфограмм.
Графическое изображение орфограмм
М, С, Н, А…
Жи
,
ши
,
ча
,
ща
, чу,
щу
сл
сл
сл
сл
сл
а, и, е, о, я,…
е
,
и
,
а
,
о
и – е, о – а, я (и, е)
б з в
г
д ж
гласная?
п с ф к т ш
В
ь
ю
,
п
ью,
ш
ью,
л
ью
мья, лья, пья, вьи
(я, е, е, и, ю)
Въе
,
подъе
,
съе
,
объя
,
разъя
, (
ъ
)
ль,
рь
,
нь
,
ть
у дороги, над морем
з
а
, н
а
, н
а
д… (
зананад
) иностранное слово
по, про, до, ото
с
, сдача, сжег, сгреб,…
з
десь,
з
дание,
з
доровье, здравствуйте
Ж
Ш
Ч
Щ
-
яя
(ж. р.
), -
ая
(ж. р.),
-
ой (м. р.),
-
ый
(м.
р
),
-
ий
(м.
р
),
-
ое
(с
р
.р.),
-
ее (ср. р).
не
,
не хочу,
не купается, не учу,…
ж
ж
нн
, мм,
лл
,
жж
,
сс
,…
Д Т В Л
здравствуйте-здра
в
ие
звездный – звезды
–ешь,
-ишь -2
лицо, ед.ч
(
сочиняем частушки, стихи) юмор
А дальше по правилам – активные участники сами ученики.
Лото «Ромашка»
У каждого ученика карточки со словами. К доске прикрепляется ромашка с 30 лепестками, на обратной стороне которой написаны слова. Вынимаем по одному лепестку и читаем слово: например: лёд. Все внимательно читают слова на своих карточках и, если встретят родственное слово слову лёд, закрывают его фишкой. Игра считается законченной, если кто-нибудь закроет все слова. Он поднимает руку и можно его проверить. Проверить так, выигравший ученик читает первое слово, остальные отыскивают ему родственное, оно должно быть закрыто фишкой и называют их. Потом можно обменять карточки и играть дальше.
Слова на лепестках:
Гора, писать, рука, ветер, дуб, белый, лёд, сад, ель, волк, рыба, лететь, учить, клей, говорить, бинт, трус, город, бегать, коса, гриб, пила, холод, лук, храбрый, даль, груз, хлеб, плакать, работа.
Какографические упражнения
Этот приём позволяет изменить, в определённой степени, манеру общения учителя и детей – общение становится более живым.
Например, на уроке русского языка во 2 классе, (этап повторения ранее изученного) даю задание: списать с доски в тетрадь предложение
У гришы жыл Кот рыжык
Вдруг раздаётся возглас: «А там неправильно!»
- Не может быть ! – удивляюсь я.
И тогда дети доказывают то, что :
- в конце предложения ставится точка;
- сочетания ЖИ и ШИ пишутся с буквой И ;
- имена людей и клички животных пишутся с большой буквы;
- названия животных пишутся с маленькой буквы, так как это не имена собственные.
Какографические упражнения можно давать на любом уроке (повторения, закрепления пройденного материала; изучении нового материала или нестандартном уроке, а также на интегрированных уроках) , только в незначительных размерах. Если слова, то 8-10, если предложения, то 2-3, в которых допущено 3-5 ошибок