Приемы технологии развития критического мышления | Кушнарева Татьяна Кузьминична. Работа №349686. Номер работы: №349686
Сущность технологии развития критического мышления состоит в том, что учащиеся самостоятельно добывают знания, используя разнообразные формы работы и средства обучения, Технология развития критического мышления предлагает строить урок по схеме вызов – реализация смысла – рефлексия. Стадия вызова, когда обучаемый активно участвует в вызове того, что он знает о данной теме. Эти знания могут стать базой для усвоения новых знаний. Вторая фаза называется смысловой. На ней обучающийся вступает в контакт с новой информацией или идеями. Третья фаза – рефлексия, когда информацию пропускаешь через своё видение.
С помощью этой технологии школьники учатся вырабатывать свой взгляд на вещи, видеть чужое мнение, отличное от его, вырабатывать коммуникативные навыки общения, уважать различные точки зрения. Проанализировав свою работу в данной технологии, я выделила несколько эффективных приемов для уроков русского языка и литературы в старших классах. Более того, у меня сложилась своя система использования этих приемов на каждом из этапов.
Приемы технологии развития критического мышления.
Сущность технологии развития критического мышления состоит в том, что учащиеся самостоятельно добывают знания, используя разнообразные формы работы и средства обучения, Технология развития критического мышления предлагает строить урок по схеме вызов – реализация смысла – рефлексия. Стадия вызова, когда обучаемый активно участвует в вызове того, что он знает о данной теме. Эти знания могут стать базой для усвоения новых знаний. Вторая фаза называется смысловой. На ней обучающийся вступает в контакт с новой информацией или идеями. Третья фаза – рефлексия, когда информацию пропускаешь через своё видение.
С помощью этой технологии школьники учатся вырабатывать свой взгляд на вещи, видеть чужое мнение, отличное от его, вырабатывать коммуникативные навыки общения, уважать различные точки зрения. Проанализировав свою работу в данной технологии, я выделила несколько эффективных приемов для уроков русского языка и литературы в старших классах. Более того, у меня сложилась своя система использования этих приемов на каждом из этапов.
Первая стадия – «Стадия вызова» на каждом уроке обязательна. На данной стадии я использую следующие приемы: «верные- неверные утверждения», «корзина идей», «кластеры».
Прием №1 «верные - неверные утверждения»
Вот как прием «верные- неверные утверждения» работает на стадии вызова при изучении темы 7 класс «Частица»
Цель использования приема на данном этапе: повышает мотивацию к изучению нового материала, при работе в парах учащиеся активизируются. Ребенок ставит перед собой вопрос по данной теме, формируется представление о том, чего он не знает «Что хочу знать?»
Из моего педагогического опыта
На каждой парте распечатка:
-Частица – самостоятельная часть речи
-Частицы не изменяются
-Частицы выражают различные смысловые отношения между словами
-Частицы служат для связи слов в предложении
Задание: индивидуально рассмотрите «верные и неверные утверждения», произведите на местах их правку. Если вы не согласны с данным утверждением, напишите слово «да», если нет – «нет».
Можно дать задание: установить, верны ли данные утверждения, и обосновать свой ответ.
Прием «верные – неверные утверждения» является удачным и интересным и для уроков литературы при знакомстве с биографией поэта или писателя.
Прием №2 «корзина идей» и «кластер»
Цель использования приема на данном этапе: стимулирование и активизация мыслительной деятельности. Прием приводит в действие все полученные ранее знания ребят. Способствует развитию устной речи(требуется произносить полные ответы)
В течение урока на второй стадии мы опять возвращаемся к “корзине”, чтобы подвести ребят к осмыслению своих ошибок. Этот прием уместен как на уроке русского языка, так и на уроке литературы.
Вторая стадия – «стадия осмысления содержания»
Наиболее приемлемым на уроках русского языка считаю такой прием, как чтение с пометами с заполнением рабочего листа в формате таблицы
«V» знал
«+»узнал
«-» вызывает сомнения
«?» хочу знать
Цель использования приема: делают зримыми процесс накопления информации, путь от старого знания к новому, обеспечивается вдумчивое, внимательное чтение, отслеживается собственное понимание материала.
Предлагается обсудить данные, записанные в ходе самостоятельной работы в таблицу.
- Какая информация вам была уже известна? Все согласны с этой информацией?
- Какую информацию вы узнали только сейчас? Какая информация у вас вызывают сомнение? Какие толстые вопросы вы поставили? Можем ли мы на них ответить сейчас?
- Что вам хотелось бы узнать по этой теме? Как вы думаете, из каких источников мы можем об этом узнать?( дети предлагают свои варианты)
Третья стадия – «стадия рефлексии».
На стадии рефлексии использую такие приемы, как перекрестная дискуссия, синквейн, кластер, « толстые и тонкие вопросы»
Прием №1
Дискуссия – одна из весьма сложных форм речи, для овладения которой необходима предварительная подготовка, поэтому при проведении такого урока знакомлю ребят с правилами ведения дискуссии и с речевыми шаблонами, помогающими ребятам выражать свои мысли.
Основные задачи дискуссии:
-обмен первичной информацией;
-выявление противоречий;
-переосмысление полученных сведений;
-сравнение собственного видения проблемы с другими взглядами и позициями
Данный прием особенно эффективен на уроках литературы при обсуждении и анализе художественного произведения.
Из моего педагогического опыта
Пример работы с таблицей «Перекрестной дискуссии» на уроке литературы в 9 классе при изучении романа М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»
Тема урока: «Виновен ли Печорин в смерти Бэлы?»
Цель дискуссии на стадии рефлексии: возможность переосмысления полученных сведений, сравнение собственного видения проблемы с другими взглядами и позициями. Форма групповой дискуссии способствует развитию диалогичности общения, становлению самостоятельности. Подготовка к дискуссии начинается с краткого обмена мнениями по вопросу: виновен ли Печорин в смерти Бэлы? Предлагается записать в тетрадях и положительные, и отрицательные аргументы по предложенному вопросу.
Печорин виновен
Печорин не виновен
Дискуссия проводится следующим образом: высказывается тезис «за», потом заслушивается тезис «против». Обмен тезисами продолжается до тех пор, пока не закончатся аргументы. После окончания дискуссии нужно принять однозначное решение и записать его в тетрадь под таблицей. В зависимости от ответа учащиеся делятся на группы, обсуждают результаты перекрестной дискуссии, отбирают значимые аргументы и контраргументы, которые впоследствии оглашаются. По результатам полемики учащиеся пишут сочинение-миниатюру с одним из предложенных вступлений: «Да, Печорин виновен, потому что…», «Нет, Печорин не виновен, потому что…», «Я не могу дать однозначного ответа, потому что…»
Прием №2. «Кластер»
Кластер - это способ графической организации материала.
Цель: позволяет сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему; на стадии рефлексии понятия группируются, систематизируются и между ними устанавливаются логические связи. Система кластеров позволяет охватить избыточный объем информации. В дальнейшей работе, анализируя получившийся кластер как «поле идей», следует конкретизировать направления развития темы.
Кластер – это прием, который является палочкой-выручалочкой в 11классе при подготовке к ЕГЭ. Если использовать этот прием в системе, как на уроках литературы, так и на уроках русского языка, то для выпускников это будет хорошим подспорьем при подготовке к экзаменам.
На уроках литературы для самостоятельной учёбной и домашней работы использую прием «толстые» и «тонкие вопросы».
«Тонкими» вопросами называют простые, односложные вопросы, требующие простого ответа на уровне воспроизведения. «Толстые» вопросы выводят учеников на более высокий уровень мышления: сравнение, анализ, синтез, оценку. Систематическое применение данного приёма учит обучающихся грамотно задавать вопросы и осознавать их уровень сложности. Вопросы и ответы могут оформляться в таблицу или задаваться устно. Прием «толстых» и «тонких» вопросов учит ребят думать над прочитанным, понимать произведении. Заданный учеником вопрос по тексту художественного произведения является для учителя способом диагностики знаний ученика, так как вопрос демонстрирует уровень погружения в текст, умение анализировать его в контексте литературного процесса. На первых порах работы с этим приемом я учу детей определять уровень сложности вопроса – относить его к «тонким» или «толстым».Это можно делать на вопросах , которые предлагает учитель или вопросы учебника.«Толстые» вопросы, придуманные учениками, впоследствии могут стать темой сочинения или самостоятельной работы , которые ребята публично защищают .
Из моего педагогического опыта
10 класс Тема : И.С.Тургенев « Отцы и дети»
«тонкие» вопросы
«толстые » вопросы
Кто главные герои романа « Отцы и дети»
Назовите темы споров Базарова и Кирсанова
Назовите маршрут Базарова
Почему роман называется «Отцы и дети», а не «Базаров»?
Что устарело в романе и что в нем современно?
В русской литературе есть несколько героев с именем Евгений. Кто эти герои? Что их сближает?
Прием №4 составление синквейна.
Синквейн – это стихотворение, состоящее из пяти строк, написанное по особым правилам.
Цель написания синквейнов – отработать понятия, рефлексивно оценить пройденное.
Главный принцип – выражение собственного смысла через описание, действие и отношение.
Используя на уроках приемы ТРКМ, убеждаюсь, что данная технология позволяет поддерживать внимание детей на высоком уровне, снижает утомляемость, повышает мотивацию обучения и интерес детей к школе, формирует обстановку творческого сотрудничества и конкуренции, воспитывает в детях чувство собственного достоинства, дает им ощущение творческой свободы и, самое главное, приносит радость.