Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 17.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Приемы рефлексии в работе логопеда | Кудина Маргарита Васильевна. Работа №317442

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Что же такое рефлексия?  Слово рефлексия происходит от латинского reflexio – обращение назад.  Словарь иностранных слов определяет рефлексию как размышление о своем внутреннем состоянии, самопознание. Толковый словарь русского языка трактует рефлексию как самоанализ.  В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её  результатов. Рефлексия направлена на осознание пройденного пути, на сбор в общую копилку замеченного, обдуманного, понятого каждым. Её цель не просто уйти  с зафиксированным результатом, а выстроить смысловую цепочку, сравнить способы и методы, применяемые другими со своими собственными. 

Именно рефлексия помогает  формировать желание и умение учиться, обнаруживать незнание в своих знаниях. Рефлексия является своеобразным показателем активности для родителя как субъекта учебной деятельностиВ статье подробно описаны приемы рефлексии, которые может использовать учитель-логопед  в работе с родителями при коллективных традиционных формах работы. Таких как собрания, открытые уроки, брей ринги и другие. Эта статья поможет в работе не только учителям-логопедам, но и всем педагогам-дошкольникам. работающим с детьми как с категорией ОВЗ (нарущение речи), так и с нормой речевого развития.

Автор: учитель-логопед, высшая категория

Кудина Маргарита Васильевна

 

Рефлексия.

Приемы рефлексии при работе учителя-логопеда с родителями.

 

Что же такое рефлексия? 
Слово рефлексия происходит от латинского reflexio – обращение назад. 
Словарь иностранных слов определяет рефлексию как размышление о своем внутреннем состоянии, самопознание.
Толковый словарь русского языка трактует рефлексию как самоанализ. 
В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её  результатов.
Рефлексия направлена на осознание пройденного пути, на сбор в общую копилку замеченного, обдуманного, понятого каждым. Её цель не просто уйти с зафиксированным результатом, а выстроить смысловую цепочку, сравнить способы и методы, применяемые другими со своими собственными. 
Именно рефлексия помогает формировать желание и умение учиться, обнаруживать незнание в своих знаниях. Рефлексия является своеобразным показателем активности для родителя как субъекта учебной деятельности

У рефлексии можно условно выделить на следующие этапы:
1 этап-анализ своего настроения, анализ своих успехов
2 этап-анализ работы одноклассников
3 этап-анализ работы группы как своей, так и других.

При выборе того или иного вида рефлексии следует учитывать:
    цель занятия;
    содержание и трудности учебного материала;
    тип занятия;
    способы и методы обучения;
    возрастные и психологические особенности учащихся.

Исходя из функций рефлексии предлагается следующая классификация:
- рефлексия настроения и эмоционального состояния;
- рефлексия деятельности;
- рефлексия содержания учебного материала;
- рефлексия как способ обратной связи.

 

«Светофор»

Родители выбирают один из цветов для того, чтобы высказать своё мнение

Красный – нет (что не понравилось, ошибки), желтый – не совсем (сомнения, трудности) и зеленый – да (что понравилось, что получилось). 

"Чемодан, Корзина, Мясорубка"

Родителю предлагается 3 изображения: чемодан, мясорубка, корзина. К каждому изображению крепят листочки, на которых написано: что было интересно, что нужно додумать, что не нужно.

«Солнышко»

На доске прикреплён круг от солнышка, родителям раздаются лучики двух цветов жёлтого и коричневого цветов. Лучики нужно прикрепить к солнышку: желтого – мне понравилось, получили много интересной информации; коричневого цвета – не интересно, не было полезной информации.

«Солнышко и тучка»

Родителям предлагаю сравнить свое настроение с тучкой или солнышком. Если хорошее настроение, выбирают солнышко, если не очень, то тучку.

 

 

«Гномики»

Для того, чтобы выразить своё мнение можно выбрать одного из гномиков.

Радостный – всё хорошо, грустный – не понравилось.

Рефлексия «7 гномиков». 1 гномик: мне понравилось, 2гномик: задания были трудные для меня, 3: я узнал много нового, было интересно, 4: мне было безразлично, 5: скучал, 6: мне грустно, 7: всё перепуталось в голове.

 

« Букет настроения»

При помощи бумажных цветов красного или голубого цвета родителям предлагается выразить эмоции. На доске изображена ваза. Если понравилось, и узнали что-то новое, то прикрепите к вазе красный цветок, если не понравилось, - голубой». «Наряди ёлочку» - На доске из

«Идеал»

Прием развития критического мышления.

Стратегия позволяет формировать:

умения определять пробу, находить и формулировать пути решения проблемы, выбирать сильное решение.

Пример.

Интересно в чем проблема? Необходимо сформулировать проблему. Лучше, если формулировка будет начинаться со слова Как.

Давайте найдем как можно больше решений данной проблемы. Предлагаются все возможные способы и пути решения стоящей проблемы.

Есть ли хорошие решения? Выбираются из множества предложенных решений хорошие, эффективные.

А теперь выберем единственное решение. Выбирается самое сильное решение проблемы.

 

«Шесть шляп» был впервые предложен английским психологом и писателем Эдвардом де Боно. Прием помогает развивать параллельное мышление, увидеть ситуацию с различных точек зрения, представить многогранность проблемы и выявить наиболее оптимальный путь ее решения. Каждая выбирает себе одну шляпу (по жребию или по желанию).

Цвет шляпы определяет направление развития мысли:

Белая — нейтральная. Поэтому участники этой группы оперируют только фактами. То есть доказывают, почему все произошло именно так, а не иначе.

Желтая — солнечная, радостная, позитивная. Участники этой группы ищут выгоды предложенного решения, обрисовывают только положительные моменты.

Черная — негативная, мрачная, отрицающая. Эта группа должна высказать сомнение, найти аргументы против.

Красная — эмоции. Эта группа высказывает только эмоциональное восприятие заданной ситуации, без обоснования своих выводов.

Зеленая — творческая, креативная. Участники этой группы предлагают новые решения заданной ситуации, которые могут быть самыми фантастическими и неожиданными.

А также:

Синяя — нейтральная, оценочная. По сути, в этой группе собираются эксперты, аналитики, которые оценивают предложения всех групп и находят оптимальное решение.

 

"Острова"

На большом листе бумаги рисуется карта с изображением эмоциональных "островов": оадости, о.Грусти, о.Недоумения, о.Тревоги, о.Ожидания, о.Просветления, о.Воодушевления, о.Удовольствия, о.Наслаждения, Бермудский треугольник и др.
Карта островов вывешивается на доске (стене) и каждому участнику взаимодействия предлагается выйти к карте и маркером нарисовать свой кораблик в соответствующем районе карты, который отражает душевное, эмоционально-чувственное состояние участника после состоявшегося взаимодействия.

«Опросник»

Предлагает толстые и тонкие вопросы, при котором «тонкие» предполагают краткие ответы, а «толстые» - проблемные, требующие глубокого осмысления, рассуждений, поиска дополнительной информации и знаний, аргументированного ответа. Они используется на стадии вызова (вопросы до изучения темы), т.е. вопросы, на которые родители хотели бы получить ответы

Толстые вопросы: Дайте 3 объяснения, почему...? Объясните, почему...? Почему Вы думаете ...? Почему Вы считаете ...? В чем различие ...? Предположите, что будет, если..? Что, если ... ? и др. Тонкие вопросы:

«Рефлексивная мишень».

На доске рисуется мишень, которая делится на сектора. В каждом из секторов записываются параметры- вопросы рефлексии состоявшейся деятельности. Например, оценка содержания, оценка форм и методов проведения мероприятия, оценка деятельности педагога, оценка своей деятельности. Участник ставит метки в сектора соответственно оценке результата: чем ближе к центру мишени, тем ближе к десятке, на краях мишени оценка ближе к нулю. Затем проводят её краткий анализ.

 

«Яблоня»

Способ организации рефлексии в конце какого-либо мероприятия. Участники пишут на символических яблоках:

на красных – то, что унесут с собой (сложить их в символическую корзину);

на зеленых – то, что они не поняли (повесить яблоко на символическое дерево);

на жёлтыхто, что не понравилось (положить его под дерево). 

«Химс» 
способ организации рефлексии обратной связи в конце занятия. Каждый родитель на карточках пишет: Х – что было хорошего; И – что было интересно; М – что мешало работе; С – что взял бы с собой. Затем листочки вывешиваются на доску, либо участники приклеивают свои карточки к 4-м большим плакатам, лежащим на полу.

 

приём скинвейна, который помогает выяснить отношение к изучаемой проблеме, соединить старое знание и осмысление нового.

«Рефлексивый ринг»

Обычно в конце мероприятия подводятся его итоги, обсуждение того, что узнали, и того, как работали – т.е. каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы. Родители по кругу высказываются одним предложением,

«Корзина идей» 
Родители записывают на листочках свое мнение о мероприятии, все листочки кладутся в корзину (коробку, мешок), затем выборочно учителем зачитываются мнения и обсуждаются ответы. Учащиеся мнение на листочках высказывают анонимно. 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×