Приемы рефлексии в работе логопеда | Кудина Маргарита Васильевна. Работа №317442
Что же такое рефлексия? Слово рефлексия происходит от латинского reflexio – обращение назад. Словарь иностранных слов определяет рефлексию как размышление о своем внутреннем состоянии, самопознание. Толковый словарь русского языка трактует рефлексию как самоанализ. В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её результатов. Рефлексия направлена на осознание пройденного пути, на сбор в общую копилку замеченного, обдуманного, понятого каждым. Её цель не просто уйти с зафиксированным результатом, а выстроить смысловую цепочку, сравнить способы и методы, применяемые другими со своими собственными.
Именно рефлексия помогает формировать желание и умение учиться, обнаруживать незнание в своих знаниях. Рефлексия является своеобразным показателем активности для родителя как субъекта учебной деятельностиВ статье подробно описаны приемы рефлексии, которые может использовать учитель-логопед в работе с родителями при коллективных традиционных формах работы. Таких как собрания, открытые уроки, брей ринги и другие. Эта статья поможет в работе не только учителям-логопедам, но и всем педагогам-дошкольникам. работающим с детьми как с категорией ОВЗ (нарущение речи), так и с нормой речевого развития.
Автор: учитель-логопед, высшая категория
Кудина Маргарита Васильевна
Рефлексия.
Приемы рефлексии при работе учителя-логопеда с родителями.
Что же такое рефлексия?
Слово рефлексия происходит от латинского reflexio – обращение назад.
Словарь иностранных слов определяет рефлексию как размышление о своем внутреннем состоянии, самопознание.
Толковый словарь русского языка трактует рефлексию как самоанализ.
В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её результатов.
Рефлексия направлена на осознание пройденного пути, на сбор в общую копилку замеченного, обдуманного, понятого каждым. Её цель не просто уйти с зафиксированным результатом, а выстроить смысловую цепочку, сравнить способы и методы, применяемые другими со своими собственными.
Именно рефлексия помогает формировать желание и умение учиться, обнаруживать незнание в своих знаниях. Рефлексия является своеобразным показателем активности для родителя как субъекта учебной деятельности
У рефлексии можно условно выделить на следующие этапы:
1 этап-анализ своего настроения, анализ своих успехов
2 этап-анализ работы одноклассников
3 этап-анализ работы группы как своей, так и других.
При выборе того или иного вида рефлексии следует учитывать:
⦁ цель занятия;
⦁ содержание и трудности учебного материала;
⦁ тип занятия;
⦁ способы и методы обучения;
⦁ возрастные и психологические особенности учащихся.
Исходя из функций рефлексии предлагается следующая классификация:
- рефлексия настроения и эмоционального состояния;
- рефлексия деятельности;
- рефлексия содержания учебного материала;
- рефлексия как способ обратной связи.
«Светофор»
Родители выбирают один из цветов для того, чтобы высказать своё мнение
Красный – нет (что не понравилось, ошибки), желтый – не совсем (сомнения, трудности) и зеленый – да (что понравилось, что получилось).
"Чемодан, Корзина, Мясорубка"
Родителю предлагается 3 изображения: чемодан, мясорубка, корзина. К каждому изображению крепят листочки, на которых написано: что было интересно, что нужно додумать, что не нужно.
«Солнышко»
На доске прикреплён круг от солнышка, родителям раздаются лучики двух цветов жёлтого и коричневого цветов. Лучики нужно прикрепить к солнышку: желтого – мне понравилось, получили много интересной информации; коричневого цвета – не интересно, не было полезной информации.
«Солнышко и тучка»
Родителям предлагаю сравнить свое настроение с тучкой или солнышком. Если хорошее настроение, выбирают солнышко, если не очень, то тучку.
«Гномики»
Для того, чтобы выразить своё мнение можно выбрать одного из гномиков.
Радостный – всё хорошо, грустный – не понравилось.
Рефлексия «7 гномиков». 1 гномик: мне понравилось, 2гномик: задания были трудные для меня, 3: я узнал много нового, было интересно, 4: мне было безразлично, 5: скучал, 6: мне грустно, 7: всё перепуталось в голове.
« Букет настроения»
При помощи бумажных цветов красного или голубого цвета родителям предлагается выразить эмоции. На доске изображена ваза. Если понравилось, и узнали что-то новое, то прикрепите к вазе красный цветок, если не понравилось, - голубой». «Наряди ёлочку» - На доске из
«Идеал»
Прием развития критического мышления.
Стратегия позволяет формировать:
умения определять пробу, находить и формулировать пути решения проблемы, выбирать сильное решение.
Пример.
Интересно в чем проблема? Необходимо сформулировать проблему. Лучше, если формулировка будет начинаться со слова Как.
Давайте найдем как можно больше решений данной проблемы. Предлагаются все возможные способы и пути решения стоящей проблемы.
Есть ли хорошие решения? Выбираются из множества предложенных решений хорошие, эффективные.
А теперь выберем единственное решение. Выбирается самое сильное решение проблемы.
«Шесть шляп» был впервые предложен английским психологом и писателем Эдвардом де Боно. Прием помогает развивать параллельное мышление, увидеть ситуацию с различных точек зрения, представить многогранность проблемы и выявить наиболее оптимальный путь ее решения. Каждая выбирает себе одну шляпу (по жребию или по желанию).
Цвет шляпы определяет направление развития мысли:
Белая — нейтральная. Поэтому участники этой группы оперируют только фактами. То есть доказывают, почему все произошло именно так, а не иначе.
Желтая — солнечная, радостная, позитивная. Участники этой группы ищут выгоды предложенного решения, обрисовывают только положительные моменты.
Черная — негативная, мрачная, отрицающая. Эта группа должна высказать сомнение, найти аргументы против.
Красная — эмоции. Эта группа высказывает только эмоциональное восприятие заданной ситуации, без обоснования своих выводов.
Зеленая — творческая, креативная. Участники этой группы предлагают новые решения заданной ситуации, которые могут быть самыми фантастическими и неожиданными.
А также:
Синяя — нейтральная, оценочная. По сути, в этой группе собираются эксперты, аналитики, которые оценивают предложения всех групп и находят оптимальное решение.
"Острова"
На большом листе бумаги рисуется карта с изображением эмоциональных "островов": о.Радости, о.Грусти, о.Недоумения, о.Тревоги, о.Ожидания, о.Просветления, о.Воодушевления, о.Удовольствия, о.Наслаждения, Бермудский треугольник и др.
Карта островов вывешивается на доске (стене) и каждому участнику взаимодействия предлагается выйти к карте и маркером нарисовать свой кораблик в соответствующем районе карты, который отражает душевное, эмоционально-чувственное состояние участника после состоявшегося взаимодействия.
«Опросник»
Предлагает толстые и тонкие вопросы, при котором «тонкие» предполагают краткие ответы, а «толстые» - проблемные, требующие глубокого осмысления, рассуждений, поиска дополнительной информации и знаний, аргументированного ответа. Они используется на стадии вызова (вопросы до изучения темы), т.е. вопросы, на которые родители хотели бы получить ответы
Толстые вопросы: Дайте 3 объяснения, почему...? Объясните, почему...? Почему Вы думаете ...? Почему Вы считаете ...? В чем различие ...? Предположите, что будет, если..? Что, если ... ? и др. Тонкие вопросы:
«Рефлексивная мишень».
На доске рисуется мишень, которая делится на сектора. В каждом из секторов записываются параметры- вопросы рефлексии состоявшейся деятельности. Например, оценка содержания, оценка форм и методов проведения мероприятия, оценка деятельности педагога, оценка своей деятельности. Участник ставит метки в сектора соответственно оценке результата: чем ближе к центру мишени, тем ближе к десятке, на краях мишени оценка ближе к нулю. Затем проводят её краткий анализ.
«Яблоня»
Способ организации рефлексии в конце какого-либо мероприятия. Участники пишут на символических яблоках:
на красных – то, что унесут с собой (сложить их в символическую корзину);
на зеленых – то, что они не поняли (повесить яблоко на символическое дерево);
на жёлтых– то, что не понравилось (положить его под дерево).
«Химс»
способ организации рефлексии обратной связи в конце занятия. Каждый родитель на карточках пишет: Х – что было хорошего; И – что было интересно; М – что мешало работе; С – что взял бы с собой. Затем листочки вывешиваются на доску, либо участники приклеивают свои карточки к 4-м большим плакатам, лежащим на полу.
приём скинвейна, который помогает выяснить отношение к изучаемой проблеме, соединить старое знание и осмысление нового.
«Рефлексивый ринг»
Обычно в конце мероприятия подводятся его итоги, обсуждение того, что узнали, и того, как работали – т.е. каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы. Родители по кругу высказываются одним предложением,
«Корзина идей»
Родители записывают на листочках свое мнение о мероприятии, все листочки кладутся в корзину (коробку, мешок), затем выборочно учителем зачитываются мнения и обсуждаются ответы. Учащиеся мнение на листочках высказывают анонимно.