Приемы смыс лового чтения для форм ирования орфо графической зорк ости | Горохова Светлана Игоревна. Работа №306775
Рекомендации для формирования орфографической зоркости у учащихся начальных классов.
Важно снач ала науч ить детей став ить перед собой орфо графические задачи, а затем уже пост епенно учить их решению. Форм ировать орфо графическую зорк ость необ ходимо с перв ого класса.
Прежде всего, учит ель должен разв ивать фоне матический слух учащ ихся. Работа над орфо графической зорк остью учен иков получит приведет к высоким результатам при собл юдении двух условий: при сист ематичности пров едения и при пост оянном сове ршенствовании.
Приемы смыс лового чтения для форм ирования орфо графической зорк ости
1)Прог оваривание – это пред упреждение ошибок. Письмо с прог овариванием (хоро вое и инди видуальное). Письмо с прог овариванием обес печивает акку ратность, тически полное отсу тствие ошибок. Если ученик прог оворивает слово с ошибкой, то класс и учит ель вовр емя исправят, т.е. не дадут зафи ксировать эту ошибку.
2) Комм ентированное письмо с указ анием орфо грамм. При комм ентировании дост игается высо кий уров ень само контроля, так как ученик не просто фикс ирует, а объя сняет прав описание. При комм ентировании или орфо графическом разб оре ученик, прежде всего, нахо дит объект объя снения, т.е. орфо грамму.
3) Зрит ельный диктант. На доске запи сывается неск олько пред ложений или текст. Этот текст выра зительно чита ется, затем выде ляются наиб олее инте ресные с точки зрения орфо графии слова, объя сняется их прав описание и лексическое значение, отде льные слова прог овариваются. Затем текст закр ывается и дети пишут его под дикт овку учителя. После напи сания орга низуется пров ерка (само проверка, взаи мопроверка) напи санного дикт анта.
4) Дикт ант с пост укиванием. Во время дикт анта учит ель пост укивает по столу в тот момент, когда прои зносит слово с орфо граммой. Это пост укивание заст авляет учен ика думать.
5) «Секрет письма зелё ной пастой». С помо щью этого приёма дети офор мляют пись менные работы в тетр адях так: как только появ ляется прав ило – начи нает рабо тать зелё ная паста. Чем больше орфо грамм изуч ается, тем чаще зелё ный свет «зажи гается» в тетр адях учен иков.
6) Слов арь слов с непр оверяемыми орфо граммами. В проц ессе работы на уроках встр ечаются слова с непр оверяемыми орфо граммами, эти слова фикс ируются и запи сываются в словарь. Можно давать твор ческие дома шние задания: из проч итанного текста по лите ратурному чтению выпи сать слова с непр оверяемыми орфо граммами. При пров ерке учит ывается: прав ильность выбора слов и их коли чество. Кроме того, можно орга низовать конк урс на «Самый лучший словарь».
7) Какографические упра жнения. Этот приём позв оляет изме нить, в опре делённой степ ени, манеру обще ния учит еля и детей – обще ние стан овится более живым. Напр имер, на уроке русс кого языка во 2 классе (этап повт орения ранее изуч енного) дают зада ние: спис ать с доски в тетр ади пред ложение: умишы хорошые лыжы. И тогда дети дока зывают то, что: пред ложения начинается с заглавной буквы, соче тания ЖИ и ШИ пишу тся с буквой И; имена людей и клички живо тных пишу тся с боль шой буквы, так как это имена собственные; между предлогом и словом должно быть расстояние .
8) Выбор слов из текста с зада нной орфо граммой. Напр имер, задание: найди в тексте слова с непр оизносимым согл асным, запиши слова и пров ерь их напи сание.
9) Пост ановка проп уска в места новых (не изуч енных ранее) орфо грамм. Этот приём испо льзуется при письме под дикт овку. Дети имеют право пост авить пробел в слове в том месте, где орфо грамма ему не знак ома (не изуч алась ранее). Лучше выписывать трудные слова на доске.
10) Поиск орфо грамм в «чистом» тексте. Задание: в тексте подч еркни изуч енные орфо граммы.
11) Клас сификация орфо грамм в «чистом» тексте. Задание: выпи сать из текста слова с орфо граммами: парный согл асный; безу дарный гласный, с удво енными согл асными и т.п. (группы орфо грамм в зави симости от текста).
12) «Фото граф». На доске (на карт очке) запи саны слова с разл ичными орфо граммами. Учен ику даётся 1-2 минуты проч итать и запо мнить (сфот ографировать) эти слова. После этого слова закр ываются и дети запи сывают их по памяти. Оцен ивается грам отность, коли чество слов. Кто прав ильно и всех больше запи сал слов, тот хорошо усвоил материал и может применять изученные правила на практике при записи слов..
13) Задание повышенной сложности . Твор ческий тема тический диктант. Задание: сост авь дикт ант для своего одно классника из слов с безу дарной глас ной в корне слова и т.п.
Работу над орфо графической грам отностью учащ ихся след ует начи нать с разв ития их орфо графической зорк ости. Важно снач ала науч ить детей став ить перед собой орфо графические задачи, а затем уже пост епенно учить их решению. Форм ировать орфо графическую зорк ость необ ходимо с перв ого класса. Прежде всего, учит ель должен разв ивать фоне матический слух учащ ихся. Работа над орфо графической зорк остью учен иков получит приведет к высоким результатам при собл юдении двух условий: при сист ематичности пров едения и при пост оянном сове ршенствовании.
Рекомендуемые источники:
Прак
тикум
: «Приемы
смыс
лового
чтения, как сред
ствоповы
шенияорфо
графической
грам
отности
млад
ших
школ
ьников
».
https://www.един
ыйурок.рф
/
index.php
/
ebo
/
item
/5574--1087
«Текст и
орфо
графическая
грам
отность
млад
ших
школ
ьников»
https://nspo
rtal.ru/nach
alnaya-shkola/russkii-yazyk/2016/02/06/tekst-i-orfo
graficheskaya-gram
otnost-mlad
shih-shko
lnikov
«
Орфо
графическая работа на уроках русс
кого языка в
нача
льной
школе»
https://mult
iurok.ru/index.php/blog/orfo
ghrafichieskaia-rabota-na-urokakh-russ
kogho-iazyka-v-nachal-noi-shkolie.html