Приёмы развития познавательной активности обучающихся как средство формирования естественнонаучной грамотности на уроках биологии | Мороз Светлана Васильевна. Работа №352204
Аннотация. Формирование естественнонаучной грамотности у школьников является одной из ключевых задач современного образования. Для достижения этой цели важно развивать познавательную активность учащихся, вовлекая их в процесс исследования и поиска знаний. В статье представлены эффективные приемы и подходы, способствующие активному участию школьников в изучении биологии, а также примеры их практического применения на уроках. Рассматриваются методы, стимулирующие интерес к предмету, развитие критического мышления и навыков самостоятельной работы.
Ключевые слова: естественнонаучная грамотность, познавательная активность, критическое мышление, методы обучения, биология, школьное образование.
Приёмы развития познавательной активности обучающихся как средство формирования естественнонаучной грамотности на уроках биологии
Мороз Светлана Васильевна, учитель биологии
Государственное бюджетное учреждение
общеобразовательная организация Запорожской области
«Средняя общеобразовательная школа № 13» г. Мелитополь
Аннотация. Формирование естественнонаучной грамотности у школьников является одной из ключевых задач современного образования. Для достижения этой цели важно развивать познавательную активность учащихся, вовлекая их в процесс исследования и поиска знаний. В статье представлены эффективные приемы и подходы, способствующие активному участию школьников в изучении биологии, а также примеры их практического применения на уроках. Рассматриваются методы, стимулирующие интерес к предмету, развитие критического мышления и навыков самостоятельной работы.
Ключевые слова: естественнонаучная грамотность, познавательная активность, критическое мышление, методы обучения, биология, школьное образование.
Современное образование направлено на формирование у школьников навыков и компетенций, которые позволяют им понимать и анализировать научные данные, применять их в повседневной жизни и принимать осознанные решения. Важным компонентом естественнонаучной грамотности является умение решать проблемы, основанные на биологических знаниях. Одним из наиболее эффективных способов достижения этой цели является развитие познавательной активности обучающихся, что требует от учителя тщательной проработки методов и приемов организации урока.
Одним из центральных приемов развития познавательной активности является использование проблемного обучения. Например, урок биологии можно начать с постановки вопроса, связанного с повседневной жизнью школьников: «Почему растения зимой не погибают в спящем состоянии?» или «Как экосистема пруда влияет на качество воды?» Подобные вопросы вызывают у учеников интерес и желание искать ответы. На следующем этапе урока учитель направляет учащихся на самостоятельное изучение материалов или проведение эксперимента, что способствует развитию навыков анализа, синтеза и умения работать с информацией.
Еще одним эффективным приемом является организация проектной деятельности. Темы проектов могут быть связаны с актуальными экологическими или биологическими проблемами, например: «Влияние антропогенной нагрузки на городские растения» или «Эффективные способы раздельного сбора мусора в школе». Ученики сами выбирают тему, проводят исследования, собирают данные и представляют свои выводы в различных формах — от презентации до постера или видеоролика. Такой подход не только развивает естественнонаучную грамотность, но и формирует у детей навыки работы в команде и критического мышления.
Использование ролевых игр и моделирования также является мощным инструментом для вовлечения учеников. Например, в рамках изучения темы «Влияние факторов среды на организм» можно организовать дискуссию, где каждый ученик выступает в роли представителя определенной экологической группы (ученый-эколог, представитель бизнеса, активист природоохранной организации). Во время обсуждения школьники анализируют информацию, пытаются обосновать свою точку зрения и находят компромиссные решения. Такой формат урока развивает способность к аргументации, поиску решений и оценке последствий.
Не менее важным элементом является использование практических и лабораторных работ, которые позволяют школьникам самостоятельно исследовать биологические явления. Например, при изучении структуры растений ученики могут использовать микроскопы для анализа клеточного строения, а при изучении темы «Фотосинтез» провести эксперимент с ростом растений в различных условиях освещения. Такие задания не только укрепляют знания, но и формируют навыки исследования и анализа, что крайне важно для естественнонаучной грамотности.
Интерактивные технологии играют значительную роль в повышении познавательной активности. Учитель может использовать цифровые платформы и приложения, такие как виртуальные лаборатории или симуляторы экосистем. Например, программа "Explore Learning" позволяет моделировать экологические процессы и проводить виртуальные эксперименты. Это особенно актуально, если ресурсы школы ограничены, а демонстрация экспериментов невозможна.
Эффективным способом мотивации является использование межпредметных связей. Например, изучение темы «Генетика» можно дополнить материалами из истории (история открытия ДНК) и литературы (книги о научных открытиях). Также биологические знания можно применить для решения математических задач: расчет вероятности наследования признаков или анализ данных о популяции. Такой подход помогает школьникам увидеть взаимосвязь между разными науками и понять, как биология вписывается в общий контекст знаний.
Особое место занимает рефлексия как метод развития осознанного отношения к процессу обучения. По завершении урока или проекта ученикам предлагается оценить, что нового они узнали, какие навыки они развили и где можно применить полученные знания. Например, после эксперимента по изучению факторов роста растений школьники могут обсудить, как их выводы могут быть полезны для улучшения условий выращивания растений дома или на школьном участке.
Для формирования естественнонаучной грамотности важно также развивать критическое мышление учащихся. На уроках можно использовать метод анализа научных статей, где школьники учатся определять цель исследования, основные результаты и делать выводы. Примером может служить обсуждение данных о влиянии изменения климата на популяцию животных. Школьники могут анализировать информацию, представлять свои гипотезы и предлагать возможные решения.
Подводя итоги, следует отметить, что развитие познавательной активности является неотъемлемой частью формирования естественнонаучной грамотности на уроках биологии. Проблемное обучение, проектная деятельность, ролевые игры, лабораторные работы и использование современных технологий способствуют вовлечению учащихся в процесс познания. Эти приемы не только делают обучение более интересным, но и формируют у школьников важные компетенции, которые пригодятся им как в дальнейшей учебе, так и в повседневной жизни.
Список литературы
Дерешева
Н. М.
, Ременникова
Е. Ю.
И
спользование приёмов информационно-коммуникационных технологий на уроках биологии и химии для развития естественнонаучной грамотности обучающихся // Вестник ХГУ им. Н. Ф. Катанова. 2022. №2 (40).
URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-priyomov-informatsionno-kommunikatsionnyh-tehnologiy-na-urokah-biologii-i-himii-dlya-razvitiya-estestvennonauchnoy
Заграничная
Н. А.
, Паршутина
Л. А.
Методы формирования естественнонаучной грамотности учащихся основной школы: интегративный подход // Школьные технологии. 2017.
№3. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/metody-formirovaniya-estestvennonauchnoy-gramotnosti-uchaschihsya-osnovnoy-shkoly-integrativnyy-podhod
Никишова
Е. А.
Формирование у
обучающихся
читательской и естественнонаучной грамотности при изучении биологии // Педагогические измерения. 2019.
№2. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-u-obuchayuschihsya-chitatelskoy-i-estestvennonauchnoy-gramotnosti-pri-izuchenii-biologii
Филиппова
П. А.
,
Завальцева
О. А.
, Мишина
О. С.
Т
ехнологии формирования компетенций естественнонаучной грамотности у обучающихся на уроках биологии в школе // Проблемы современного педагогического образования. 2022. №75-1.
URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/tehnologii-formirovaniya-kompetentsiy-estestvennonauchnoy-gramotnosti-u-obuchayuschihsya-na-urokah-biologii-v-shkole