Приемы смыслового чтения на занятиях курса внеурочной деятельности "Функциональная грамотность" в начальной школе | Рыбий Елена Евгеньевна. Работа №352972
Аннотация. В статье рассматриваются приемы смыслового чтения, которые могут быть эффективно применены на занятиях курса внеурочной деятельности «Функциональная грамотность» в начальной школе. Описываются подходы, способствующие развитию навыков осмысленного чтения, анализируются их преимущества для младших школьников. Особое внимание уделено интеграции таких методов в практику с целью формирования функциональной грамотности, необходимой для успешной адаптации детей в современной информационной среде.
Ключевые слова: смысловое чтение, функциональная грамотность, начальная школа, внеурочная деятельность, приемы чтения.
Приемы смыслового чтения на занятиях курса внеурочной деятельности «Функциональная грамотность» в начальной школе
Рыбий Елена Евгеньевна, учитель начальных классов
МБОУ «Малоархангельская средняя школа № 1», Орловская область,
г. Малоархангельск
Аннотация. В статье рассматриваются приемы смыслового чтения, которые могут быть эффективно применены на занятиях курса внеурочной деятельности «Функциональная грамотность» в начальной школе. Описываются подходы, способствующие развитию навыков осмысленного чтения, анализируются их преимущества для младших школьников. Особое внимание уделено интеграции таких методов в практику с целью формирования функциональной грамотности, необходимой для успешной адаптации детей в современной информационной среде.
Ключевые слова: смысловое чтение, функциональная грамотность, начальная школа, внеурочная деятельность, приемы чтения.
Формирование функциональной грамотности у младших школьников — одна из приоритетных задач современной школы. Особую роль в этом процессе играет развитие навыков смыслового чтения, которое включает способность понимать, интерпретировать и применять прочитанный текст в различных ситуациях. На уроках основного учебного плана зачастую сложно уделить внимание практическим приемам, направленным на осмысленное чтение. В этой связи занятия курса внеурочной деятельности «Функциональная грамотность» предоставляют возможность интеграции специальных методик, помогающих детям воспринимать текст как источник знаний, размышлений и творчества.
Один из ключевых приемов смыслового чтения — это «чтение с остановками». Данный метод предполагает, что после прочтения определенного фрагмента текста учитель задает вопросы или предлагает детям обсудить прочитанное. Например, читая рассказ о природе, можно спросить: «Почему автор описывает лес таким образом? Какие чувства вызывает этот пейзаж?». Такой подход стимулирует детей задумываться над смыслом текста, искать в нем подтекст и эмоциональные оттенки.
Другой эффективный метод — анализ заголовков и иллюстраций до чтения текста. Перед тем как приступить к чтению, детям предлагается порассуждать, о чем может быть рассказ, исходя из его названия или сопровождающих картинок. Это развивает умение делать предположения, связывать текстовую и визуальную информацию. Например, перед чтением истории «Путешествие к звездам» можно предложить детям обсудить, как они себе представляют это путешествие и что может быть связано с звездами.
Одним из приемов, который помогает детям глубже осознавать содержание, является составление смысловых карт. После прочтения текста детям предлагается изобразить его основные моменты в виде схемы: выделить главную идею, ключевые события, героев и их поступки. Например, изучая текст о дружбе, школьники могут создать схему, где центральным понятием будет «дружба», а от него — линии к качествам настоящего друга или примерам из текста.
Не менее полезным является метод «вопросы от текста». После прочтения ученики придумывают вопросы, которые мог бы задать сам текст, если бы был живым собеседником. Например, после прочтения сказки можно задать вопрос: «Почему герой решил так поступить?». Это развивает критическое мышление, позволяет ребенку погрузиться в процесс анализа содержания.
Интересный метод — «сравнительное чтение», при котором детям предлагается два текста на схожую тему, но из разных жанров или с разными точками зрения. Например, читая научную статью о медведях и художественное произведение о том же животном, дети учатся находить различия в подаче информации, сопоставлять факты и высказывать свое мнение о прочитанном.
Важной составляющей осмысленного чтения является обсуждение моральных аспектов текста. Например, читая рассказ о героизме или трудном выборе, учитель может предложить детям поразмышлять: «Как бы вы поступили на месте героя? Почему?». Такой подход помогает формировать ценностные ориентиры, которые являются частью функциональной грамотности.
Также полезен метод «прогнозирования». Ученикам предлагается остановиться в середине текста и предположить, как будут развиваться события дальше. Это развивает воображение, учит строить логические цепочки и следить за авторским замыслом. Например, в рассказе, где герой готовится к соревнованиям, можно спросить: «Как вы думаете, удастся ли ему победить? Почему?».
Особенность всех указанных методов заключается в их ориентации на активное вовлечение учащихся в процесс работы с текстом. Однако для эффективного использования этих приемов необходимо учитывать возрастные особенности детей. Младшие школьники более эмоционально реагируют на визуальные образы и игровые элементы, поэтому приемы смыслового чтения можно комбинировать с элементами творчества. Например, после прочтения сказки дети могут нарисовать иллюстрации к понравившимся моментам или разыграть сценку по мотивам текста.
Важным аспектом остается мотивация. Учителю важно объяснить детям, почему понимание текста так важно для их жизни. Примером может служить рассказ о том, как умение понимать инструкции помогает справляться с повседневными задачами, а осмысление художественного текста развивает фантазию и помогает выражать свои мысли.
Таким образом, использование приемов смыслового чтения на занятиях курса «Функциональная грамотность» открывает новые возможности для развития интеллектуальных и личностных качеств младших школьников. Оно формирует у детей не только умение работать с текстом, но и способность применять полученные знания в реальных жизненных ситуациях, что делает процесс обучения более целостным и увлекательным.
Список литературы
Асхадуллина
Н. Н. Механизмы формирования функциональной грамотности обучающихся начальных классов: проблемы, тенденции, перспективы // Проблемы современного педагогического образования.
2021. №71-4. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/mehanizmy-formirovaniya-funktsionalnoy-gramotnosti-obuchayuschihsya-nachalnyh-klassov-problemy-tendentsii-perspektivy
Бурова Н. В. Приёмы формирования функциональной грамотности на уроках русского языка и литературного чтения в начальных классах / Н. В. Бурова. —
Текст :
непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 31 (478). — С. 149-151. — URL:
https://moluch.ru/archive/478/105197/
Голомолзина Е. В. Обучение младших школьников функциональному чтению информационного текста // Вестник науки и образования.
2024. №7 (150)-1. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/obuchenie-mladshih-shkolnikov-funktsionalnomu-chteniyu-informatsionnogo-teksta
Третьякова Е. М. Развитие читательской грамотности на уроках литературного чтения в начальной школе // Вестник науки.
2020. №12 (33). URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-chitatelskoy-gramotnosti-na-urokah-literaturnogo-chteniya-v-nachalnoy-shkole